Переход или тупик?

Какие уроки надо выучить после драматичных событий в Стерлитамаке

Тот самый кабинет, где едва не произошла трагедия.
Тот самый кабинет, где едва не произошла трагедия.
Автор: Людмила МЕЛЬНИКОВА, Екатерина ЯКОВЛЕВА, Ольга КИСЕЛЁВА
версия для печати
65 | 65
Тот самый кабинет, где едва не произошла трагедия.

Хроника равнодушия

Социальные сети ближе самых близких 

Пять месяцев назад учителя забили тревогу, узнав о намерении своего ученика устроить резню. Полиция и родители сочли, что педагоги сгущают краски. 

Анонимное сообщение о переписке в «ВКонтакте» одного из учеников города, в которой говорилось о возможной организации резни в школе, поступило нам 7 ноября прошлого года. Службы нашей школы выяснили, что им является ученик 9 Г класса А.Т. Сначала он все отрицал, говорил, что его страницу взломали, но затем сознался в авторстве угроз.


Социально-психологической службой школы родителям были даны рекомендации больше внимания уделять ребенку, контролировать его общение в соцсетях.


Полиция Стерлитамака была извещена об этом факте 10 ноября. Высказана просьба принять соответствующие меры безопасности. В ответ на наше обращение была получена по сути дела отписка — отказ в возбуждении уголовного дела в отношении А.Т. за отсутствием на то оснований.


На заседании школьного совета профилактики 11 ноября подросток был поставлен на внутришкольный учет. С ним велась коррекционно-профилактическая работа школьного психолога и социального педагога. Классный руководитель регулярно контролировал поведение мальчика, поддерживал связь с родителями.


16 апреля мы вновь получили информацию о переписке в «ВКонтакте», где неизвестный мальчик высказывался о том, что он одинок, родителям на него наплевать, и, возможно, его отправят в психушку. Мы выяснили, что эта переписка принадлежит все тому же А.Т. Его родители 17 апреля были приглашены в школу для беседы. Подросток пообещал не участвовать в социально опасных группах и заверил, что ничего плохого делать не намерен. Отец в присутствии ребенка заявил: «Да кишка у него тонка».


Администрация школы по телефону сообщила главному инспектору отдела образования О. В. Самойловой о происходящем. По указанию директора школы Н. Р. Муратовой стали готовить документы для представления в городскую комиссию по делам несовершеннолетних.


Однако утром следующего дня в кабинете информатики А.Т. нанес ножевые ранения однокласснице, учителю и устроил поджог кабинета. Одна из учениц успела выпрыгнуть через окно лаборантской комнаты, получив перелом конечности и ушиб позвоночника.


В данный момент следственные органы оказывают давление на директора школы Н. Р. Муратову, обвиняют в халатности.


В защиту Натальи Ринатовны хотелось бы сказать, что именно благодаря ее усилиям в школе проводились учения по действиям в чрезвычайных ситуациях. Учащиеся, даже самые младшие, четко знали, как вести себя при пожаре, что позволило быстро и профессионально организовать эвакуацию детей. А учитель информатики Е. А. Першина, истекая кровью от нанесенных ран, спасала девятиклассников из огня.


После трагедии родители подростка, совершившего нападение на одноклассников и учителя, обливают грязью школу, но не рассказывают, как «плохие», по их мнению, учителя выбили нож из рук их сына, оказывали ему первую помощь, а «хорошая и любящая» мама прибежала, посмотрела на окровавленного ребенка, сказала: «Ты сам сделал этот выбор» и убежала. «Заботливый» папа отказался сопровождать ребенка в больницу.


Даже в такой момент им было не до сына…


Людмила МЕЛЬНИКОВА, заместитель директора школы № 1. 

Чрезвычайное происшествие, случившееся в стерлитамакской школе, когда подросток напал с ножом на одноклассниц, учителя и поджег кабинет, шокировало всех. К счастью, фатальных жертв удалось избежать. Ситуация, между тем, получила продолжение: на директора школы заведено уголовное дело по статье «халатность». Петицию в поддержку директора уже подписали тысячи жителей города и республики. А главные вопросы — не «Кто виноват?», а «Почему это произошло?» и «Как предотвратить подобное?» — повисли в воздухе. Вот почему мы возвращаемся к больной теме и говорим с учителями и старшеклассниками о том, что мешает детям учиться и взаимодействовать друг с другом по-человечески. Трудный путь

В переходе из одного школьного крыла в другое шумно: пострадавший от поджога кабинет информатики ремонтируют. Кабинет «с двойным дном»: дверной проем в дальней стене ведет в препараторскую. Это спасло ребят, там они укрылись от нападения.


— Настоящего пожара не было, было локальное возгорание и задымление. Компьютеры мы потом выносили неповрежденными, — рассказывают учителя.
Самим педагогам восстановиться пока не удалось:


— Произошедшее 18 апреля мы поначалу восприняли как учебную тревогу, — говорит учитель русского языка и литературы Ильмира Яминова. — Мы умеем действовать четко, за четыре минуты вывели всех детей. То, что случилось в нашей школе, было для нас, учителей, шоком и потрясением, но еще большее потрясение — то, что происходит сейчас. Я знаю нашего директора Муратову 25 лет, и общественность знает Наталью Ринатовну как порядочного человека, талантливого математика и грамотного руководителя. Наши медицинские классы — гордость республики. Наши коррекционные классы — это классы, в которых работают самые терпеливые и ответственные педагоги. Нельзя правоохранительным органам в собственных недоработках обвинять школу. У школы нет таких полномочий, какие есть у полиции. Школа вправе лишь провести профилактическую беседу с ребенком и родителями и предложить психологическую помощь. У комиссии по делам несовершеннолетних больше ресурсов. В законе об образовании права учителя прописаны не четко: как нам защищать свою профессиональную честь и достоинство? Но мы не позволим порочить репутацию нашего директора. А беда школьников не только в том, что их оболванивают социальные сети, но и в том, что им не хватает родительского тепла, доброй поддержки. Очень мешают некоторым детям высокомерие и заносчивость: человек, который намеренно отгораживается от сверстников, превозносит себя, считает себя вправе судить других, — вечная проблема в литературе.


— Что мешает людям любить своих детей?


— Каждое поколение считает, что оно живет хуже предыдущего. Трудности жизни, усталость от работы и подработок вызывают агрессию. Литература, история и другие школьные дисциплины — это уроки человечности для детей. Но их недостаточно, детям нужна родительская любовь.

Кто с нами?

Старшеклассники рассказывают, в чем они нуждаются, чтобы быть счастливыми и уверенными в себе:


— Школа — это не вся жизнь. У меня хорошие родители: спрашивают, как у меня дела, предлагают помощь. Контроль? Он не нужен и не помогает, от него только хуже. Я в последнее время понимаю: родители дают нам много хороших советов, а мы их почему-то не слушаем.


— Главное — общение. Если родители разговаривают с тобой по-хорошему, а не поучают, ты не закроешься от других людей. Хотя, знаете, после того, что произошло в нашей школе, мне труднее доверять людям.


— Учителя к нам относятся доброжелательно, у меня в школе много друзей. Как научиться дружить? Мне кажется, это происходит естественно. У каждого человека появляется свое окружение — близкие ему по духу люди. Для этого просто надо жить и быть собой.

«Никто не хотел ему помочь...»

— Артема в классе травили, — глухим от отчаяния голосом говорит по телефону мама мальчика, напавшего на одноклассников. — Обзывали за цвет кожи, за тугоухость. В дневнике он писал, что не хочет жить. Артем состоит на учете у сурдолога, невролога, аллерголога — все назначения врачей мы выполняли, рекомендованные комиссии проходили. Мы с мужем любим сына, всегда его поддерживали, просили не обращать внимания на обидчиков, обещали, что все у него будет хорошо: закончит школу, выучится на сварщика, как он хотел, найдет себе настоящих друзей. Мы с себя вины не снимаем: надо было давно разобраться с учителями и учениками — поговорить жестко и серьезно. Защитить его, перевести, в крайнем случае, на домашнее обу­чение. О том, что Артем пишет в интернете, я рассказала учителям еще осенью. Кроме профилактических бесед: «Не пиши больше такое», никаких действий никто не предпринял. К нам домой ни один сотрудник полиции не пришел. Всем было все равно. Человек просил помощи, но никто ему не помог: мы не смогли, а другие не захотели...

Свет в конце тоннеля

О произошедшем в Стерлитамаке беседуем по телефону с педагогом и публицистом Димой ЗИЦЕРОМ (г. Санкт-Петербург):

— Дима, почему в сегодняшних реалиях ребенок, родитель и учитель по эффективности взаимодействия напоминают Лебедя, Рака и Щуку из известной басни, только в новом, трагичном, варианте? Ведь цель у трех сторон одна — чтобы ребенок вырос счастливым?


— Увы, нет. Кто такой счастливый человек? Тот, кто в ладах с собой и близкими, знает, чего он хочет, и умеет выбирать. Если человека заставляют заниматься не тем, чем он хочет, вряд ли он от станет счастливым, правда? Но, к сожалению, именно так все еще устроена наша жизнь. Если ребенку в школе плохо, это значит, что школа как социальный институт должна измениться. А школа говорит: «Давайте изменим вашего ребенка».


Второй момент: счастливого человека не может вырастить человек несчастный. Нередко родители и учителя общаются с детьми по принципу «начальник — подчиненный» (или еще хуже: «я начальник — ты дурак»). Это вызывает у ребенка сначала сопротивление, а потом подчинение и осознание: «Если я сильнее, я должен всех победить, а если я слабее, значит, я жертва, я должен подчиняться». И взрослые говорят: «Жизнь тяжела, мир жесток». Полная чепуха! Мир ярок и прекрасен. Велик соблазн в школьной системе построить все по тюремному типу: «Встать, сесть, замолчать». Но зачем расчеловечивать детей и представлять их существами, которым нужна жесткая рука? Школа — это такое место, куда имеет смысл ходить, только если я там исследую самого себя и окружающий мир и обучаюсь, то есть удовлетворяю свое любопытство.


— Что может сделать учитель, чтобы предотвратить агрессию в школе?


— Стараться жить интересно. Начать сомневаться и задавать вопросы. И учить этому детей. Помните фильм «Чучело»? Там учительница заботится прежде всего о том, чтобы был крепкий коллектив: «Ну мы же вместе!». И это — одна из предпосылок травли. Люди очень сложные, а детям предлагают модель: «Люди очень простые». Детям недостаточно взяться за ручки и попрыгать вместе, чтобы было весело. Пусть ребенок задает вопросы. Как я устроен? Как устроен другой человек? Как я могу влиять на мир? И как мне выстраивать в нем связи? Самый примитивный путь — кто сильнее, тот и прав. Этот путь опасный: никто не знает, у кого и когда проснется сила, и сжатая пружина распрямится самым непредсказуемым способом. А вот если в школе нам рассказывают о нас и о мире и разговаривают с нами, а не требуют единственно правильного ответа, если мы умеем взаимодействовать иными способами, кроме силового, — это успешная прививка от многих несчастий. Тогда ребенок скажет в ответ на травлю: «Мне это неприятно», «Я хочу общаться по-другому». А травящий сам себя остановит: «Что это я веду себя как зверь?».


К счастью, свет в конце тоннеля есть. Сегодняшние дети очень часто не согласны на неправильное отношение к себе, и изменения к лучшему в современной школе происходят. Что касается директора школы. Важно не позволить системе назначить виновного. Если директор — добросовестный человек и педагог, то в этой ситуации он уже чувствует себя настолько виноватым и наказанным, что большего не надо, поверьте. Поднимайте шум, защищайте директора. Не будьте равнодушными: с этого и начинается изменение мира к лучшему.


Екатерина ЯКОВЛЕВА.

Как быть тем, кому трудно?

Сергей БОЙКОВ, главный врач Стерлитамакской психиатрической больницы:

— Психиатрическая помощь носит исключительно добровольный характер. До проведения каких-либо процедур законный представитель ребенка подписывает согласие на обследование, наблюдение и лечение (иногда эти согласия совмещены). То есть вся помощь разделена. Можно прийти и подписать согласие только на обследование, после которого ребенку выставляется диагноз, но от дальнейшего лечения можно отказаться. Это законное право человека за одним исключением — если патология грубая и подлежит диспансерному наблюдению. Здесь согласие уже не требуется.


Родители по своей инициативе к нам приходят редко. Как правило, только после многократных настоятельных просьб от администрации детских образовательных учреждений. У детей, по сравнению со взрослыми, хорошая восстанавливаемость. Если на ранних этапах ребятишки получают качественную и квалифицированную помощь, то к 15 — 20 годам (при отсутствии грубой патологии) они выздоравливают. Нельзя сказать, что если ребенка в детстве полечишь, то его обязательно минует болезнь во взрослом состоянии. Но нельзя не использовать этот шанс.


Из своей практики могу сказать, что самый опасный период — подростковый. В это время даже самые здоровые дети, не имеющие психических проблем, становятся раздражительными, импульсивными, огрызаются. А если имеются психиатрические проблемы, в этот период они обостряются. И здесь лечение — жизненная необходимость.


— Как определить, что ребенку нужна психиатрическая помощь?


— Универсальных признаков нет. Должно насторожить любое поведение, сильно отличающееся от поведения детей этого возраста. Например, если ребенок играет уединенно, или не играет вообще, часто дерется, не может удержать относительно долго внимание на прочтении сказок, просмотре мультфильмов или программ, чрезмерно возбудим, гиперактивен. Опережение развития так же плохо, как и его замедление. Это говорит о том, что психика формируется не по годам быстро. Быстрая восприимчивость всего нового дает низкую усвояемость информации. Ребенок перестает успевать, потому что его внимание становится рассеянным. Если есть любой аспект угрозы жизни себе или окружающим (направленность неважна), то однозначно нужно идти к психиатру или психотерапевту.


— Как отличить обычные детские разборки от серьезной проблемы, требующей внимания специалиста?


— Родители должны научить своих детей решать споры без драк. Если ребенку об этом говорят, но акты агрессии продолжаются, то лучше обратиться к специалистам. Психиатр может определить, насколько контролируемы импульсы, приводящие к агрессии, их амплитуду и последствия. Возможно, это симптом начала какого-то заболевания. Один из критериев, на который надо обращать внимание, это повторяемость. Каждый случай надо разбирать: мотивированная агрессия или нет, защищался ребенок или нападал.


— Возможна ли профилактика психиатрических заболеваний?


— Ввиду особенностей нашего общества, предвзято относящегося к психиатрии, первичной профилактикой могли бы заняться психологи. Такие специалисты есть в дошкольных и школьных учреждениях, поликлиниках.


Родителям надо помнить, что любые изменения в поведении ребенка — это в первую очередь отражение проблем в семье. В процессе воспитания дети впервые сталкиваются с реальной жизнью, они изучают общество: что приемлемо, что нет, что поощряемо, а что не очень. Именно в семье формируется ценностное ориентирование. И если родители не находят времени для того, чтобы выслушать ребенка, оценить элементарные проявления его чувств, его состояние, это не может привести ни к чему хорошему. Тогда ребенок начнет производить сверку самостоятельно или формировать поведение, которое будет максимально сильно привлекать внимание. Потому что ребенок не знает, как это надо делать.


Главный совет родителям — при любых сомнениях лучше показаться специалисту — психиатру или психотерапевту. Лучше побороть страх перед психиатрией, чем получить хронически больного. Надо обратиться к специалисту, получить помощь. Помните, что наблюдение у психиатра не пожизненная процедура. После прохождения лечения и выздоровления наблюдение можно прекратить.

 

Беседовала Ольга КИСЕЛЁВА.

Что охраняет охранник

О системе охраны в школе на условиях анонимности рассказал директор одной из частных охранных фирм Стерлитамака:

— В большинстве школ система безопасности соответствует закону: организована пропускная система, имеются пост физической охраны объекта, тревожная кнопка и пожарная сигнализация. Основная функция охранника в учебных заведениях — не допустить проникновения посторонних лиц. Сотрудник частного охранного агентства не должен проверять портфель каждого ученика. Это и невозможно: чтобы досмотреть всех входящих, понадобится не один час. Родители должны контролировать своих детей, смотреть, что у них в сумках и портфелях. Пренебрежительное отношение родителей к охранникам перенимают дети. Часто на требования сотрудников ЧОП предъявить пропуск или показать содержимое портфеля школьники огрызаются, начинают «качать права». Родители должны объяснить, что требования охранников, отвечающих за безопасность, обязательны для исполнения.

Опубликовано: 09.05.18 (17:36) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Внутри исторического квартала.   Фанис Мухаметьянов и сам служил в погранвойсках.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
AHOHC

Сделай правильный выбор — подпишись на «Республику Башкортостан»!

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
Жадность бабушку сгубила («Ветеран») 25.05.18 (09:05)
Радик Мухарямов 2018-05-26 07:15:41
Да уж, издеваются аферисты над пенсионерами по всякому. Даже видя, что находятся в бедной квартире.... далее
Житель Белорецкого района ранил ножом мать и гражданскую жену
Радик Мухарямов 2018-05-26 06:58:42
Критикуем как бармалеи убивают людей в Сирии, на соседней Украине. А ведь оказывается и рядом есть... далее
Он лечит не болезнь, а человека (Cоциум) 15.05.14 (10:48)
Ирина 2018-05-25 22:59:00
Помогите, пожалуйста, моим детям, не могут зачать. Врачам больше не верю.... далее
В Госсобрании республики вручили инвалидные электроколяски участникам боевых действий
Радик Мухарямов 2018-05-25 10:10:03
Как технически продвинулось человечество в целом и наша страна в частности. В моём детстве было... далее
В Уфе после пластической операции умерла женщина
Радик Мухарямов 2018-05-24 15:44:28
Что-то участились случаи гибели пациенток пластических операций. Смерть - не слишком ли высокая... далее
Журчит родник недолго (Cоциум) 24.05.18 (11:13)
ВВ 2018-05-24 14:09:36
Человек,как известно,пусть и высокоорганизованное. но всё-таки животное... Впадая в примитивизм... далее
Золотой литр бензина (Вопрос эксперту) 16.05.18 (19:48)
Радик Мухарямов 2018-05-24 12:48:03
Что-то происходящее в этом месяце мне напоминает эпоху отстранения от власти Н. С. Хрущёва. Тогда... далее
В Уфе откроют памятник воинам-пограничникам
Радик Мухарямов 2018-05-22 13:12:37
Давно пора. Мой двоюродный дядя, к сожалению, не дожил до этого. Вот бы обрадовался. В своё время... далее
В Уфе 25 мая спиртное продаваться не будет
Радик Мухарямов 2018-05-22 08:24:01
Есть у нас хорошие законы. Радует и то, что в отличии от соседних Челябинска и Казани, а также... далее
Константин Хабенский: Люблю, когда тяжело и интересно (Культура) 17.05.18 (21:11)
ВВ 2018-05-21 17:04:41
Если человек скотина, то никой талант не избавит его от такого качества...Талант--не... далее
Константин Хабенский: Люблю, когда тяжело и интересно (Культура) 17.05.18 (21:11)
Асаба 2018-05-21 14:17:41
"...ложки нашлись, но осадочек остался". Зря Хабенский ляпнул в одном интервью, что главный герой... далее
В Белебее вор обворовал дом пенсионерки, сбив навесной замок
Радик Мухарямов 2018-05-20 16:23:30
Наверное это беда некоторых пенсионеров. Вместо врезного или накладного замка, по привычке вешают... далее