Сказка «на вырост»

«Золотой петушок» залетел на сцену и объединил самые разные жанры искусства

Непутевым вырос сын царя Афрон (Ян Лейше).
Непутевым вырос сын царя Афрон (Ян Лейше).
версия для печати
9 | 9
Непутевым вырос сын царя Афрон (Ян Лейше).

Любители сцены привыкли к тому, что если театр носит название «оперы и балета», то там либо поют, либо танцуют. Ан нет! Герои нового спектакля заговорили стихами «нашего поэтического всего» — Пушкина. Собственно, отнести постановку «Золотой петушок» к какому-либо жанру сложно: скорее это литературно-музыкальная композиция, представляющая собой сочетание произведений золотого века русской культуры, мультипликации и столь модной ныне песочной анимации.

О музыке — отдельно: авторы проекта не просто взяли за основу известную оперу Николая Римского-Корсакова, но изящно объединили в гармоничное трио сочинения Николая Андреевича, Петра Ильича Чайковского и — особое им спасибо — Осипа Козловского, незаслуженно забытого белорусского композитора XVIII века, почитаемого современниками за единственного соперника знаменитого Огинского по части сочинения полонезов.


«Что за прелесть эти сказки!» — восклицал некогда Пушкин, создавший на основе фольклора поэтические шедевры. Авторы проекта постарались донести восторг великого поэта до разновозрастных зрителей, заполнивших театр. Инициатор — известный российский режиссер и актер Петр Татарицкий перевоплотился во всемогущего Сказочника, по мановению руки которого из клубящегося на сцене тумана возникала соблазнительно-коварная Шамаханская царица. Или обленившийся царь Дадон в сверкающих одеждах, враз оживившийся при виде восточной искусительницы. Премудрый Звездочет в развевающейся мантии, из рукавов которой, кажется, вот-вот вылетит настоящий петушок, рассыпая вокруг золотое сияние.


А в самый напряженный момент, когда торжествует Шамаханская царица, радуясь очередной склоке, вызванной ее небесной красотой, грозно, предвещая трагедию, на сцену вступает орган как полноправный участник спектакля (органистка Евгения Кривицкая, Москва).


Сказка — дело серьезное. Потому, думается, для воплощения «Петушка» на башкирской сцене были призваны лучшие силы театра. Это два обладателя «Золотой маски» — главный дирижер театра Артем Макаров и Диляра Идрисова, из женственной хрупкой скромницы виртуозно перевоплотившаяся в грозную обольстительницу, способную бросить к своим ногам любого, — достаточно вспомнить мимолетный воздушный поцелуй, словно стрела вонзившийся в сердце пошатнувшегося Сказочника. Это суровый на вид, приводящий в трепет роскошью царских одежд (по подолу блестящего одеяния забавно выведено крупными буквами «Царь»), но на деле слабовольный и недалекий Дадон — Артур Каипкулов.


— Отдельной фишкой проекта стала песочная анимация (Артем Нерсес, Москва). Думается, сейчас ее используют не всегда разумно, а иногда и чрезмерно, но в данном случае она вполне уместна. Волшебное действо свершается «здесь и сейчас»: вот только что нарисованный Звездочет спускается с экрана прямо на сцену, сверкая расшитым золотом халатом. А вот и чудесный петушок, притаившийся в его мешке, уже взлетает на шпиль царского дворца и зорко бдит за коварными захватчиками. Фееричный мир возникает под ловкими руками художника, становясь реальностью, с тем, чтобы тут же рассыпаться и вновь явить зрителю новую чудесную картину.

Досье

Петр Татарицкий — актер, режиссер, сыграл около 50 ролей в кино и театре, автор оригинальных проектов в жанре мелодекламации с участием симфонических оркестров и камерных ансамблей. В рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России поставил мировую премьеру оперы «Буря» А. Алябьева, выступив одновременно как автор оригинальной сценической версии, режиссер-постановщик и актер (волшебник Просперо). Лауреат премий «Персона России», «Профессионалы — гордость России», «Овация», премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» за сохранение наследия отечественной музыкальной классики (за постановку оперы «Буря»), обладатель ордена издательства «Who is Who» (Швейцария), Серебряной звезды ордена «Служение искусству». Спектакль «Золотой петушок» поставлен в рамках мультикультурного артпроекта на грант президента РФ.

Это интересно

- Сказка о золотом петушке была написана в 1834 году и стала последней сказкой Пушкина.

- По мнению знаменитой поэтессы Анны Ахматовой, первоисточником послужила новелла «Легенды об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга из сборника «Альгамбра».

- Сказка сказкой, но намек в ней действительно усмотрели: при публикации цензор Александр Никитенко запретил печатать заключительное двустишие сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» и строчку «Царствуй, лежа на боку». Пушкин с возмущением писал об этом в своем дневнике. В печати «предосудительные» места были заменены многоточиями.

- На сюжет «Золотого петушка» в 1908 году была написана опера Николая Римского-Корсакова, в 1967-м — снят мультфильм, в 1999-м — поставлен музыкальный спектакль Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот».

- В июле 1906 года Римский-Корсаков писал в письме, что у него «нет охоты думать о каких-либо планах», а уже в октябре записывает шуточный стишок: «Сочинять хочу не в шутку «Золотого петуха», хи, хи, хи да ха, ха, ха».

- Первоначально пропустив текст либретто без изменений, на другой же день цензоры опомнились и потребовали многое изменить. Римский-Корсаков был вынужден согласиться с изменениями, но потребовал, чтобы на спектакле продавались отдельно книжечки с полным текстом либретто. Однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось, она увидела свет после его смерти.

- Помимо четырех главных персонажей сказки (царь, звездочет, царица и петушок), в опере появились еще двое — воевода и ключница, а два царевича обрели имена — Гвидон и Афрон.

- За рубежом опера впервые была поставлена в 1914 году в Лондоне (на русском языке). Шла она в Париже, Нью-Йорке, Берлине…

- Упомянутый композитор Осип Козловский известен как автор оперы «Взятие Измаила» на текст Павла Потемкина по заказу графа Шереметьева, праздничного полонеза «Гром победы, раздавайся» (в конце XVIII и первых десятилетиях XIX века он был неофициальным гимном Российской империи), трагедии «Эдип в Афинах» и других произведений.

Блиц-эксклюзив

Кто вершит наши судьбы?

Чудо зависит от того, какую мысль мы отправляем в пространство, считает режиссёр Пётр Татарицкий

— Уфа — это первый город, в котором был показан «Золотой петушок»?


— Премьера проекта «Сказки Пушкина» состоялась в Москве, все четыре поставленные нами истории были показаны в Белгороде, мы были в Омске, Казани и теперь очень рады встрече с уфимским зрителем, причем в стенах оперного театра. Здесь, в Уфе, наша постановка воспринимается не как концерт-спектакль, а именно как спектакль. Правда, в нашем проекте оркестр находится, как правило, на сцене, и в этом есть свои преимущества — он становится участником всего происходящего.


«Золотой петушок» воспринимается везде с особым вниманием, это сказка «на вырост». В ней иногда и взрослому нелегко разобраться. В нашем цикле есть и «Руслан и Людмила», сегодня на нее вообще мало кто замахивается. Увы, нам пришлось делать купюры, сократив время показа до одного часа 45 минут. Делали это с тяжелым сердцем: одна сцена с Головой чего стоит, а уж амурные сцены вообще великолепны, но мы оставили их в скобках.


— А почему вы не пошли по более легкому пути: не взяли уже готовую оперу Римского-Корсакова, а объединили трех композиторов?


— Нам важно было подчеркнуть языком музыки торжественный выход царя и царицы, например, поэтому вспомнился именно негласный гимн Российской империи времен Екатерины, написанный Козловским, он очень органично вписался в спектакль. А Шамаханская царица и вовсе персонаж инфернальный, его надо разгадывать, и каждая исполнительница делает это по-своему. Ее партию прекрасно исполнила Диляра Идрисова. Она сделала образ многогранным, но для этого нужна была характерная музыкальная иллюстрация, поэтому нам вспомнилась «Баба-яга» Чайковского с ее мощной музыкой и именно в органном звучании.

 

— В очень древних источниках славянской мифологии Баба-яга была воительницей…


— Именно. Кто вершит наши судьбы? Цари, звездочеты, военные, женщины-царицы или провидение и добрый сказочник.


— У вас на сцене очень много всего: постоянно присутствующий Сказочник, орган, певцы, песочная анимация. Не отвлекает ли это внимание зрителей, особенно маленьких, от артистов?


— Надо отдать должное художнику Артему Нерсесу, он успевает за нами, где-то даже совпадая. Это колоссальная поддержка. А как вообще удержать внимание маленьких зрителей? Их сознание безудержно клиповое. Только симфонической музыкой сейчас сложно удержать и взрослого. Ну, и слово очень, конечно, действенно. Мы замечали иногда на наших показах, что зал более внимательно следит за Сказочником, чем за персонажами.


— Это ваша сознательная задумка — довольно скупо оснастить сцену? Не было желания что-то «позолотить»?


— Это уже элементы шоу. Я сторонник минимализма. Мы должны оставлять что-то для зрителя, для его воображения. Должны будить фантазию. Хочется, конечно, праздника, карнавала настроения, но это другая сторона жизни, другой жанр. Иногда хочется и поэкспериментировать, но уважать чувства именно слушателей — это важно.


— В каждом городе постановка, естественно, отличается от предыдущей и последующей. В чем изюминка нашего спектакля?


— Я очень благодарен и руководителям театра, и маэстро Артему Макарову за то, что спектакль случился именно в стенах театра. У вас очень сильные оперные певцы. Мы всегда привлекаем к проекту местных исполнителей, но иной раз это беда, и проходится возить и солистов, и танцовщиков с собой. Кроме того, ваши герои сильны и как драматические актеры, певец просто должен мыслить от имени своего героя.


— Как вы сами ощущаете себя в роли Сказочника? А, может, и самого Пушкина? Вы способны чудо сотворить?


— А мы его как раз и совершаем. И сам я в них верю. Чудо зависит от того, какую мысль мы отправляем в пространство. Мысль материальна. Когда в это веришь, она срабатывает нам на благо.

Опубликовано: 09.04.18 (20:16) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
В школьном музее дети ведут себя по-взрослому.   Недавно Рим Рахимов блеснул в главной роли в новой постановке «Лунный мир».  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
AHOHC

Сделай правильный выбор — подпишись на «Республику Башкортостан»!

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
В Уфе откроют памятник воинам-пограничникам
Радик Мухарямов 2018-05-22 13:12:37
Давно пора. Мой двоюродный дядя, к сожалению, не дожил до этого. Вот бы обрадовался. В своё время... далее
В Уфе 25 мая спиртное продаваться не будет
Радик Мухарямов 2018-05-22 08:24:01
Есть у нас хорошие законы. Радует и то, что в отличии от соседних Челябинска и Казани, а также... далее
Константин Хабенский: Люблю, когда тяжело и интересно (Культура) 17.05.18 (21:11)
ВВ 2018-05-21 17:04:41
Если человек скотина, то никой талант не избавит его от такого качества...Талант--не... далее
Константин Хабенский: Люблю, когда тяжело и интересно (Культура) 17.05.18 (21:11)
Асаба 2018-05-21 14:17:41
"...ложки нашлись, но осадочек остался". Зря Хабенский ляпнул в одном интервью, что главный герой... далее
В Белебее вор обворовал дом пенсионерки, сбив навесной замок
Радик Мухарямов 2018-05-20 16:23:30
Наверное это беда некоторых пенсионеров. Вместо врезного или накладного замка, по привычке вешают... далее
В столице вновь ремонтируют трассу Уфа – Аэропорт
Радик Мухарямов 2018-05-20 12:16:18
Неужели невозможно прекратить этот вечный ремонт наиболее оживлённой трассы Уфы? Пригласить... далее
Лесу — польза, народу — экономия (Cоциум) 17.05.18 (21:12)
Радик Мухарямов 2018-05-19 15:43:26
После принятия федерального закона от 18.04.2018 года №77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32... далее
Вижу цель (Cоциум) 17.05.18 (21:12)
ВВ 2018-05-19 12:03:37
Сбой в работе компьютера не позволил завершить начавшийся мыслительный процесс.Разрешите ... далее
Вижу цель (Cоциум) 17.05.18 (21:12)
ВВ 2018-05-18 17:30:23
Сферы нашей жизни, завязанные на государство--наука, образование, медицина, оборона-- ещё... далее
В Баймакском районе квартирному вору не повезло дважды
Радик Мухарямов 2018-05-18 11:07:56
Повезло и пожилой хозяйке. Попался воришка, а не душегуб.... далее
Городок наш небольшой, литературно-обувной (Cоциум) 16.05.18 (19:48)
Алевтина Юрьевна 2018-05-18 09:54:44
Спасибо большое, за оказанное внимание нашему городку. Очень приятно)
...
далее
В Башкирии многодетным женщинам вручили медали "Материнская слава"
Радик Мухарямов 2018-05-17 19:06:51
Ясельные группы нужны. Вон в Булгаково, даже многодетная семья племянника (6 детей) не может... далее