По ее словам, на психологов МЧС возлагается две основные задачи. Первая и важнейшая — оказание экстренной психологической помощи пострадавшему населению при ЧС. Психологи МЧС выезжают вместе с другими оперативными структурами на место происшествия для оказания помощи пострадавшим или родственникам погибших. Человек, попав в экстренную ситуацию, обычно переживает взрыв эмоций, возможна острая стрессовая реакция — истерика, плач, агрессия. И для каждой реакции есть свои приемы и методы оказания психологической помощи.
— Нет смысла говорить пострадавшему человеку «Не плачь», напротив, ему надо дать возможность выплакаться, выплеснуть все отрицательные эмоции, а потом уже можно пытаться стабилизировать его состояние, — поделилась профессиональным секретом Гульнара Зараменская.
У психолога МЧС есть стационарный мобильный чемодан, который всегда под рукой. Один из основных инструментов для стабилизации эмоционального состояния пострадавшего — так называемые «Очки Панкова». Это аппарат светоимпульсивной терапии. Подаваемые им сигналы эффективны при психологическом напряжении и способны временно стабилизировать эмоциональное состояние в течение 15 минут.
Вторая задача службы — сопровождение личного состава МЧС: это психологическая подготовка, диагностика, профилактика. Для личного состава есть комната психологической разгрузки.