• 24.04.18  Сегодня - Международный день солидарности молодежи
  • 24.04.18  Сегодня - День английского языка
  • 24.04.18  Сегодня - Всемирный день защиты лабораторных животных
  • 23.04.18  В Башкирии повысят зарплату муниципальным работникам
  • 23.04.18  Уфимских детей-сирот снимут для передачи «Когда все дома»
  • 23.04.18  В Башкирии водитель «Лады Калины» врезался в дерево и погиб‍

«Царская невеста» вернулась в репертуар

В ней есть всё, что любит публика: потрясающая музыка, захватывающий сюжет, динамичная драматургия

По замыслу художника «решетки» на костюмах передают атмосферу ужаса и страха.
По замыслу художника «решетки» на костюмах передают атмосферу ужаса и страха.
версия для печати
3 | 3
По замыслу художника «решетки» на костюмах передают атмосферу ужаса и страха.

Вряд ли нынешнее поколение знает о сыне участника Бородинского сражения бедном дворянине Льве Мее, в сорок лет угасшем от паралича легких. Сейчас сложно сказать, избежал бы любитель древней литературы и фольклора бездны забвения, кабы не поддался бурным страстям, кипящим в его произведениях, сам Николай Римский-Корсаков. Он решил создать новую оперу «простой», без больших, массовых сцен и хоров, как это было принято в русском оперном искусстве.

 

Музыкальное «баловство» привело к тому, что с 1899 года «Царская невеста» не сходит с оперных подмостков. Не избежал соблазна погружения в истинно шекспировские страсти, только на русской почве, и Башкирский театр оперы и балета.

 

Трагедия, которую поют


Со времени третьей постановки прошло без малого полвека. Прежнюю «Невесту» помнят, наверное, театралы уже весьма почтенного возраста. Нынешняя завораживает от первых нот увертюры до прощальной арии умирающей невесты Марфы. Завораживает прежде всего драматизмом сюжета и игрой исполнителей: можно сказать, опера, поставленная главным дирижером, обладателем «Золотой маски» Артемом Макаровым и главным режиссером театра Филиппом Разенковым, — замечательный трагический спектакль, в котором еще и великолепно поют. Исключительно бережно отнесясь к первооснове произведения, избежав соблазна воплотить эпоху Ивана Грозного с помощью всемогущих 3D-декораций, постановщики тем не менее воссоздали дух и атмосферу «давно минувших дней». Незримое присутствие царя, не просто так прозванного Грозным, ощущается буквально во всем. В одеяниях царских опричников — тревожного черно-красного цвета, прошитого золотом. В их мохнатых шапках, бросающих зловещие тени на полускрытые лица. В массивной башне, как нарыв, вспучивающейся на сцене: в ней, словно хрупкая птичка, бьется белокрылая царская пленница-невеста. В сумрачном полусвете, озаряющем угрюмо-торжествующие пиршества опричников, — по контрасту с золотистым сиянием соломы, застилающей сцену.


В спектакле вообще много противопоставлений. Еще чувствуется стародавний языческий дух, но уже печалятся о людских грехах скорбные очи православного святого, глядящего с громадного, во всю сцену фрагмента иконы. Белы и просты одеяния нежной Марфы, но все те же черно-алые наряды и массивный головной убор носит Любаша, страстная любовница боярина Григория Грязного, томящегося по Марфе. Светел образ возлюбленного Марфы — Ивана Лыкова, но под стать Любашиным нарядам ало-черные одежды Григория.


Адский блеск золота


Кстати, как раз сценография и яркие стилизованные костюмы персонажей стали как причиной успеха, так и нареканий со стороны завзятых театралов (художник-постановщик — Владислав Анисенков, главный художник театра оперы и балета Удмуртской Республики). Необычный элемент оформления действа — солома, застилающая сцену, смотрелась, конечно, очень эффектно и достойно сыграла свою роль в сценах мирного крестьянского быта, но вызвала опасение некоторых зрителей по поводу ее воздействия на голосовые связки исполнителей. Однако, по словам Анисенкова, солома — важный элемент художественного решения, как явление природы, рожденное солнцем и хранящее свет и тепло.


Живописные одеяния опричников подверглись критике мало-мальски сведущих в истории зрителей, сравнивших мохнатые уборы с шапками суровых горцев и не впечатлившихся золотыми решетчатыми накидками слуг государевых. «В спектакле много золота — символа царской власти, порожденного темными сторонами мироздания и человеческой души, — считает Владислав Анисенков. — Золото поднимает в душе самые темные ее проявления, а тьма и адский блеск рождают страх. Мне важно было передать атмосферу этого ужаса и мрака. Во всех костюмах присутствуют элементы решеток. Закрыв «решетками» собственную душу, человек пытается за ними спрятаться, не понимая, что страх рожден им самим и живет внутри него».


Четвертое возвращение «Невесты» произошло в сопровождении нового персонажа — безмолвного, но очень красноречивого и, по мнению некоторых зрителей, излишнего: то ли блаженный затесался-затерялся среди персонажей спектакля, то ли сам Сын Божий ходит печально среди людей, просяще заглядывая им в глаза и скорбя о грехах и страстях.


Персонаж, думается, все же уместный, добавляющий драматизма в коллизии любовной истории. Это в его теплые руки утыкается окаянной головой терзаемый ревностью и страстью Григорий Грязной. Это он стоит за спиной Любаши, замыслившей расправиться с соперницей: что выберет отчаявшаяся девица — пойти ли за блаженным, светлой тенью замершим справа, или вцепиться недрогнувшей рукой в склянку с ядом, что услужливо протягивает лекарь Бомелий, черной тенью искусителя затаившийся за левым плечом?


И это к нему приникает спиной, раскинув руки, словно распятый страшными грехами, раскаявшийся Григорий. Будто ища поддержки у того, кто уже раз искупил преступления человеческого рода.


Два любовных треугольника — шесть персонажей оперы отчаянно переплелись в практически осязаемой, такой накаленной, что трудно дышать, атмосфере страсти и ревности, нежности и безумия, покаяния и предательства. Лекарь Бомелий желает заполучить Любашу, Любаша любит Григория Грязного, Грязной пленяется Марфой Собакиной, Марфа готовится к свадьбе с Иваном Лыковым, а ее, в свою очередь, выбирает себе в невесты царь, фигура в опере бессловесная, зато зовут его Иван Грозный. И это накладывает на все роковые страсти печать окончательной обреченности.


Преданья старины глубокой


Главные события действительно имели место в эпоху Ивана Грозного. Царь собирался жениться третий раз. Из двух тысяч девиц, собранных на смотрины, выбор пал на дочь купца Марфу Собакину. Но вскоре царскую невесту сразил непонятный недуг. Поговаривали, что Марфа была отравлена. Подозрение пало на родственников ранее умерших цариц. Для расправы с ними был применен специальный яд, который мгновенно отправлял жертву в мир иной. Царь все-таки женился на угасающей Марфе, надеясь исцелить ее своей любовью, но чуда не произошло: через 15 дней царица умерла. Существует легенда, что во время вскрытия гробницы царская невеста лежала в гробу бледная, но как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то, что пролежала под землей 360 лет. Однако в течение нескольких минут ее лицо почернело и превратилось в прах.

 

Прямая речь

 

Александр Алексеев,
главный хормейстер:


— В музыке Римского-Корсакова не нужно что-то додумывать — слышишь ее и сразу ощущаешь, осязаешь; можешь «потрогать» ее и понять, какая она — теплая, мягкая, жесткая, «видишь» ее цвет, и это потрясает; удивительная способность писать музыкальные портреты, пейзажи, поражающие своими красками, образностью, невероятной объемностью.

 

Филипп Разенков,
главный режиссер:


— Для меня главный герой в этой истории — Любаша, на мой взгляд, самый сложный образ. Это тот самый архетип, который нам, всем русским людям, очень близок; быть может, в ней мы видим себя: глубокая натура, тонкая душа, но загнанная в угол, из-за чего в ней вдруг пробуждаются самые страшные стороны. Любаша для меня тем и интереснее других персонажей, что амплитуда ее нравственного падения самая большая.

 

Евгения Скурко,
доктор искусствоведения:


— Предыдущая постановка была создана в традиционной эстетике русской классической оперы. Другой тогда просто не знали. Сейчас и на нашу сцену пришла новая тенденция — тенденция условного театра. Оперу не стремятся максимально приблизить к жизни, оперируя знаками, символами. Здесь нет традиционных боярских костюмов, они стилизованы. Костюмы опричников нагоняют страх. Вырастающая на сцене кремлевская башня видится символом царской власти. И все ясно: зритель не так глуп, чтобы нуждаться в расшифровке этих знаков.


А вот аграрная тематика в начале не к месту: она настраивает на эпический лад, в то время как на сцене кипят шекспировские страсти и гибнут все герои оперы.

 

Это интересно

  • В середине ноября театр запустил предпремь-ерный культурно-исторический проект «Иван Грозный в театре, живописи, истории, кино».
  • «Из моих опер я люблю более других «Снегурочку» и «Царскую невесту», — отмечал композитор. — «Царская невеста» есть вещь для меня новая и оригинальная. Я удивляюсь, как многие музыканты не хотят этого понять. Неужели мой удел рисовать только чуд водяных, земных и земноводных?»
  • Также, по словам Римского-Корсакова, «Царская невеста» должна была стать его ответом идеям Рихарда Вагнера.
  • В 1966 году режиссер Владимир Гориккер снял киноверсию оперы.
  • Композитор сочинил «Невесту» за 10 месяцев.
  • В Башкирии ее впервые поставили в 1947 году, во второй раз — в 1955-м, в третий — в 1969 году.
  • В нынешней постановке заняты лучшие голоса театра — Эльвира Фатыхова и Диляра Идрисова, Екатерина Лейше и Любовь Буторина, Владимир Копытов и приглашенный солист Большого и Мариинского театров Александр Краснов, Ильгам Валиев и Владимир Орфеев, Салават Аскаров и Геннадий Родионов, Ямиль Абдульманов и Раиль Кучуков, Алим Каюмов и Артур Каипкулов.
Опубликовано: 09.01.18 (09:44) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Лучше всего объединяют людей песни и танцы.   В галерее «Урал» пройдут мастер-классы по ткачеству.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
Двое жителей Кумертау признаны виновными в убийстве человека в баре «Соло»
Радик 2018-04-23 22:21:14
В Уфе снесли незаконный торговый павильон
Рафаэль 2018-04-21 07:48:48
Где в республике самые плохие дороги?
Линар 2018-04-19 10:43:26
Деревня Таштимерово и её обитатели (Культура) 16.04.18 (20:01)
Андрей Ничков 2018-04-17 15:27:05
В Уфе в уличные ямы уложено почти 1 000 тонн асфальта
я 2018-04-17 11:52:24
Деревня Таштимерово и её обитатели (Культура) 16.04.18 (20:01)
ВВ 2018-04-17 08:21:46
Где в республике самые плохие дороги?
Любовь 2018-04-14 01:36:04
Погода: экстрим гарантирован (Вопрос эксперту) 11.04.18 (22:29)
ВВ 2018-04-13 09:47:50
Где в республике самые плохие дороги?
Хасан 2018-04-09 21:08:36
Вскрытие рек в Башкирии произойдёт с опозданием
Знаток 2018-04-06 21:54:28
Вторичный рынок невест (Cоциум) 04.04.18 (20:43)
Анна 2018-04-06 21:37:25
Вторичный рынок невест (Cоциум) 04.04.18 (20:43)
Асаба 2018-04-06 16:03:30

  • Река Белая город Салават. 13 апреля 2018