• 20.02.18  Сегодня - Всемирный день социальной справедливости
  • 20.02.18  Сегодня - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)
  • 20.02.18  Выплаты клиентам «Уралкапиталбанка» начнутся не позднее 1 марта
  • 20.02.18  В Уфе открыли самый большой в мире дом-перевертыш
  • 20.02.18  Учалинский «Горняк» проиграл красноярскому «Соколу» 1:2
  • 20.02.18  «Салават Юлаев» в товарищеском матче обыграл «Нефтехимик» 2:1

Волшебница Рамиля

Дети не меняются и всё так же верят в сказку, считает актриса

версия для печати
8 | 8

Говорят, театр начинается с вешалки. Но, наверное, если копнуть глубже, театр начинается с игрушек. С любимых плюшевых мишек, в обнимку с которыми так сладко спится — ведь они всю ночь нашептывают на ухо чудесные сказки. С наряженных в шелка и кружева маленьких «дочек», по желанию хозяйки превращающихся то в Золушек, то в Белоснежек. С «взаправдашнего» светового меча, которым юный герой одинаково успешно отбивается и от злобных монстров из глубин космоса, и от злодеев из сказки, которую на ночь читала мама.


А есть люди, которые так и не расстаются с театром своего детства — да и нам помогают не забыть, что мы тоже когда-то были маленькими. Только театр называется немного по-другому: кукольный.

 

Рамилю Кубагушеву, народную артистку РБ, называют душой нашего кукольного театра. Да и то сказать, имя отметившей недавно юбилей актрисы как раз и переводится как «чудесная, волшебная».

 

«Белый пароход» увёз в Уфу


— Артисты театра кукол — народ особый: наверное, в детстве или не наигрались в куклы, или заигрались. Как вы пришли в театр?


— Родом я из Кумертау. После десятого класса надо было выбирать, куда поступать. Мы этот вопрос решали вместе с подругой — Альбиной Бикметовой, ныне Шумячер. И решили так хорошо, что вот уже 40 лет вместе работаем в одном и том же театре. А поступили мы в культурно-просветительное училище в Стерлитамаке.


Собственно, к сцене-то меня тянуло с первого класса: в Кумертау был замечательный Дворец культуры угольщиков. Папа мой работал шахтером. Семья была многодетная: шесть девочек и любимый старший брат — маленький театральный семейный коллектив. Мы и спектакли дома ставили, потом гостям показывали. По сорок номеров готовили. Откуда все взялось? Старший брат в народный театр ходил, вообще-то ему бы учиться надо было на артиста, а у нас, видимо, денег не было на дорогу. Он стал бы большим артистом, быть может, на уровне Мубарякова. У него был красивый голос, рост подходящий. Сестра пела в хоре, а мама играла на саратовской гармошке.


Во Дворец я ходила на танцы — не без проблем: я маленькая, мне то туфли не могли подобрать, то костюм. Костюмерша, помню, возмущалась: «Ну что вы берете таких мелких!». Меня защищали: «Она так хорошо танцует».


Ходила в кружок художественного чтения, драмкружок. А вместе со школой окончила и театральную студию. Там все было серьезно: мы изучали историю театра, делали этюды, ставили спектакли. Так что в училище я пришла уже с «багажом».


В Стерлитамаке нам повезло: из Ленинграда по направлению сюда приехал Юрий Вертлиб. То есть сначала его отправили в Уфу, но места не нашлось. Зато нашлось в Стерлитамаке. Первое, что он сказал нам: «Я не буду делать из вас культработников, я сделаю из вас актеров и режиссеров». Можно сказать, я прошла ленинградскую школу мастерства.


Конечно, мы были уже глубоко «заражены» театром. Когда начала работать, даже удивлялась немного: «Занимаюсь любимым делом, а мне еще и деньги платят».


А на третьем курсе из Уфы к нам приехал театр кукол и привез «Божественную комедию» и «Белый пароход». Это как раз было золотое время нашего кукольного театра.


Венера Рахимова — исполнительница роли Мальчика — была выпускницей нашего училища. Она и знаменитый режиссер Штейн пришли к нам на встречу и пригласили на спектакль. Я смотрела на сцену со слезами, а мысли были одни: «Это — мое! Я должна там работать». С Альбиной после спектакля забежали за кулисы, две маленькие девчонки… Наткнулись на Штейна и, перебивая друг друга, стали упрашивать взять в театр. Он сказал одно: «Закончите учиться, приезжайте в Уфу, посмотрим вас».


И взяли-таки: меня в башкирскую труппу — похоже, я их пленила исполнением восточной песни, Альбину — в русскую.


Кстати, помню, к нам в школу приехал кукольный театр со спектаклем «Гулливер», и мне не хватило билета. Я, шестиклассница, прорыдала весь день. Наверное, Боженька в это время и подумал: «Доченька ты моя, да работай ты всю жизнь с куклами, раз так убиваешься».


— Драматические актеры занимаются по системе Станиславского. А как готовятся к роли артисты-кукольники?


— У нас то же самое. Актерским мастерством все должны владеть одинаково. Только для нас это важнее в два раза. Мы сначала должны пережить, обжить роль сами, а потом через сердце свое, через руки передать кукле. Если ты пуст, кукла не «сыграет». Для такого случая есть выражение: «Что ты «флагом» машешь?»


Была у нас привычка, как, собственно, у всех в советское время: выкладываться до конца. Режиссер уходит после репетиции, а мы остаемся, проигрываем все снова в репетиционном зале — перед зеркалом.


— Куклы бывают разные: марионетки, штоковые, тростевые, ростовые, куклой может быть даже платок. С какими управляться легче, с какими труднее?


— Я работала со всякими. А в 2000-е годы наш директор пригласил из Петербурга мастера по марионеткам. Он занимался с нами целый месяц. Управляться с ними несложно, надо просто приспособиться, но марионеточные спектакли наш зритель почему-то не очень воспринимает. Разве что на концертах в качестве отдельных номеров.


Я люблю работать с перчаточными куклами — они «ручные». Тростевые бывают тяжелыми. Это от художника зависит: сколько папье-маше налепит. А что ж — мы люди накачанные, с мышцами. С остеохондрозами шейными, не без этого. Искусство требует жертв.


Бантик для Хумай


— Есть ли у вас любимые куклы, роли?


— Когда Штейн доверил мне Гали в спектакле «Черноликие» (у нас он шел под названием «Галима»), услышала много хорошего в свой адрес. Эта роль стала переломной в моей творческой биографии. Конечно, все они дороги мне, но есть такие, после которых ко мне начинают относиться иначе, когда я понимаю, что на этих ролях расту как актер, у меня появляются свои зрители.


И это не обязательно главный персонаж спектакля. Например, в спектакле «Маленький олень» я играла Бобренка, очень приглянувшегося зрителям, которые хохотали без остановки.


Кстати, по поводу зрителей. Мое 50-летие решили отметить так: в течение месяца каждую субботу в театре играли спектакль, в котором занята я. Актеры рассказывали обо мне зрителям, а в фойе я проводила 20-минутную «экскурсию» по своим ролям — показывала отрывки из спектаклей. В одну из этих суббот подошли ко мне мальчик и девочка и протянули альбом. Я поблагодарила, мельком взглянула на рисунки в нем и отложила в сторону. Кто-то из коллег его увидел: «Рамиля! Тут же все твои роли!» А там не просто рисунки. Цыпленок, например, с наклеенным пушком, аппликации разные, видно, что ребята все делали с любовью и душой. Если бы была повнимательнее, хоть конфет подарила бы, что ли: так я себя корила потом.


Дети — лучшие зрители. Стараются отблагодарить актеров, приносят шоколадки, например.


А когда мы играли в Турции, был такой персонаж в спектакле — Лисичка, ее играла актриса Ляля Булатова. У Лисички была большая сумка, с ней она по лесу бегала. Когда мы вышли на поклон, поднялась на сцену девочка и подарила ей красивый кошелечек — вместо сумки. Его до сих пор носит наша Лисичка. Хумай из «Урал-батыра» получила от одной из зрительниц бантик.


— Такого во «взрослом» театре, наверное, не бывает…


— Легендарный режиссер Лек Валеев, много лет работавший в драмтеатре, пришел к нам и успел поставить два спектакля — «Камыр-батыр» и «Мы сами с усами». А однажды излил душу: «Ой, дурак! И что я там делал, в драмтеатре, пришел бы лучше к вам, сколько радости подарил бы детям! Даже актеры здесь — как дети, они же мне в рот смотрят».


И это, думаю, так — если бы мы не были немного детьми, не смогли бы играть правдиво, чтобы зрители нам верили.


Я жила в одном доме с певцом Гали Хамзиным. И частенько брала его сына Айдара с собой в театр. Он ходил-ходил, а потом решил стать режиссером кукольного театра. Мне его мама потом говорила: «Рамиля, у меня дома ни варежек, ни носков — все в куклы превратились». Айдар сам спектакли сочинял, вывешивал возле дома простыню и показывал сказки. Сейчас он композитор.


Когда не думаешь о званиях, наградах, а просто стараешься делать свое дело — любимое дело — как можно лучше, признание к тебе само приходит. Когда слышу от некоторых коллег: «А что мне в театре дали, что сделали для меня?», то отвечаю: «Это ты должен для театра сделать». Добро возвращается добром.


Иногда, когда я захожу на сцену, мне кажется, что дух театра меня слышит. И я прошу: «Помоги мне, пожалуйста, чтобы все было хорошо».


— Кукла — создание магическое. Чувствуете ли вы душу куклы, с которой работаете, или она для вас просто инструмент? Были у вас какие-то странные ситуации, связанные с куклами?


— Есть у нас в театре цех — там одни куклы находятся. Бывает, заходишь туда одна, куклу поискать, например, а на тебя много-много глаз вроде смотрит. Не дай бог тут ночью оказаться. Был такой слух даже: вахтеры говорили, что ночью кто-то тут ходит. Музыканты иногда по ночам музыку пишут — кажется, что в замочную скважину кто-то смотрит…


Я сама, когда прихожу в театр, поздороваюсь со своим «коллегой», смотрю: руки-ноги в порядке, по спине похлопаю: «Ну что, поработаем сегодня?», похвалю после спектакля.
Раньше вообще к куклам более уважительно относились: спектакль отыграли, я куклу в особый мешочек кладу. А сейчас всех в один ящик бросают.


Однажды играли мы спектакль «Тайна острова Хэнго», я Юльге была. И вот пропала моя Юльге. Прошла я по цехам, поспрашивала у актеров, которые в садиках представления устраивали. А на подоконнике у нас сухари все время складывают. Я взяла крошки, сложила в посудку, водичкой полила. Вынесла во двор, птичкам насыпала и взмолилась: «Помогите мне Юльге найти». Зашла на сцену затем, подняла глаза вверх, а Юльге на колосниках висит. Как она туда попала?


Дочка мне потом сказала: «Хочешь, чтобы тебе силы сверху помогали — птичек корми».


Шульген — дурак!


— А кого легче играть — людей или животных?


— Наверное, все же людей. Да и люди — тоже животные. А у животных полно чисто человеческих качеств. Людей трудно играть правильных, это скучно.


Был у нас спектакль «Мы сами с усами». Мне предназначалась роль хорошей девочки, такой Золушки. А мне больше противная дочка мачехи нравилась. Я даже на читке свою роль не играла, а бубнила. Лек Валеев эту мою нелюбовь почувствовал — и получила-таки я, что хотела. Потом в своем дневнике он написал: «Рамиля справилась с задачей. Она сделала то, что я хотел». Это мы уже после его смерти прочитали.


— Как изменился театр за время вашей работы, как изменились зрители — чем увлечь их в век гаджетов?


— Мы тоже стараемся меняться, и 3D используем, и лазеры, но классика должна оставаться классикой, хочется, чтобы нынешние дети видели то же, что их мамы и папы: чудо, когда куклы оживают и начинается сказка.


Я люблю заходить в зрительный зал, когда не играю сама, и смотрю со стороны — на зрителей, на своих коллег. И знаете, радуюсь: какие у нас замечательные актеры, и я ведь тоже здесь играю. Какая же работа у меня хорошая!


А на детей сердиться не стоит, если они шуметь начинают — это они чувствуют, что артист не в полную силу сыграл, сфальшивил.


И реагируют по-прежнему активно, для них так же все по-настоящему. Как-то на новогодней елке я играла резко отрицательного персонажа, то ли Крибле, то ли Крабле, захотевшего испортить детям праздник. Так дети драться полезли. Я-то помню сапожище с тракторной подошвой, которым меня пнули. Потом с огромным синяком ходила. Крабле мой уже хромал. Шульгену из «Урал-батыра» тоже доставалось — как его только не обзывали: «Дурак! Уходи!».


Бабу Ягу вообще валили и расправлялись кучей. Актеры отказывались Ягу играть: «Не буду! Меня побьют!». Поэтому мы эти персонажи незлыми стараемся изображать, пусть глупыми, но не страшными. Не меняются дети, верят в сказку. Да и я сама верю.

Опубликовано: 05.02.18 (19:11) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
В прошлом году концерты и спектакли посетили около двух миллионов человек.   Эпицентром страстей, кипящих в спектакле, безусловно, является Сальери (АртурКаипкулов, справа): сомневающийся, страдающий, отчаявшийся.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Не убрали снег во дворе? Звоните
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!
В Уфе накажут родителей учеников, оскорбивших одноклассницу
Водолей 2018-02-16 21:52:23
В Уфе задержаны похитители дорогих иномарок из Оренбурга
Дмитрий 2018-02-16 13:27:18
Уфимец Семён Елистратов принёс сборной России первую медаль на Олимпиаде
Georg 2018-02-12 16:44:00
В Уфе Рустэм Хамитов поздравил с юбилеем родную школу
Местный 2018-02-11 00:57:17
В Уфе отец порезал пьяного сына
Илита 2018-02-09 15:00:15
По прозвищу Птенчик (Cоциум) 08.02.18 (11:34)
Уфимец 2018-02-09 13:06:12
Экс-председатель уфимского ЖСК «Дуслык-Строй» пойдёт под суд
Полина 2018-02-08 14:31:12
Не падать раньше выстрела (Cоциум) 01.02.18 (19:13)
Лариса Владимировна 2018-02-07 13:56:47
Глава сельсовета в Мелеузовском районе выделил землю в водоохранной зоне
Людмила 2018-02-07 00:03:13
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Елена 2018-01-20 19:25:07
Врачи рискуют остаться без медсестёр (Экономика) 27.03.13 (10:39)
Буравдева 2018-01-20 00:54:10
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Светлана 2018-01-19 13:01:40

  • В Уфе протестировали  современное оборудование,которое будет использоваться на выборах
  •   В фойе Национального молодёжного театра РБ имени  М. Карима открылась фотовыставка Светланы Комковой «Путями памяти и славы!»
  • В Башкирском театре оперы и балета открылась фотовыставка Александра Данилова