Все новости
Спорт
29 Марта 2021, 09:15

Учитель мастеров

Мечтал стать речником, а стал тренером и ни разу не пожалел об этом

Школьником Владимир Саприн увлекался легкой атлетикой, гонял на лыжах, играл в футбол — а чем еще можно заняться во дворе или на школьной спортплощадке? Стремление побеждать и мышцы, накачанные работой, привычной для каждого деревенского мальчишки, сослужили ему добрую службу.

«Я тебя к тренеру отведу!»

Невысокий парнишка-первокурсник Уфимского речного училища шутя положил на лопатки в любительских борцовских поединках все три группы будущих речников, которые поехали на уборку урожая в пригородный колхоз «Байрак». Мастер производственного обучения, затеявший турнир, чтобы подружить мальчишек из разных районов Башкирии, спросил: «Борьбой занимался?» И пообещал: «Я тебя к тренеру отведу!»
Уже в начале учебного года Володю Саприна ждала встреча с почетным мастером спорта СССР Мансуром Имамутдиновым, который вел в училище секцию борьбы.
— Он сразу стал брать меня на соревнования, — вспоминает Владимир Иванович. — Я взял серебро на первенстве Уфы, дважды выступал на первенстве республиканского совета Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы» и оба раза победил в своей весовой категории.
В 17 лет тренер заявил его на взрослые соревнования — в первенстве на приз автономных республик Владимир стал четвертым.
— Быть спортсменом, приезжать с наградами было очень престижно, — рассказывает аксакал белебеевской школы борьбы. — Авторитет мой рос после каждых соревнований, особенно когда получил звание чемпиона республики. Ребята приходили на тренировки посмотреть на меня, а потом уже и на ковер выходили. Я всех поддерживал, учил тому, что умел сам, посвящал в технические секреты.
Возможностью заменить службу в армии на занятия в индустриально-педагогическом техникуме, где была военная кафедра, Саприн не воспользовался. Служил в Баку, там его заметили тренеры спортивного клуба армии. Выставляли на соревнования Закавказского военного округа, на первенство Азербайджана. Именно в армии познакомился со всеми видами борьбы, иногда на одних соревнованиях несколько раз переодевал форму и выходил на ковер то как самбист, то как «классик», то как «вольник».

Днём — у станка, вечером — в спортзале

Отслужив, солдат выбрал Белебей. В начале семидесятых завод «Автонормаль» набирал обороты, нужны были рабочие, была перспектива. Устроился в гаечный цех автоматчиком, поработал и наладчиком.

Неудивительно, что в первые же дни спортсмен отправился искать зал, где занимаются борьбой: прекращать тренировки не планировал. Но, как выяснилось, тренера в городе не было. Зато в ДОСААФ готовы были предоставить зал, в котором было пять гимнастических матов.
По объявлению о начале занятий пришло много ребят: мальчишки хотели стать сильными.
— В те времена у борцов не было такой широкой известности, по фамилиям знали в основном хоккеистов, футболистов, — вспоминает Ильдар Багаутдинов, один из воспитанников Владимира Ивановича. — Фотографии знаменитых олимпийцев с медалями на груди украшали обложки журналов. На слуху были имена великих борцов Ивана Поддубного, Александра Медведя, Ивана Ярыгина, Геннадия Страхова.
Когда Саприн вечерами, после смены у станка, начал тренировать мальчишек, в зале, как он любил говорить, «упасть негде было». И хотя условия для тренировок у первых групп были спартанскими и тем, кому после броска порой приходилось приземляться на пол между разошедшимися в схватке матами, было несладко, желающих научиться приемам классической борьбы меньше не становилось.
— Первыми соревнованиями, на которые я вывез команду Белебея, стало первенство на приз Дворца спорта в Октябрьском, — вспоминает Владимир Иванович. — Ребята выступили неплохо, и я в соревнованиях среди взрослых взял серебро, чем очень воодушевил своих воспитанников. Увидев такие результаты, меня ввели в состав завкома, поручили курировать спортивно-массовый сектор, освободили от работы на станке. Это позволило полностью посвятить себя спорту. Занятия в спортзале ДОСААФ начинались с утра, потом приходила вторая смена, а вечером — тренировки для молодежи.
Тренер поднял вопрос об оборудовании зала для полноценных занятий. Два ковра в Белебей доставили в специальных контейнерах аж из Кишинева. Но покрытие из ткани собирало много пыли, Саприн отправился в Нефтекамск и заказал покрытие из кожзаменителя.
В 1973 году в Белебее впервые прошло первенство Башкирии по классической борьбе. И вскоре Саприна знали не только в спортивных кругах республики, его фамилия замелькала в протоколах всероссийских соревнований.

Гордость наставника

Первым из белебеевцев чемпионом Башкирии стал Валерий Мухамадияров. Сейчас он мастер спорта СССР, тренер, воспитавший немало достойных спортсменов. По стопам своего учителя пошли мастера спорта СССР Николай Кухарев, Зиряк Хайруллин, Валерий Данилов, мастер спорта РФ Вячеслав Бабенко.
Виктор Квашнин, Виктор Миньков стали тренерами по другим видам борьбы, также работают с молодежью в Белебее.
Чемпионы Башкирии Александр Денисов, ныне глава администрации села Усень-Ивановское, Рифкат Саяхов, начальник штаба УВД Республики Башкортостан, Александр Кайков, в прошлом военный атташе СССР в Китае, Марат Биктимиров, Ильдар Багаутдинов, Олег Квашнин, Владимир Макаров и многие другие выбрали себе иное профессиональное поприще, но уроки своего тренера не забывают, благодарны ему за все.
Благодаря содействию Сап­рина в Белебей из Нуримановского района приехал Янсубай (Яков) Шамукаев, ставший основоположником тренерской династии и первым тренером в поселке Приютово. Он и два его сына вписали славные страницы в историю этого вида спорта, создали приютовскую школу борьбы. Андрей был чемпионом Европы, входил в сборную России, он и брат Александр выполнили нормативы мастера спорта России.

Красный кед отвёл от бед

Его ученики вспоминают нехитрые педагогические приемы, которые отбивали тягу к табаку и алкоголю. Саприн не запугивал, и уж, конечно, не унижал. Но «воспитывали» курильщиков так: вся команда выстраивалась напротив любителя «посмолить» за углом, самому младшему тренер давал знаменитый кед красного цвета, и этим кедом нарушитель спортивного режима получал чисто символический шлепок по «пятой точке».
— Если бы не борьба, я бы, наверное, как многие мои сверстники, спился, — признался один из его учеников, многого добившийся в жизни.
Причем Владимир Иванович никогда не делил своих воспитанников на старших и младших, ко всем относился одинаково, за успехи хвалил, если что-то не нравилось, вновь и вновь отправлял на ковер, пока не сделают так, как надо.
Он умел воодушевить, подсказать, с какого бока следует подступиться к сопернику, как преодолеть страх, настроиться на победу. Может, для кого-то его мотивации звучали грубовато, но мальчишкам важно было услышать именно эти слова, чтобы понять: тренер в меня верит.
Саприн помнит весовые категории своих ребят, кто где учился, кем стал.
— А чему вы удивляетесь? Мои ребята участвовали в соревнованиях по всем видам борьбы. Ведь если классической борьбе обучился, потом хоть куреш, хоть самбо, хоть вольная — все по плечу, — говорит он. — Хороших помню, конечно.
Сегодня ветеран на пенсии, его основная забота — порядок и уют во дворе. Но спортивное прошлое не дают забыть организаторы турниров по борьбе. Просят быть почетным гостем, дать наставление юным спортсменам. Глядя на щуплых новичков и уверенных в себе опытных борцов, переминающихся с ноги на ногу в нетерпеливом ожидании поединка, Владимир Иванович забывает о возрасте. Вполголоса комментирует удачные и не очень приемы.
Взрослеют его ученики, но по-прежнему любят собираться в гостеприимном доме, на уютной кухне, как когда-то, после соревнований. И как раньше, на столе душистый чай, заваренный «по-татарски» его супругой Розой Анваровной, и ее фирменные блинчики.

г. Белебей.

Фото штатного корреспондента

газеты "Белебеевские известия"

Елены Торгашовой.
Читайте нас: