• 18.02.18  Сегодня - Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом
  • 18.02.18  Сегодня - Масленичный фестиваль
  • 18.02.18  Сегодня - День транспортной полиции России
  • 18.02.18  На 23-м году жизни скончалась уфимская рапиристка Татьяна Голосеева
  • 18.02.18  Выплаты клиентам «Уралкапиталбанка» начнутся не позднее 1 марта
  • 18.02.18  Подписано соглашение о сотрудничестве между Башкортостаном и Владимирской областью
  • 18.02.18  В Уфе открыли самый большой в мире дом-перевертыш
  • 18.02.18  Уфимец выиграл в лотерею более 26 млн рублей‍
  • 18.02.18  «Роснефть» просит суд частично снять арест с активов АФК «Система»‍
  • 18.02.18  Уфимец Семен Елистратов не вышел в финал Олимпиады
  • 18.02.18  Рустэм Хамтов побывал с рабочим визитом в Белорецком районе

Прыжок к свободе

Гражданину мира тесно в рамках региона

Автор: Юрий КОВАЛЬ, журналист
версия для печати
6 | 6

Всписке «Сто имен Башкортостана», без сомнения, в числе самых ярких, самых известных — имя Рудольфа Нуреева.

 

Рудольф Нуреев — один из самых живучих мифов XX столетия. С завидной энергией и беспардонностью его создавали прежде всего западные журналисты. Пользуясь вынужденным молчанием россиян, они без зазрения совести в своих раскопках пренебрегали этикой и достоверными фактами.

 

Нужна ли Меркуцио партнёрша?


В начале нулевых мне попалась в руки книжка Отиса Стюарта, изданная, кстати, в Смоленске, — «Рудольф Нуриев. Вечное движение». Из серии «Человек-легенда».


Вот что пишет об Уфе и оперном театре этот летописец: «Даже в царские времена театр оперы и балета в Уфе имел высокую репутацию благодаря не только прекрасному зданию, но и большой и сильной труппе. Советское правительство, возможно, по недосмотру, не успело разрушить созданное.


Огражденная Уральскими горами, с их несметными богатствами, расположенная поблизости от сибирского угля, позволяющего развиваться металлургии, Уфа превратилась в важную связующую точку новой системы. И в то же время она стала теневым городом, готовым вот-вот исчезнуть с карты Советского Союза. На официальных картах город нередко располагается с противоположной стороны Уральского хребта. Даже сейчас россияне говорят об Уфе негромко, с оттенком священного ужаса.


— Вся территория, — рассказывает потомок одного из эмигрантов, — как бы это лучше выразить? Отчасти диковата».


А вот перл Стюарта о Нурееве: «… артист в ужасе, с бутылкой водки в руке забивался куда-то под кресло во время взлета».


«С оттенком ужаса» прочитал я эти строки невежественного Стюарта, и мне захотелось отмыть руки широкодоступным хозяйственным мылом.


Мифотворчество не обходится без преувеличений и домыслов. В случае с Нуреевым всего этого было предостаточно. Его объявили гением, величайшим танцовщиком двад­цатого столетия, который совершил революцию в классическом балете. Утверждали, что он сделал мужской танец самодостаточным. До него танцовщик использовался как поддержка, подставка для балерины, как своеобразный домкрат. Больше всех ценились его мускулы. Создатели этого мифа почему-то забыли Вацлава Нижинского и Вахтанга Чабукиани. Они были не только равноправными партнерами балерин, но нередко солировали, являясь главными персонажами спектакля. Прекрасно обходились без партнерш Меркуцио и Тибальт в «Ромео и Джульетте» Лавровского. Нурееву не суждено было танцевать в самых мужских балетах Юрия Григоровича — «Спартаке» и «Иване Грозном».


Между тем нашлись знатоки классического балета, которые посмели сомневаться в технической оснащенности Руди. Они находили в его танцевальных номерах немало «грязи».


Усердный биограф сообщал, что во время парижских гастролей Нуреев жил в одном номере с каким-то артистом. Однажды между ними вспыхнула ссора, и Рудольфу пришлось припудривать следы от неудачного общения с этим соседом. Между тем это был не кто иной, как Юрий Соловьев — образцовый, безупречный исполнитель классического танца. Владимир Васильев признается, что не любил исполнять роль Голубой птицы в балете «Спящая красавица», поскольку не мог достичь такого совершенства, как Соловьев. Он не просто взмывал ввысь, в небесные просторы, но и зависал на этой высоте. Юрия Соловьева называли за феноменальные прыжки Гагариным, а за внешнее сходство и лиричность — Есениным. В 1963 году Французская академия танца присвоила Соловьеву звание лучшего танцовщика мира.


Танец и бизнес


А чем же взял публику и своих партнеров Нуреев? Чувственностью, гипнотизмом, интуицией и грацией дикой, своенравной кошки. И еще — горячим, необузданным нравом, взрывным темпераментом, непредсказуемым характером. Все это публика ценит ничуть не меньше, чем филигранную технику прыжка.


Нуреев был далек от политики, но к нему навсегда прилипла слава советского танцовщика-бунтаря, совершившего прыжок в Ле Бурже к свободе.


Мы не можем не отдать должное Нурееву, который в Ленинграде ходил по театрам и музеям, коллекционировал пластинки, с жадностью впитывал достижения отечественной и западноевропейской культуры, литературы, музыки, живописи. В последние годы жизни он небезуспешно стал заниматься дирижированием.


В 1987 году Нуреев приехал в Уфу, чтобы проститься со своей умирающей матерью. Уфа «не заметила» своего блудного сына: идеология победила человечность. Славно поработали компетентные органы: куда бы ни шел Нуреев, он повсюду натыкался на закрытые двери. Во Францию Нуреев возвращался с тяжелым сердцем: мать не признала его.


Я не знаю, кто предложил Рудольфа Нуреева в претенденты на звание «100 имен Башкортостана». На мой взгляд, кандидатура неудачная, и вот почему. Нуреев — гражданин мира. С огромным успехом выступал он в крупнейших театрах, давал по 300 спектаклей в год. Нуреев был гражданином Австрии, но как танцовщик, балетмейстер, киноактер, руководитель театра принадлежал прежде всего Англии, Франции, США. Он завещал, чтобы его похоронили на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев де Буа.


Один западный биограф язвительно заметил, что Нуреев был самым успешным бизнесменом среди танцовщиков (с состоянием примерно $80 млн) и наилучшим танцовщиком среди миллионеров. В рекламной шумихе и скандалах, связанных с его именем, на второй план уходило главное, единственное, чем он жил, — балет. «Сцена, занавес, все, что за ним происходит, — вот моя страна, вот моя национальность и вот мое место жительства», — написал он в своей «Автобиографии».


«Матильда» отдыхает


Прошла почти четверть века, как Рудольф Нуреев оставил этот мир, но интерес к нему не угасает. Выходят на экраны документальные фильмы, кочуют по российским городам спектакли. Было бы странно, если бы не было ни одного скандала. И он не заставил себя ждать. Спектакль «Нуреев», который должен был состояться на сцене Большого театра 11 июля, отменили и перенесли на начало мая следующего года. Либеральная публика, как всегда, закатила истерику, она негодует: режиссер-постановщик, а также автор либретто и сценограф этого спектакля — модный и востребованный на Западе Кирилл Серебренников. «Нуреев» — спектакль синтетический, громоздкий: в нем используется текст, заняты балет и хор, драматический актер и певец, артисты миманса. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин объяснил причину отмены «Нуреева»: не хватило времени, чтобы довести его до совершенства.


Либералы увидели в этом козни министра культуры Владимира Мединского, а интернет-сообщество на все лады обсуждает огромный, в три этажа, портрет совершенно обнаженного Руди на заднике театральной исторической сцены. Кирилл Серебренников, разумеется, не мог обойтись без эпатажа, без провокации. Традиционалисты назвали это явление народу голого Нуреева похабщиной. В общем, скучать не приходится: «Матильда» уступила место Рудольфу.


…Имя Башкортостана. По моему твердому убеждению, оно должно принадлежать тому, в ком с наибольшей полнотой воплотились национальный характер, культура и нравственность народа.


Думаю, далеко не всякий танцовщик сможет выступить в балете, где классика органично перетекает в стихию народного танца. Трудно представить себе принца Зигфрида («Лебединое озеро») в роли Арслан-бая («Журавлиная песнь»). Однако такое перерождение было возможно, когда на сцену выходил Халяф Сафиуллин. Выпускник Вагановского училища танцевал Юмагула и Арслан-бая темпераментно, азартно, легко обнаруживая неразрывную связь с народными истоками. Вот кому, как нельзя лучше, подходит место в списке «Ста имен Башкортостана».

Опубликовано: 27.09.17 (19:17) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Эпицентром страстей, кипящих в спектакле, безусловно, является Сальери (АртурКаипкулов, справа): сомневающийся, страдающий, отчаявшийся.    
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Не убрали снег во дворе? Звоните
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!
В Уфе накажут родителей учеников, оскорбивших одноклассницу
Водолей 2018-02-16 21:52:23
В Уфе задержаны похитители дорогих иномарок из Оренбурга
Дмитрий 2018-02-16 13:27:18
Уфимец Семён Елистратов принёс сборной России первую медаль на Олимпиаде
Georg 2018-02-12 16:44:00
В Уфе Рустэм Хамитов поздравил с юбилеем родную школу
Местный 2018-02-11 00:57:17
В Уфе отец порезал пьяного сына
Илита 2018-02-09 15:00:15
По прозвищу Птенчик (Cоциум) 08.02.18 (11:34)
Уфимец 2018-02-09 13:06:12
Экс-председатель уфимского ЖСК «Дуслык-Строй» пойдёт под суд
Полина 2018-02-08 14:31:12
Не падать раньше выстрела (Cоциум) 01.02.18 (19:13)
Лариса Владимировна 2018-02-07 13:56:47
Глава сельсовета в Мелеузовском районе выделил землю в водоохранной зоне
Людмила 2018-02-07 00:03:13
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Елена 2018-01-20 19:25:07
Врачи рискуют остаться без медсестёр (Экономика) 27.03.13 (10:39)
Буравдева 2018-01-20 00:54:10
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Светлана 2018-01-19 13:01:40

  • В Уфе протестировали  современное оборудование,которое будет использоваться на выборах
  •   В фойе Национального молодёжного театра РБ имени  М. Карима открылась фотовыставка Светланы Комковой «Путями памяти и славы!»
  • В Башкирском театре оперы и балета открылась фотовыставка Александра Данилова