Все новости
Вопрос эксперту
11 Декабря 2021, 09:15

Как должны работать и отдыхать водители?

- Устроился водителем на новое место. В первый же рабочий день с удивлением узнал, что приезжать нужно минут за сорок, чтобы предрейсовый медосмотр пройти. Но это ладно, ругаться не стал, тем более живу недалеко. Через неделю ставят перед фактом — многие на больничном, придется больше поработать. А у меня и так смена двенадцать часов. Сейчас много пишут про переработки водителей и к чему это в итоге приводит. Разъясните, что мы вправе требовать? Рамиль ИЛЬЯСОВ. Уфимский район.

Как должны работать и отдыхать водители?

Отвечает заместитель руководителя Гострудинспекции Оксана ВАНСКОВА

— В соответствии с 329-й ст. Трудового кодекса особенности режима труда и отдыха отдельных категорий работников, чья деятельность связана с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в данном случае Министерством транспорта России. С 1 января этого года вступил в силу новый документ, которым регулируется этот вопрос — приказ Минтранса России № 424 от 16 октября 2020 года об утверждении «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».

Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя, как и прежде, не может превышать 40 часов в неделю, но при этом в новом приказе минтранса нет положений, предписывающих работать строго по восемь или семь часов в неделю. То есть количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться — при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени. Если по условиям труда она не может быть применена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени. Он по-прежнему должен составлять не более одного месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, не более трех месяцев (поясню, что учетный период — это время, в течение которого работник не должен переработать нормальное число рабочих часов). При этом продолжительность ежедневной смены водителя не должна превышать десяти часов. Увеличение этого времени, но не более чем на два часа, допускается только в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

Для водителей машин скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, телефонной и почтовой связи, такси продолжительность ежедневной смены может быть увеличена работодателем до двенадцати часов. На маршрутах регулярных, пассажирских перевозок в городском и пригородном сообщении такая продолжительность ежедневной работы допускается только по согласованию с представительным органом работников. То есть двенадцать часов — максимум. Работа по 24 часа, которую допускают, к примеру, медучреждения, законом запрещена.

Какие еще ограничения существуют? С 1 января этого года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом минтранса на три часа.

Что касается предрейсового медосмотра. Период его прохождения (как всех видов медосмотров) должен быть включен в рабочее время. Отмечу, что с 2021 года перечень видов деятельности, включаемых в рабочее время, стал шире. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает: подготовительно-заключительное время; периоды прохождения медосмотров; простои не по вине работника; время ремонта автомобиля.

Фото из открытых источников.

Автор:Галина МИНИНА