Все новости
Спорт
18 Сентября , 11:15

Разговаривать не надо — приседайте до упаду

Чему учат на уроках физкультуры?

Глеб ФАЙЗУЛЛИН  Все привыкли, что физкультура — предмет второстепенный, но ведь он не менее важен, чем русский язык или математика.
Все привыкли, что физкультура — предмет второстепенный, но ведь он не менее важен, чем русский язык или математика.Фото:Глеб ФАЙЗУЛЛИН

День физкультурника, приходящийся на вторую субботу августа, — один из самых старых советских праздников, доживших до наших дней. Официальный статус всесоюзного он получил в 1939 году, но широко отмечаться стал гораздо раньше — грандиозными парадами и показательными выступлениями физкультурников. Увы, сегодня термин «физкультура» ассоциируется в основном не с массовым любительским спортом, а с второстепенным школьным предметом, прогулять который, забыв форму или заполучив справку-освобождение, не прочь добрая половина школьников. Почему?

Сегодня физкультурник, завтра — боец

В Российской империи любительский спорт носил элитарный характер: спортивные клубы и сообщества, вроде курсов по фехтованию и верховой езде, доступны были лишь высшим сословиям. Поэтому после революции 1917 года спорт чуть было не попал у коммунистов в опалу за компанию с другими буржуазными пережитками, но этому помешал Ленин.

Вождь мирового пролетариата, по воспоминаниям современников, очень даже дружил со спортом: регулярно делал гимнастику, занимался боксом и греблей, катался на коньках и велосипеде. Ему также приписывают фразу «У настоящего революционера должны быть мышцы, а не тряпка». Неудивительно, что уже на съезде большевиков в 1920 году физподготовка была провозглашена важной частью коммунистической системы воспитания «нового человека», и началась массовая пропаганда физической культуры и спорта в стране.

Лозунг «В здоровом теле — здоровый дух!» активно воплощался в жизнь: физкультура стала обязательным предметом в детсадах и школах, появились факультеты в университетах, кружки и секции. Причем физическое воспитание рассматривали тогда с точки зрения пользы не для конкретного человека, а для государства: в качестве механизма подготовки к трудовой деятельности и защите страны. Сохранились фотоснимки физкультурных парадов тех лет, где участники несут транспаранты с лозунгами «Сегодня физкультурник — завтра боец». А в 1930 году родилась идея всесоюзных спортивных испытаний «Готов к труду и обороне» — были разработаны нормативы физической подготовки для разных возрастов. Кстати, те нормативы были посложнее нынешних, и допуск к ним давал врач.

С 1956 года в СССР появился еще один физкультурный тренд — на рабочих местах стали внедрять производственную гимнастику. Последний всплеск интереса населения к массовому спорту случился в 1980-м, вместе с Московской Олимпиадой.

Сегодня физическая культура и спорт вновь признаются важнейшим направлением социальной политики государства. Множатся спортивные клубы и секции, вернули и День физкультурника, и сдачу ГТО в разных возрастных группах, с шести лет и до глубокой старости. В 2020 году правительством РФ одобрена Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года. Однако для миллионов людей физкультура по-прежнему начинается со школьных уроков. Как это выглядит на практике?

А я форму забыл…

Разделение начинается уже в первом классе: математика и русский — уроки важные, а физра, рисование и музыка — не очень. Если в школе какая-нибудь репетиция случается, медосмотр или фотографирование, то классные руководители обычно стараются, чтобы они пришлись на «неважные» уроки.

«Ну не скажите, физкультура обязательно нужна, ведь современные школьники так мало двигаются», — обычно возражают сторонники активного образа жизни, тем самым невольно подчеркивая: физра даже и не урок, а просто законная возможность размяться, чтобы лучше усваивались другие предметы. Но если младшеклассники еще охотно резвятся в спортзале, то многие подростки уже не особенно к этому стремятся. Одни просто не спортивны, другим не нравятся или не удаются именно обязательные на уроке виды активности.

Сегодня, по рассказам дочери-семиклассницы, просиживает уроки «на скамье запасных» едва ли не треть класса. Хватает и реальных медотводов, и объяснений из серии «голова болит», «ногу подвернул», «что-то плохо мне, и в боку с утра колет». Физруки на такую халтуру обычно смотрят сквозь пальцы. Их можно понять: в последние годы в прессу то и дело попадают случаи внезапной гибели вроде как здоровых школьников на уроке физкультуры, причем от стандартной физической нагрузки. Лучше уж подстраховаться: пришел в форме, встал в строй — уже молодец. Кстати, к строю нынче тоже есть претензии.

— Традиция строить детей по росту унизительна, особенно для подростков, — уверена 40-летняя Наталья. — Моя дочь, самая высокая девочка в классе, из-за этого уже начала сутулиться. А каково низкорослым мальчикам вечно стоять в конце шеренги? Пора уже школе прекратить прививать детям комплексы!

Кстати, от вечно недомогающих, чтобы хоть как-то их аттестовать, в школах теперь требуют рефераты по физкультуре. Ну это поколению гаджетов раз плюнуть: скачал из интернета информацию о том, как полезен для здоровья тот или иной вид спорта, распечатал с картинками — и «готов к труду и обороне».

Замкнутый круг

По данным Росстата, абсолютно здоровых детей в России всего 12%; хронические заболевания в первом классе имеют 4,8% детей, в девятом — 17,1%, а каждый пятый школьник имеет избыточный вес. И одна из существенных причин такого положения вещей — гиподинамия, уверяет министерство образования. Исследования обнаружили дефицит двигательной активности у современных школьников: в младших классах он составляет 35 — 40%, а среди старшеклассников уже 75 — 85%. Получается замкнутый круг: чем меньше ребенок двигается, тем меньше хочет и может это делать.

А ведь уроки физкультуры, по идее, должны закладывать основы здоровья, приучать детей к двигательной активности. Для ребят из неспортивных семей это вообще единственная возможность познакомиться с физкультурой, попробовать разные виды спорта и выбрать что-то себе по душе. Кстати, пока физкультура считается предметом второстепенным, материальное снабжение школьных спортзалов спортивным инвентарем тоже будет делом десятым. Еще один замкнутый круг.

— Главная проблема уроков физкультуры — нежелание и неспособность подстраиваться под разную степень физической готовности детей. Кто-то быстрее бегает, кто-то дальше прыгает, кто-то отлично бросает мяч, а есть и те, кто вообще ничего не умеет. Но нормативы и система оценки для всех едины, — высказал мнение спортивный журналист Ринат Салахетдинов в интервью ведущему российскому спортивному сайту sports.ru.

С 2011 года в школах ввели третий в неделю урок физкультуры. Задумка хорошая: изначально планировалось, что он приобретет некую специализацию — скажем, дети смогут заниматься какими-то видами спорта по выбору. Но на практике третий урок часто ничем не отличается от первых двух. Не говоря уже о том, что уроки физры порой проходят в одном спортзале у двух-трех классов одновременно — какой уж тут индивидуальный подход и выбор? Все построились и побежали. Или как в старой песенке: «разговаривать не надо — приседайте до упаду».

Порой доводится читать об интересных ноу-хау в этой области. Доцент факультета физкультуры Новосибирского педуниверситета Олег Головин еще десять лет назад предлагал два раза в год проводить комплексную оценку физического здоровья школьников и на ее основе дозировать нагрузки для каждого. А в некоторых продвинутых школах сегодня что-то подобное уже проделывают, благо существуют разные современные электронные устройства: фитнес-трекеры, пульсометры, которые есть и в обычных смартфонах. Например, в одном московском лицее ученики проходят компьютерное тестирование, получают информацию о своем физическом развитии и рекомендации, чем заниматься. Правда, готова ли школа предоставлять ученикам возможность заниматься на физре всем, что умная программа «прописала», не уточняется, но задумка интересная. Может быть, когда-нибудь и у наших детей появится хоть какой-то выбор?

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас в