• 17.02.18  Сегодня - День спонтанного проявления доброты
  • 17.02.18  Сегодня - День российских студенческих отрядов
  • 17.02.18  Сегодня - День Службы горючего Вооруженных Сил России
  • 17.02.18  Выплаты клиентам «Уралкапиталбанка» начнутся не позднее 1 марта
  • 17.02.18  Подписано соглашение о сотрудничестве между Башкортостаном и Владимирской областью
  • 17.02.18  В Уфе открыли самый большой в мире дом-перевертыш
  • 17.02.18  Уфимец выиграл в лотерею более 26 млн рублей‍
  • 17.02.18  «Роснефть» просит суд частично снять арест с активов АФК «Система»‍

Всё, что нам нужно, это любовь

Спектакль Башкирской драмы взбудоражил театральную общественность

Актеры должны уметь рассказать все от лица мужчины, женщины, бога, дьявола, считает Ильсур Казакбаев.
Актеры должны уметь рассказать все от лица мужчины, женщины, бога, дьявола, считает Ильсур Казакбаев.
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: с сайта театра
версия для печати
5 | 5
Актеры должны уметь рассказать все от лица мужчины, женщины, бога, дьявола, считает Ильсур Казакбаев.

Концерты, фестивали, симпозиумы — жизнь республики кипит, и, пожалуй, далеко немногие припомнили юбилейное событие нынешнего года, быть может, одно из самых важных для культуры Башкирии. Ровно десять лет тому назад в Башкирском театре драмы встречали 25 выпускников театрального училища имени Михаила Щепкина. Ныне это уже не выпускники и даже не просто артисты — это ведущие мастера сцены: Гульнара Казакбаева, Ирада Фазлаева, Милена Сираева, Артур Кунакбаев, Ильсур Казакбаев, Фанис Рахметов, Ринат Баймурзин, Урал Аминев, Юнир Куланбаев, Артур Кабиров. Театральная жизнь — что река с бурлящими поворотами, спокойными разливами: только успевай следить за курсом. Однако, припомним, какой бы ни случился фестиваль, премьера, акция или гастрольные вояжи, с которых наши артисты возвращались с гордо задранными носами, имея на это полное право, — словом, везде так или иначе светились птенцы «гнезда Щепкина».

 

Недолюбленные дети


Около года назад Ильсур Казакбаев, Фанис Рахметов, Ринат Баймурзин, Урал Аминев, Артур Кабиров вновь взбудоражили театральную общественность — что вошло в последнее время в привычку у Башкирского драмтеатра, перенеся в условное пространство драматической сцены повесть Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!», назвав постановку «Навстречу мечте».


Речь в повести шла о детдомовских воспитанниках. Стоило ли бередить столь жесткую тему, когда по всей стране, да и в республике, бодро рапортуют о закрытии детдомов, а сироты вроде как находят любовь и ласку в приемных семьях? Но главная тема Ильсура Казакбаева как режиссера, несмотря на разнообразие поставленных им спектаклей, — человеческая душа. Этакий башкирский психологический театр.


— Мы уже настолько привыкли к этой теме, что люди становятся равнодушными. Нас больше волнует курс доллара, чем истории о детдомовских детях. Между тем статистика ужасает: 10 процентов детдомовцев кончают жизнь самоубийством, еще 40 становятся алкоголиками, 40 попадают в тюрьму. И лишь 10 процентов выживают и приспосабливаются к жизни — капля в море. Поначалу я собирался ставить мелодраму, и это была моя ошибка, мне не нужно, чтобы на спектакль пришли поплакать, я не хотел спекулировать человеческими чувствами, — считает Ильсур. — Поэтому не всегда понимал, как все донести до зрителя.


Кто же, если не театр, расскажет об этой проблеме, считают и ребята-актеры. «Конечно, немало детей обретают семью, я сам знаю людей, принявших детдомовского ребенка, — рассказывает Фанис Рахметов. — Но проблема от этого не исчезает. Они, эти дети, совсем другие. Недолюбленные, затаившие где-то глубоко в сердце свои обиды, которые в неожиданный момент могут выплеснуться наружу».


Встать перед выбором


Решение было принято, а вот со сценическим воплощением энтузиасты зашли в тупик. «Сыграть детдомовских детей невозможно, для этого надо ими быть. Поэтому рассказ о жизни в детдоме мы слышим из уст актеров. Актер рассказывает — от лица мужчины, женщины, старика, ребенка, бога, дьявола — неважно. Он лицедей, примеряющий на себя различные маски», — считает Ильсур. Он собрал всех потенциальных «детдомовцев» и предложил остаться тем, кто действительно сможет прочувствовать и поймет, как сказать. Остались семеро. Кто-то не принял сюжет близко к сердцу, а кто-то принял слишком близко — и не смог вынести того сгустка нервного недетского напряжения, каким полна книга Айгиза.


Спектакль шел не просто нелегко, но и необычно — сначала, правда, путем привычных этюдов, затем актерам пришлось взяться за перо: «Мы приносили рассказы, которые писали сами», — уточняют ребята. «Смотрел как-то телевизор, — рассказывает Ринат Баймурзин, — и увидел историю, произошедшую в Алтайском крае. Речь шла о детдомовце, который вошел в 10 процентов счастливчиков, более того, выделился и из массы обычных ребят, став директором компании. А через 20 лет решил-таки найти свою маму. И нашел. Благополучную такую маму, видимо, даже не вспоминавшую об оставленном где-то сыне. И несчастное детдомовское детство больно ударило в сердце: успешный директор компании убил мать, равнодушно прожившую все эти годы без него, брошенного и недолюбленного».


Главный критик, конечно, зритель, но в этом случае, скорее, не зритель — сопереживатель. Так, рассказывают ребята, в одном из районов мы сыграли спектакль для детдомовцев и неблагополучных семей. И несколько родителей взяли детей обратно. Даже если постановку смотрит просто пришедший на нашумевший спектакль театрал, кто может гарантировать, что через какое-то время ему не придется встать перед тяжким выбором? И, вспомнив пьесу, он примет единственно верное решение, предполагают ребята.


Мечты живут сами по себе


Воспитание души начинается с детства — на афише стоит знак 12+. Не тяжело ли детям в переходном возрасте пропускать через себя неприукрашенную жизнь своих сверстников? «Нынешних детей, вообще-то, ничем не пробьешь, — уточняют актеры, — но если из 500 зрителей хотя бы 50 поймут: «Это же касается меня!», мы будем считать, что все сделали правильно».


Сценический вариант носит название «Хыялга каршы» — «Навстречу мечте». Что по-башкирски звучит неоднозначно: вроде и навстречу мечте, и наперекор ей. «У каждого человека есть мечты, — рассуждает Казакбаев. — У детей тоже. У детдомовских они больше, сильнее и серьезнее, чем у домашних. Но сбываются не всегда, а у детдомовских почти никогда. Получается, что мечты живут сами по себе. А если и сбываются, то не так, как хотелось. Вот про это наш спектакль».


Да, я выучился, нашел место в жизни, благополучен, известен и успешен, но с этим камнем страдания в сердце проживу всю жизнь. Я не герой, считает исполнитель главной роли Ильяса Артур Кабиров, полностью доверившийся пронзительной прозе Баймухаметова.


Ильсур долго размышлял, стоит ли отправиться в детдом, чтобы проникнуться духом места действия, скажем прямо — духом сиротства, но потом решил, что не имеет на это морального права. «В этом есть момент спекуляции, — считает он, — мне не хотелось быть наблюдателем. К тому же я не хотел давать надежду детям, которые в каждом пришедшем видят папу и маму».


А в общем-то, все просто, считают актеры, есть нехитрая и главная истина: надо относиться друг к другу с любовью, терпением. Жизнь жестока, и мы не знаем, что будет завтра, поэтому должны ценить каждую минуту, проведенную друг с другом. Мы стали более внимательны не только к детям, но и к окружающим. Главное — это любовь.

 

Кстати


В этом году «Не оставляй, мама!» войдет в школьную программу.

 

Когда спектакль прокатывали по районам, к артистам приходили бабушки, приносили шерстяные носки, варенье.


В Хайбуллинском районе к артистам приехала 93-летняя бабушка.


В начале сентября постановка была показана в Москве на всероссийском фестивале молодых режиссеров «Артмиграция» — аналог «Золотой маски»» для молодых.


Из ста с лишним спектаклей отобрали семь. «Навстречу мечте» открыл форум с большим аншлагом.


Постановка получила спецприз «За лучший актерский ансамбль» и «За обращение к современной национальной прозе и поиск нового театрального языка» на международном фестивале национальных театров «Алтан сэргэ» (Улан-Удэ, Республика Бурятия). Кстати, Ильсура пригласили в Бурятию поставить «Мечту» и там.


Спектакль — победитель в номинации «Лучшая режиссура» республиканского фестиваля «Театральная весна» и международного фестиваля современной драматургии «Коляда-plays» в Екатеринбурге.

Опубликовано: 11.09.17 (18:58) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Эпицентром страстей, кипящих в спектакле, безусловно, является Сальери (АртурКаипкулов, справа): сомневающийся, страдающий, отчаявшийся.    
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Не убрали снег во дворе? Звоните
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!
В Уфе накажут родителей учеников, оскорбивших одноклассницу
Водолей 2018-02-16 21:52:23
В Уфе задержаны похитители дорогих иномарок из Оренбурга
Дмитрий 2018-02-16 13:27:18
Уфимец Семён Елистратов принёс сборной России первую медаль на Олимпиаде
Georg 2018-02-12 16:44:00
В Уфе Рустэм Хамитов поздравил с юбилеем родную школу
Местный 2018-02-11 00:57:17
В Уфе отец порезал пьяного сына
Илита 2018-02-09 15:00:15
По прозвищу Птенчик (Cоциум) 08.02.18 (11:34)
Уфимец 2018-02-09 13:06:12
Экс-председатель уфимского ЖСК «Дуслык-Строй» пойдёт под суд
Полина 2018-02-08 14:31:12
Не падать раньше выстрела (Cоциум) 01.02.18 (19:13)
Лариса Владимировна 2018-02-07 13:56:47
Глава сельсовета в Мелеузовском районе выделил землю в водоохранной зоне
Людмила 2018-02-07 00:03:13
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Елена 2018-01-20 19:25:07
Врачи рискуют остаться без медсестёр (Экономика) 27.03.13 (10:39)
Буравдева 2018-01-20 00:54:10
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Светлана 2018-01-19 13:01:40

  • В Уфе протестировали  современное оборудование,которое будет использоваться на выборах
  •   В фойе Национального молодёжного театра РБ имени  М. Карима открылась фотовыставка Светланы Комковой «Путями памяти и славы!»
  • В Башкирском театре оперы и балета открылась фотовыставка Александра Данилова