Все новости
Здоровье
29 Июля 2022, 13:15

Настрой на выздоровление

Почему в республиканской детской больнице веришь в хеппи-энд?

Альберт ЗАГИРОВ  В отделении реанимации новорожденных выхаживают малышей весом в полкило.
В отделении реанимации новорожденных выхаживают малышей весом в полкило.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Поводы для визита в больницу редко бывают приятными, но сегодня у нас — счастливое исключение. Накануне в редакцию позвонили из Республиканской детской клинической больницы и поделились отличной новостью: РДКБ стала дипломантом премии правительства Российской Федерации в области качества за 2021 год. Победителей наградили в Москве, в Совете Федерации. Мы попросили главного врача Рустэма Ахметшина уделить нам день и показать, из чего складывается обычная повседневная жизнь больницы, получившей такое признание в масштабах страны.

120 человек в сутки

— Понятно, что дипломант — не самая высокая оценка, высшая — это звание лауреата, нам есть к чему стремиться дальше, — по дороге на утреннюю оперативку, или конференцию, как ее здесь называют, замечает главврач. — Но годом ранее дипломантом премии стал центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева в Москве, и повторить его успех — для нас очень большое достижение. Тем более что в этом конкурсе мы новички, попробовали свои силы впервые, а участвовали в нем более 500 предприятий и организаций из всех отраслей.

Просторный конференц-зал, где проходят оперативки, быстро заполняется врачами. Посторонним здесь не место, но главное мы уяснить успеваем. Сейчас каждое отделение доложит о вновь поступивших, динамике состояния пациентов, после чего будет составлен план на день: в одном случае собрать консилиум, в другом — привлечь в помощь коллег из федеральных центров. В среднем за сутки в РДКБ поступают 100 — 120 человек, бывает, доходит до 150.

— Все самые тяжелые дети республики — здесь, у нас, — уточняет Рустэм Ахметшин. — На базе РДКБ действует отделение детской санавиации, оказывающее помощь всем районам. Широко пользуемся возможностями телемедицинских консультаций, чтобы повысить эффективность лечения в трудных случаях. Российская детская клиническая больница имени Пирогова, Научный центр здоровья детей и другие федеральные учреждения готовы оказать нам консультативную помощь, это обычная практика. По профилю онкогематологии практически каждого нашего пациента консультирует центр имени Дмитрия Рогачева. Как говорят наши московские коллеги, по числу проведенных сеансов телемедицинских консультаций Башкирия заметно опережает другие регионы.

Оказывать помощь специалисты РДКБ начинают в первые же часы жизни маленького человека. Точнее, даже еще раньше: современные технологии позволяют выявить пороки развития плода еще до родов, и уже на этом этапе врачи клиники вместе с акушерами решают, можно ли спасти такого ребенка, совместимы ли эти пороки с дальнейшей жизнью или беременность следует прервать. Бывает, что дородовая диагностика показывает: ребенок родится инвалидом. Тогда родители сами принимают решение, как поступить, задача врачей в этой ситуации — честно предупредить, с какими сложностями им придется столкнуться.

— Нужно отметить, что мы не просто больница, а больница клиническая — на нашей базе работают 14 кафедр БГМУ. Заведующие отделениями и врачи, кроме основной работы, ведут занятия со студентами, преподают, занимаются наукой.

Практически каждый руководитель отделения — это главный внештатный специалист минздрава РБ в своей области. Заведующий нейрохирургией — главный внештатный детский нейрохирург, заведующая отделением аллергологии — главный внештатный детский аллерголог, и так почти везде. То есть стратегия и тактика развития той или иной службы во многом определяются в этих стенах, — замечает собеседник, который и сам является главным внештатным детским специалистом-урологом.

Вес пациентов — меньше килограмма

После оперативки наши дороги на время расходятся: Рустэма Закиевича ждут в отделении урологии, которое он продолжает курировать, обсудить двух тяжелых детишек. Мы направляемся в отделение анестезиологии и реанимации № 2 — туда, где выхаживают совсем крошечных пациентов, новорожденных не старше 28 суток.

Из 18 коек, на которые рассчитано отделение, сейчас занято 13. Уточним: под койкой в данном случае понимается кювез, к которому подключена сложнейшая аппаратура. Работает она круглыми сутками, потому что большинство пациентов самостоятельно не могут даже дышать, и за их состоянием нужно следить ежесекундно. Все дети здесь — с тяжелейшей патологией, уже в момент рождения оказавшиеся между жизнью и смертью, и чтобы их спасти, доктора районных больниц вынуждены были звать на помощь коллег из Уфы. С 2001 года в РДКБ действует республиканский неонатальный центр, который включает в себя хирургическое отделение, отделение анестезиологии и реанимации и отделение патологии новорожденных и недоношенных детей. Вот сюда и стекается информация о каждом малыше, требующем неотложной специализированной помощи, сразу же после появления его на свет. С тех пор, как в 2017 году здесь запустили интернет-портал, данные из районов передаются в считаные минуты, и доктора отделения реанимации выезжают за новорожденным буквально в первые полчаса-час независимо от расстояния — на реанимобиле или вертолете. Выезжать приходится практически каждый день, иной раз по три-четыре раза за сутки.

— К нам поступают дети с хирургической и врожденной патологией, недоношенные с экстремально низкой массой тела — 700, 600, 500 граммов. Вот этот ребенок родился недоношенным в отдаленном районе, переведен к нам по линии сан­авиации. У него гиповолемический шок, дыхание поддерживается при помощи аппарата высокочастотной ИВЛ. Пока он остается крайне тяжелым, — рассказывает заведующая отделением, заслуженный врач республики Гузель Кудинова.

Гузель Амировна работала здесь еще в те времена, когда и отделения-то никакого не существовало: в 1988 году в детской республиканке впервые решили открыть палату интенсивной терапии на три койки вот для таких малышей, жизнь которых повисла на волоске. Это и было началом развития реанимационно-неонатологической службы РДКБ. На тот момент 80 — 90% новорожденных весом меньше 1 кг не выживали. В 2021 году через отделение реанимации прошло 687 детей, из них 51% — недоношенные, из них 52 ребенка — с массой меньше килограмма. Почти все эти дети сейчас дома с мамами.

Когда мама рядом

После того, как состояние малыша стабилизировалось, его переводят в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей. Здесь вместе с малышом в палате может находиться и мама. Крошечный Елисей из Стерлитамака в отделении патологии уже неделю, до этого месяц провел в реанимации на интенсивной терапии — родился на десять недель раньше срока. Нетрудно представить, чего стоил маме Юле, на вид совсем еще девчонке, этот месяц. Но сейчас она улыбается, все тревоги и переживания на данном этапе остались позади.

— Для мам пройти через все это — очень тяжелое испытание, поэтому мы оказываем им в том числе и психологическую помощь, — говорит заведующая отделением Ольга Иванова. — Женщину надо научить, как ухаживать за ребенком, как пеленать, кормить, ведь при переводе из реанимации такие детишки толком не умеют даже сосать. Елисея мы через неделю, думаю, выпишем, но они будут приезжать к нам в кабинет катамнеза, на осмотр к нашим специалистам.

Поясним: все поступающие в отделение недоношенные дети в обязательном порядке осматриваются офтальмологом. Ввиду незрелости глазного яблока и сосудов у них может развиться ретинопатия, грозящая отслойкой сетчатки и слепотой, но, если вовремя ее выявить и сделать лазерную коррекцию, зрение будет сохранено. Офтальмологическая служба на базе отделения начала развиваться с 2017 года, здесь есть необходимое диагностическое оборудование и единственный в республике врач-офтальмолог, который специализируется на диагностике и лечении ретинопатии у новорожденных, проводя соответствующие операции. Это очень перспективное направление в РДКБ планируют расширять — офтальмологией раннего возраста в республике пока никто больше не занимается.

Есть и еще одна технология, полюбившаяся пациентам детской больницы, — кенгуру-терапия. Ни оборудования, ни больших затрат она не требует, а результаты дает отличные. Как только состояние новорожденного немного улучшается, к нему пускают маму и кладут ребенка ей на грудь, даже если малыш находится на аппарате ИВЛ. Два самых родных человека чувствуют близость и тепло друг друга, ребенок быстрее развивается и набирает вес, а у мамы страх за него уступает место покою и счастью.

Стройка века

Всего в РДКБ пять корпусов, 21 отделение и три реанимации. Чтобы пациенты не путались в лабиринте коридоров, для них придумали удобную и веселую систему навигации — каждый корпус обозначили своим цветом и разукрасили стены пестрыми стрелками. Движемся по желтым — в отделение онкогематологии. Заведует им главный внештатный детский онколог Рустам Байрамгулов, который еще минута — и скрылся бы в операционной. Но нам повезло: он соглашается ненадолго задержаться.

— Не считая больших хирургических вмешательств, различные инвазивные манипуляции мы проводим по несколько в день, — рассказывает он. — Вот сейчас будем делать трепанобиопсию костного мозга, пациент уже ждет.

В отделении на 45 коек сегодня лечатся 65 детишек, часть — на условиях дневного стационара, но потребности республики гораздо больше. Первичных случаев педиатрического рака в Башкирии выявляется до 130 в год, и в отделении считают дни до пуска Центра детской онкологии и гематологии. Строить его начали в декабре 2021 года в рамках нацпроекта «Здравоохранение», запустить должны к концу 2023-го. Для РДКБ и республики в целом это событие огромного значения.

— Новый центр даст нам возможность подняться на ступень выше не только в детской онкологии, но и вообще в педиатрической службе, — считает Рустам Байрамгулов. — Количество коек вырастет до 92 — казалось бы, не так много, но это будет самое большое здание в составе больницы — почти 17 тыс. кв. метров, полностью соответствующее всем современным стандартам. Мы сможем разместить в комфортных условиях всех, кто нуждается в лечении, и принимать пациентов из других регионов. Вместо одного-единственного отделения у нас появится сразу несколько — гематологии, онкологии, клинической иммунологии, пересадки костного мозга, дневной стационар, отделение реанимации для онкобольных. Кроме того, центр позволит внедрить в практику новые технологии лечения, пока для нас недоступные — к примеру, трансплантацию костного мозга. Важно и то, что в центре будут сосредоточены различные лаборатории, прежде всего молекулярно-генетическая, что сейчас очень востребовано в педиатрии.

Говорить о перспективах, которые откроет новый центр, Рустам Равилович может бесконечно, но ему пора идти. А мы осматриваем оборудованный при отделении школьный класс — одну из площадок федерального проекта «УчимЗнаем».

Многие дети находятся в стационаре подолгу, и чтобы они не отстали от школьной программы, с ними ежедневно занимаются приглашенные учителя, помогая в том числе подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Сейчас, пока в школе каникулы, для ребят здесь проводят развивающие творческие занятия.

О вреде курения

Заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии Хадьятулло Аюбов, наоборот, только что с операции. В среднем их здесь делают по пять в день — если говорить о плановых. А есть еще экстренные, связанные с гнойными воспалениями и травмами. Летом работы здешним хирургам прибавляют самокаты, мотоциклы и кусачие собаки, зимой — тюбинги. 30 коек отделения заняты всегда.

Скажем сразу: отделение челюстно-лицевой хирургии РДКБ славится на всю Россию. Во-первых, такие отделения есть далеко не в каждом регионе, во-вторых, самыми сильными школами в этой области медицины считаются Москва, Казань и Уфа. Ну, и в-третьих, оно единственное в республике.

— На сегодняшний день мы проводим практически все виды оперативных вмешательств в челюстно-лицевой области, каждая вторая операция — высокотехнологичная, — сообщает заведующий. — В Москву направляем только пациентов с большими сосудистыми опухолями, операции по их удалению длятся от десяти часов и дольше и требуют работы нескольких бригад. Но таких пациентов — не больше 10 — 15 в год, со всем остальным справляемся сами.

За прошлый год в отделении прооперировали 960 человек. Самые трудные случаи, как правило, связаны с костной пластикой. Так, два дня назад в ходе мастер-класса с участием специалистов из Москвы хирурги отделения исправили врожденные дефекты верхней губы и носа двум подросткам — провели так называемую хейлоринопластику. Столичные коллеги были приятно удивлены хорошим результатом: эта операция мало кому удается в целом по стране. В РДКБ ее освоили в 2018 году и с тех пор успешно практикуют. А самый резонансный случай произошел в 2019 году. 15-летний мальчик курил электронную сигарету, и она взорвалась у него во рту. Подросток потерял восемь зубов, практически лишился переднего отдела верхней челюсти, не говоря об ожогах лица и сетчатки глаз. Действуя поэтапно, за два года специалисты отделения полностью восстановили ему фронтальный отдел, поставили зубные импланты, словом, вернули нормальный облик. Парень жив-здоров, учится в вузе и теперь точно знает, что курить вредно.

Детские врачи до конца не взрослеют

Пока мы путешествовали по отделениям, главный врач успел проконсультировать несколько пациентов, решил несколько организационных вопросов. Снова встречаемся у него в кабинете и говорим о том, что детская больница все-таки заметно отличается от взрослой. Здесь другая энергетика. Дети, даже если им очень плохо, все равно остаются детьми, не падают духом и способны радоваться любому пустяку. Их звонкие голоса, топот шустрых ног, готовность к улыбке и взрослых заряжают оптимизмом, верой в хеппи-энд. Наверное, поэтому детские врачи до конца никогда не взрослеют и выглядят на удивление молодыми.

— Главное в нашем успехе на конкурсе — это коллектив, — убежден Рустэм Закиевич. — Если у людей нет желания работать, самые современные технологии будут бесполезными. К счастью, у нас сегодня сформировалась команда, которая понимает друг друга и стремится идти вперед, повышать качество медицинской помощи и комфортность больницы для пациентов. Комфортность — это ведь не только суперпалаты с телевизорами, это прежде всего хороший психологический климат, где тебе легко, где ты знаешь, что тебя поймут и поддержат. Это касается и пациентов, и сотрудников. Вот к этому и стараемся прийти.

Кстати, одним из самых напряженных этапов в ходе конкурса был момент, когда в августе прошлого года в больницу приехали эксперты и несколько дней ходили по этажам и кабинетам, могли остановить любого пациента и задать вопрос, а потом за все, что увидели и услышали, выставляли баллы. О результатах этой оценки в РДКБ узнали только много месяцев спустя, когда Рустэма Ахметшина пригласили в Москву на вручение диплома. Видимо, пациенты отзывались о больнице хорошо, улыбается Ольга Алферова, начальник отдела системы менеджмента качества, которая взяла на себя весь процесс подготовки к конкурсу.

— Мы провели очень большую работу, а теперь предстоит сделать еще больше — хотим на следующий год побороться за звание лауреата, — говорит она.

Между прочим

- В этом году РДКБ отметит юбилей — 50 лет со дня открытия. Здесь до сих пор есть те, кто пришел на работу полвека назад и продолжает трудиться.

- Многие отделения РДКБ — единственные на всю республику. В частности, это отделения детской гинекологии, нефрологии, эндокринологии, гемодиализа, центр муковисцидоза, а в отделение нейрохирургии едут оперироваться даже из-за рубежа — Молдовы, Казахстана и других соседних стран.

Альберт ЗАГИРОВ  В сфере челюстно-лицевой хирургии лидируют Москва, Казань и Уфа.
В сфере челюстно-лицевой хирургии лидируют Москва, Казань и Уфа.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Главврач Рустэм Ахметшин: теперь поборемся за звание лауреата.
Главврач Рустэм Ахметшин: теперь поборемся за звание лауреата.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Старшая медсестра отделения гемодиализа Александра Самолевская работает в РДКБ 50 лет. Имеет медаль «За боевые заслуги».
Старшая медсестра отделения гемодиализа Александра Самолевская работает в РДКБ 50 лет. Имеет медаль «За боевые заслуги».Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Кунгуру-терапия работает лучше всяких лекарств.
Кунгуру-терапия работает лучше всяких лекарств.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Татьяна КРУГЛОВА
Читайте нас: