Все новости
«Ветеран»
31 Мая 2016, 14:11

«Я сделал всё, что мог…»

Девизом Сергея Габриелова было — идти вперёд и никогда не унывать

На праздновании 70-летия Победы.
На праздновании 70-летия Победы.
Его сердце остановилось в майский день, накануне Дня Победы. Говорят, незаменимых людей нет. Это не так. В любом коллективе после ухода профессионала ощущается острый дефицит его присутствия, знаний и умения. Особенно если этот уход внезапен. Сергей Габриелов прожил 87 лет, из них 72 года трудился на благо людей. А учился всю жизнь. Узнавал что-то новое и по-детски удивлялся, радовался. И учил сам. Своим примером служения Отчизне. Где бы ни был, давал и старым, и малым уроки трудолюбия, доброты, жизненной стойкости.
Не мог и дня прожить без дела

— Уже на следующий день после выхода на пенсию я понял: если не буду работать, очень скоро отдам концы на этом диване, — признался однажды Сергей Яковлевич. И вскоре нашел дело, которому посвятил себя без остатка. В 1991 году активно включился в работу в Республиканском совете ветеранов, вскоре ставшем одной из крупнейших и влиятельных региональных организаций ветеранов в России. Почти четверть века на посту первого заместителя председателя Совета стоял он на страже интересов людей старшего поколения.

При его участии разработан ряд нормативно-правовых актов в области социальной защиты ветеранов, Закон РБ «О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил». Вместе с председателем Республиканского совета ветеранов Маратом Муллагалямовым он укреплял ветеранское содружество. К нему прислушивались и ветераны боевых действий, и чернобыльцы, и представители Морского собрания РБ, и члены других общественных организаций. Большое внимание он уделял проблемам участников войн, их вдов, увековечению памяти защитников Отечества по всей республике. Вот только один пример. По его инициативе на доме № 4 по улице Худайбердина, где жил дважды Герой Советского Союза Муса Гареев, была открыта мемориальная доска с барельефом выдающегося летчика, а рядом, в аллее, высажены голубые ели. Елей должно было быть 12, а высадили девять. Три благородных саженца заменили на обычные, что очень огорчило Сергея Яковлевича. Он никогда ни о ком не отзывался плохо, не поддерживал негативных разговоров о людях, но его всегда возмущали непрофессионализм и недобросовестность. Кстати, сегодня тех елей осталось всего шесть. Остальные то ли срубили, то ли они замерзли, словом, недоглядели. Каждую весну Габриелов добивался, чтобы рядом с домом героя работники ЖЭУ разбивали клумбы с красивыми цветами. В этом году цветов нет. Видимо, больше некому побеспокоиться об этом…

О тех, кого любил…

— Сергей Яковлевич был знаком со многими известными в республике и за ее пределами людьми. Работал вместе с первым секретарем Башкирского обкома Мидхатом Закировичем Шакировым, жил с ним по соседству. Любил театр, поэзию, был знаком с народными поэтами Башкортостана Мустаем Каримом, Александром Филипповым и другими поэтами. Сохранил немало книг с автографами знаменитостей. «Вот, например, книга с автографом Сергея Михалкова», — показывает сноха Райхана Раифовна. В большой библиотеке Габриелова рядом с сочинениями классиков, биографиями политиков и военачальников скромно стоит за стеклом книжка его стихотворений. Он не считал себя поэтом, его стихи-посвящения не всегда совершенны по форме, но в них любовь, доброжелательность, юмор или грусть. Пожалуй, лучшие строки посвятил двум самым любимым женщинам — маме Ксении Ивановне и жене Тамаре Дмитриевне.

В свою вторую половинку влюбился с первого взгляда и остался верным ей до конца. После ее внезапной кончины в сентябре 2000 года каждую неделю до глубоких снегов ездил на кладбище, пока родные не сказали: «Папа, мы переживаем за тебя, пожалуйста, больше не езди один». Сноха Галина Владимировна вспоминает: «Это был очень позитивный человек. И ранимый. Но никогда не показывал вида, что ему плохо. В последнее время любил слушать романс «Не уходи, побудь со мною…». В глазах его были слезы».

Пускай вам общим памятником будет…

При участии Сергея Габриелова в республике выпущено многотомное издание «Герои тыла». Он мечтал установить памятник труженикам тыла в Уфе. Этот памятник будет памятником и ему.

Родился Сергей Яковлевич в Феодосии. Во время войны семья перебралась в Уфу. Его добрая и заботливая мама устроилась санитаркой в больницу, а 15-летний мальчишка в 1944 году пошел в ученики слесаря-монтажника треста «Башнефтезаводстрой». Так началась его трудовая биография.

В 1950 году энергичного и трудолюбивого паренька избирают секретарем комитета комсомола треста, затем первым секретарем Черниковского горкома ВЛКСМ, вторым секретарем Уфимского горкома ВЛКСМ. В 1957 году Габриелов — заместитель заведующего орготдела Уфимского горкома КПСС.

Окончив в 1962 году Высшую партийную школу, Сергей Яковлевич работает секретарем Калининского райкома, затем заведующим отделом пропаганды и агитации Уфимского горкома. С 1971 по 1990 год — заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Башкирского обкома КПСС. На всех своих постах относился к людям с теплотой. Не любил семейственность, кумовство. Был принципиальным коммунистом. В разгар антиалкогольной кампании в 1987 году устроил младшему сыну безалкогольную свадьбу. Таким остался до конца жизни. После операции, когда состояние немного улучшилось, отказался от отдельной палаты. Сказал, что в общей ему веселей.

Уроки Габриелова

Мы выпустили с Сергеем Яковлевичем 45 страниц «Ветерана». Он давал ценные советы, внимательно перечитывал все тексты и вносил важные правки. Особенно был принципиальным, если дело касалось переноса части списка награжденных ветеранов в следующий номер, но и здесь мог пойти на компромисс. Лишь однажды я услышала металлические нотки в голосе шефа. Твердо и не повышая голоса, он сказал: «Я настаиваю». Пришлось подчиниться. А сегодня хочется попросить прощения за свой душевный ропот в тот день. Сергей Яковлевич всегда находил слова похвалы и после выхода той полосы позвонил: «А что, Зинуля, вроде неплохо получилось, молодец, спасибо!». Сам старался не грустить и подбадривал других. «Привет, молодая пенсионерка!» — неизменно улыбался при встрече. Любил порядок. Над его рабочим столом в Совете ветеранов остались висеть на скрепках распечатки всех наших полос. Трудно говорить о человеке, которого знала, в прошедшем времени. Готовя очередную полосу, я буду мысленно советоваться с ним.

Кто рано встаёт, тому Бог даёт

— Он был жаворонком — ложился в 9 вечера, а в 7.15 уже уходил на работу. Домой возвращался не раньше 6 вечера. В выходные не мог усидеть дома. Ему было все интересно: магазины, парки, люди. В еде был непривередлив. На завтрак — йогурт, бутерброд с колбасой, сыром, кофе, и одно яблоко. Второе яблоко — на вечер. Из напитков любил заваренные кипятком чернослив с изюмом и курагой, шиповник, компоты. Не садился ужинать, пока не собралась вся семья. Это было приятное время общения, — рассказывает Райхана Раифовна, — он был прекрасным рассказчиком, мог всегда к месту припомнить какой-нибудь случай из своей насыщенной событиями жизни, удивляя отличной памятью. В последние годы, как семечки, щелкал кроссворды. Дома работал у себя в спальне или за кухонным столом. Мог писать одинаково хорошо как правой, так и левой рукой.

Обожал рыбалку. Готовился к ней основательно, с зимы. Имел всю современную оснастку. Компанию, как правило, составлял сосед по саду Михаил. В юности Сергей Яковлевич увлекался волейболом, до последнего времени делал зарядку, занимался с гантелями, а подъем пешком в свою квартиру на пятом этаже называл «зарядочкой».

Низкий Вам поклон

— Его трудно было не любить. Он был великодушным и очень благодарным человеком. Спасибо, Раечка, за выглаженную рубашку, за вкусный кисель или салатик, буквально за все он благодарил, — со слезами на глазах вспоминает она. — Обеих своих снох называл дочерями. Так и говорил, представляя: «Это моя дочь — жена моего сына». Из больницы Сергей Яковлевич отправил поздравление с днем рождения своему любимому доктору Ильдусу Сагитову — заведующему отделением Республиканского кадиодиспансера, хирургу, спасшему ему жизнь два года назад. «Низкий Вам поклон и сердечная благодарность за все», — написал он.

У него было два блокнота. В одном — номера телефонов и дни рождения родных и соседей, в другом — сослуживцев. В этом он остался старомодным. Ко всем праздникам находил время отправить близким и друзьям открытки. Часто в стихах. Когда он заболел, соседи проходу не давали, переживали. Проститься с ним поднялся сосед с первого этажа, по состоянию здоровья давно не выходивший из дома. На поминках было 60 человек.

Прощальный митинг собрал огромное количество людей. Проводить в последний путь Сергея Габриелова прибыли председатель Госсобрания — Курултая РБ Константин Толкачев, представители власти и ветеранских организаций со всех концов республики, жители ближайших домов и улиц.
Пять правил долголетия

...На вопрос, как удается сохранить твердый ум и крепкую память, Сергей Яковлевич отвечает:

— У меня в жизни пять принципов. Первый — когда меняешь образ жизни, продолжай создавать режим работы своему организму такой, к которому он привык на протяжении многих лет с поправочным коэффициентом на возраст. Второй — как можно меньше лежи на диване, уткнувшись в телевизор. Третий — в каком бы возрасте и состоянии ни был — ходи, сколько можешь. Четвертый — как бы себя ни чувствовал, обязательно что-нибудь делай. И пятый — не объедайся.

Булат ГАЛИЕВ,
(«РБ», 25 сентября 2013 г.)
Размышления о жизни

…Я сделал всё, что мог,
И пусть другой,
Кто может сделать лучше,
Поднимет славу Родины моей…

Сергей ГАБРИЕЛОВ,
11 февраля 2000 г.

С любимой женой в саду. // Фото из личного архива.

Вот оно — рыбацкое счастье!
Читайте нас: