Издательство «Республика Башкортостан»

Сказка «на вырост»

«Золотой петушок» залетел на сцену и объединил самые разные жанры искусства

Непутевым вырос сын царя Афрон (Ян Лейше).
Непутевым вырос сын царя Афрон (Ян Лейше).
версия для печати
Непутевым вырос сын царя Афрон (Ян Лейше).

Любители сцены привыкли к тому, что если театр носит название «оперы и балета», то там либо поют, либо танцуют. Ан нет! Герои нового спектакля заговорили стихами «нашего поэтического всего» — Пушкина. Собственно, отнести постановку «Золотой петушок» к какому-либо жанру сложно: скорее это литературно-музыкальная композиция, представляющая собой сочетание произведений золотого века русской культуры, мультипликации и столь модной ныне песочной анимации.

О музыке — отдельно: авторы проекта не просто взяли за основу известную оперу Николая Римского-Корсакова, но изящно объединили в гармоничное трио сочинения Николая Андреевича, Петра Ильича Чайковского и — особое им спасибо — Осипа Козловского, незаслуженно забытого белорусского композитора XVIII века, почитаемого современниками за единственного соперника знаменитого Огинского по части сочинения полонезов.


«Что за прелесть эти сказки!» — восклицал некогда Пушкин, создавший на основе фольклора поэтические шедевры. Авторы проекта постарались донести восторг великого поэта до разновозрастных зрителей, заполнивших театр. Инициатор — известный российский режиссер и актер Петр Татарицкий перевоплотился во всемогущего Сказочника, по мановению руки которого из клубящегося на сцене тумана возникала соблазнительно-коварная Шамаханская царица. Или обленившийся царь Дадон в сверкающих одеждах, враз оживившийся при виде восточной искусительницы. Премудрый Звездочет в развевающейся мантии, из рукавов которой, кажется, вот-вот вылетит настоящий петушок, рассыпая вокруг золотое сияние.


А в самый напряженный момент, когда торжествует Шамаханская царица, радуясь очередной склоке, вызванной ее небесной красотой, грозно, предвещая трагедию, на сцену вступает орган как полноправный участник спектакля (органистка Евгения Кривицкая, Москва).


Сказка — дело серьезное. Потому, думается, для воплощения «Петушка» на башкирской сцене были призваны лучшие силы театра. Это два обладателя «Золотой маски» — главный дирижер театра Артем Макаров и Диляра Идрисова, из женственной хрупкой скромницы виртуозно перевоплотившаяся в грозную обольстительницу, способную бросить к своим ногам любого, — достаточно вспомнить мимолетный воздушный поцелуй, словно стрела вонзившийся в сердце пошатнувшегося Сказочника. Это суровый на вид, приводящий в трепет роскошью царских одежд (по подолу блестящего одеяния забавно выведено крупными буквами «Царь»), но на деле слабовольный и недалекий Дадон — Артур Каипкулов.


— Отдельной фишкой проекта стала песочная анимация (Артем Нерсес, Москва). Думается, сейчас ее используют не всегда разумно, а иногда и чрезмерно, но в данном случае она вполне уместна. Волшебное действо свершается «здесь и сейчас»: вот только что нарисованный Звездочет спускается с экрана прямо на сцену, сверкая расшитым золотом халатом. А вот и чудесный петушок, притаившийся в его мешке, уже взлетает на шпиль царского дворца и зорко бдит за коварными захватчиками. Фееричный мир возникает под ловкими руками художника, становясь реальностью, с тем, чтобы тут же рассыпаться и вновь явить зрителю новую чудесную картину.

Досье

Петр Татарицкий — актер, режиссер, сыграл около 50 ролей в кино и театре, автор оригинальных проектов в жанре мелодекламации с участием симфонических оркестров и камерных ансамблей. В рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России поставил мировую премьеру оперы «Буря» А. Алябьева, выступив одновременно как автор оригинальной сценической версии, режиссер-постановщик и актер (волшебник Просперо). Лауреат премий «Персона России», «Профессионалы — гордость России», «Овация», премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» за сохранение наследия отечественной музыкальной классики (за постановку оперы «Буря»), обладатель ордена издательства «Who is Who» (Швейцария), Серебряной звезды ордена «Служение искусству». Спектакль «Золотой петушок» поставлен в рамках мультикультурного артпроекта на грант президента РФ.

Это интересно

- Сказка о золотом петушке была написана в 1834 году и стала последней сказкой Пушкина.

- По мнению знаменитой поэтессы Анны Ахматовой, первоисточником послужила новелла «Легенды об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга из сборника «Альгамбра».

- Сказка сказкой, но намек в ней действительно усмотрели: при публикации цензор Александр Никитенко запретил печатать заключительное двустишие сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» и строчку «Царствуй, лежа на боку». Пушкин с возмущением писал об этом в своем дневнике. В печати «предосудительные» места были заменены многоточиями.

- На сюжет «Золотого петушка» в 1908 году была написана опера Николая Римского-Корсакова, в 1967-м — снят мультфильм, в 1999-м — поставлен музыкальный спектакль Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот».

- В июле 1906 года Римский-Корсаков писал в письме, что у него «нет охоты думать о каких-либо планах», а уже в октябре записывает шуточный стишок: «Сочинять хочу не в шутку «Золотого петуха», хи, хи, хи да ха, ха, ха».

- Первоначально пропустив текст либретто без изменений, на другой же день цензоры опомнились и потребовали многое изменить. Римский-Корсаков был вынужден согласиться с изменениями, но потребовал, чтобы на спектакле продавались отдельно книжечки с полным текстом либретто. Однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось, она увидела свет после его смерти.

- Помимо четырех главных персонажей сказки (царь, звездочет, царица и петушок), в опере появились еще двое — воевода и ключница, а два царевича обрели имена — Гвидон и Афрон.

- За рубежом опера впервые была поставлена в 1914 году в Лондоне (на русском языке). Шла она в Париже, Нью-Йорке, Берлине…

- Упомянутый композитор Осип Козловский известен как автор оперы «Взятие Измаила» на текст Павла Потемкина по заказу графа Шереметьева, праздничного полонеза «Гром победы, раздавайся» (в конце XVIII и первых десятилетиях XIX века он был неофициальным гимном Российской империи), трагедии «Эдип в Афинах» и других произведений.

Блиц-эксклюзив

Кто вершит наши судьбы?

Чудо зависит от того, какую мысль мы отправляем в пространство, считает режиссёр Пётр Татарицкий

— Уфа — это первый город, в котором был показан «Золотой петушок»?


— Премьера проекта «Сказки Пушкина» состоялась в Москве, все четыре поставленные нами истории были показаны в Белгороде, мы были в Омске, Казани и теперь очень рады встрече с уфимским зрителем, причем в стенах оперного театра. Здесь, в Уфе, наша постановка воспринимается не как концерт-спектакль, а именно как спектакль. Правда, в нашем проекте оркестр находится, как правило, на сцене, и в этом есть свои преимущества — он становится участником всего происходящего.


«Золотой петушок» воспринимается везде с особым вниманием, это сказка «на вырост». В ней иногда и взрослому нелегко разобраться. В нашем цикле есть и «Руслан и Людмила», сегодня на нее вообще мало кто замахивается. Увы, нам пришлось делать купюры, сократив время показа до одного часа 45 минут. Делали это с тяжелым сердцем: одна сцена с Головой чего стоит, а уж амурные сцены вообще великолепны, но мы оставили их в скобках.


— А почему вы не пошли по более легкому пути: не взяли уже готовую оперу Римского-Корсакова, а объединили трех композиторов?


— Нам важно было подчеркнуть языком музыки торжественный выход царя и царицы, например, поэтому вспомнился именно негласный гимн Российской империи времен Екатерины, написанный Козловским, он очень органично вписался в спектакль. А Шамаханская царица и вовсе персонаж инфернальный, его надо разгадывать, и каждая исполнительница делает это по-своему. Ее партию прекрасно исполнила Диляра Идрисова. Она сделала образ многогранным, но для этого нужна была характерная музыкальная иллюстрация, поэтому нам вспомнилась «Баба-яга» Чайковского с ее мощной музыкой и именно в органном звучании.

 

— В очень древних источниках славянской мифологии Баба-яга была воительницей…


— Именно. Кто вершит наши судьбы? Цари, звездочеты, военные, женщины-царицы или провидение и добрый сказочник.


— У вас на сцене очень много всего: постоянно присутствующий Сказочник, орган, певцы, песочная анимация. Не отвлекает ли это внимание зрителей, особенно маленьких, от артистов?


— Надо отдать должное художнику Артему Нерсесу, он успевает за нами, где-то даже совпадая. Это колоссальная поддержка. А как вообще удержать внимание маленьких зрителей? Их сознание безудержно клиповое. Только симфонической музыкой сейчас сложно удержать и взрослого. Ну, и слово очень, конечно, действенно. Мы замечали иногда на наших показах, что зал более внимательно следит за Сказочником, чем за персонажами.


— Это ваша сознательная задумка — довольно скупо оснастить сцену? Не было желания что-то «позолотить»?


— Это уже элементы шоу. Я сторонник минимализма. Мы должны оставлять что-то для зрителя, для его воображения. Должны будить фантазию. Хочется, конечно, праздника, карнавала настроения, но это другая сторона жизни, другой жанр. Иногда хочется и поэкспериментировать, но уважать чувства именно слушателей — это важно.


— В каждом городе постановка, естественно, отличается от предыдущей и последующей. В чем изюминка нашего спектакля?


— Я очень благодарен и руководителям театра, и маэстро Артему Макарову за то, что спектакль случился именно в стенах театра. У вас очень сильные оперные певцы. Мы всегда привлекаем к проекту местных исполнителей, но иной раз это беда, и проходится возить и солистов, и танцовщиков с собой. Кроме того, ваши герои сильны и как драматические актеры, певец просто должен мыслить от имени своего героя.


— Как вы сами ощущаете себя в роли Сказочника? А, может, и самого Пушкина? Вы способны чудо сотворить?


— А мы его как раз и совершаем. И сам я в них верю. Чудо зависит от того, какую мысль мы отправляем в пространство. Мысль материальна. Когда в это веришь, она срабатывает нам на благо.

Опубликовано: 09.04.18 (20:16) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
За размножившимися точками общепита, «украшающими» площадь, Гостиный двор и вовсе потерялся.   На фестиваль многие приезжают, чтобы просто отдохнуть душой.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
-->

  • Рустэм Хамитов вручил государственные награды работникам строительного комплекса Башкортостана
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
В Буздяке будет построена новая школа
Ярослав 2018-08-04 09:45:14
А почему в деревнях закрывают школы?... далее
Рустэм Хамитов: Производительность труда в сельском хозяйстве нужно повышать
Радик Мухарямов 2018-08-03 12:30:22
Всё правильно с экономической точки зрения. Да вот только куда девать высвобождающихся людей?... далее
В Салавате прошла пятая республиканская спартакиада среди пенсионеров
Валерий 2018-08-02 13:51:57
Странно, что статью о Спартакиаде написал человек, которого в Салавате не было. Дали нам только... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться