Все новости
Право
24 Октября 2022, 11:15

Три стихии транспортной полиции

Руководитель ведомства поведал о буднях линейных стражей порядка

иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Какую контрабанду пытаются провезти в Башкирию по земле, воде и воздуху; об убийстве, которое раскрыли через 29 лет; как в самолетах и поездах справляются с дебоширами — об этом нашему изданию в эксклюзивном интервью рассказал начальник Уфимского линейного управления МВД России на транспорте Флюр ФАСЫКОВ. Гость редакции сообщил, что 81 процент всех зарегистрированных преступлений на транспорте приходится на железную дорогу, 16 и 2 процента — на воздушный и водный виды сообщения соответственно.

Что везут, то и крадут

— Флюр Фирдависович, чем сегодня занимается транспортная полиция и какими полномочиями обладают сотрудники ведомства?

— В нашем ведении аэропорт, речное пароходство и железная дорога, где мы охраняем общественный порядок, граждан, багаж, грузы, обеспечиваем общественную безопасность.

Не секрет, что пассажиры в поездах дальнего следования иногда злоупотребляют спиртным и ведут себя неподобающим образом. Если ситуация грозит выйти из-под контроля, проводник и начальник поезда сообщают об этом в дежурную часть транспортной полиции.

Наш сотрудник подсаживается на ближайшей станции и по пути следования разбирается в ситуации. Бывает достаточно одного замечания и административного протокола, чтобы скандалист успокоился до конца дороги. Слишком агрессивных дебоширов мы снимаем с поезда.

Нередко поступают сообщения о фактах воровства сотовых телефонов, зарядных устройств, наушников. Пассажиры оставляют их в купе на виду, а сами уходят, например, в вагон-ресторан. Иногда украденную вещь находят в соседнем купе или вагоне, иногда следственно-оперативная группа едет в другой регион, чтобы раскрыть преступление. А бывает, что злоумышленника находят спустя десятилетия.

В этом году мы раскрыли убийство, совершенное 29 лет назад. В поезде «Уфа — Сибай» обнаружили труп мужчины с ножевыми ранениями в области груди и шеи. Тогда преступление раскрыть не удалось, хотя с места убийства изъяли много материала, в том числе самодельный нож. Все эти годы преступление находилось на контроле МВД РФ, а также Управления на транспорте МВД России по ПФО. Раскрыли его благодаря банку данных, современным технологиям и тесному взаимодействию с уголовно-исполнительной системой — убийца отбывал срок за другие преступления.

— Повлияло ли ужесточение наказания за дебош на количество таких правонарушений? И какие методы могли быть более эффективными?

— Как я уже сказал, дебошира с поезда снимают, в самолете его усмиряют стюарды, затем передают нашим коллегам, которые составляют административный протокол или возбуждают уголовное дело, в зависимости от ситуации. После чего хулиган попадает в черный список, и на какое-то время небо для него закрыто. Нередко авиакомпания сообщает, что пассажир сильно пьян и брать его на борт нельзя. Приходится его забирать нам. И таких случаев немало.

Ужесточать правила нет смысла, законом все предусмотрено, вплоть до экстренной посадки в ближайшем аэропорту, если действия дебошира представляют опасность: он агрессивен, пытается курить, ломится в кабину пилотов и так далее.

Просто нужно применять имеющиеся законодательные рычаги и предавать широкой огласке решения суда, чтобы другим неповадно было.

Про ковбоев и ОПГ

— Какие преступления чаще всего совершаются на земле, воде и в воздухе и кем?

— Кражи. Есть такие «ковбои», которые на ходу запрыгивают на вагон состава, открыто перевозящего груз, например, металлолом. Сбрасывают, затем собирают и продают. Сложность в том, что отправитель узнает об инциденте только в пункте назначения во время взвешивания груза. С момента воровства проходит месяц или даже два. Трудно установить, где территориально была совершена кража. Тем не менее раскрываем и такие преступления.

В аэропортах чаще теряется или крадется багаж. Его рассеянные пассажиры забывают или путают, поскольку сейчас много одинаковых чемоданов и сумок. При этом не все забирают чужой багаж по ошибке. Иногда это делается намеренно.

Некоторые пассажиры берут с собой запрещенные средства, чтобы скоротать время в пути, ведь сегодня курить и пить на борту самолета и в поезде запрещено. Их выявляем во время личного досмотра сканерами или по другим признакам, например, по поведению.

Недавно мы пресекли деятельность интернет-магазина, который реализовывал наркотики бесконтактным способом. Поначалу в наше поле зрения попал некий гражданин, который и указал места тайников-закладок, откуда было изъято семь килограммов растительного нарковещества. Дело мы уже направили в суд. Однако чаще всего злоумышленники пытаются провезти синтетические наркотики — их проще приобрести и спрятать.

Сегодня завершается расследование резонансного уголовного дела в отношении организованной преступной группы из двадцати фигурантов, жителей Башкирии, которая специализировалась на мошенничестве в сфере страхования.

Подельники инсценировали получение травм в поезде. Организатор, будучи в сговоре с сотрудниками страховой компании, находил желающих за проценты поучаствовать в представлении «Травма пассажира в пути», чтобы получить страховку.

— На какие ухищрения идут контрабандисты, что сегодня чаще всего пытаются провезти, откуда и куда?

— По ПФО, который мы курируем, — это наркотики, их пытаются ввезти в республику, и попытки вывоза пиломатериалов из нашего региона. К примеру, одна туристка, возвращаясь из-за границы, решила прихватить с собой дозу героина и спрятала ее в нижнем белье. Женщину задержали сотрудники транспортной полиции. Дело направлено в суд.

В другом случае злоумышленники пытались провезти в ближнее зарубежье стройматериалы. При этом контрабандисты декларируют один груз, а по факту везут другой.

Селфи на фоне поезда

— Расскажите, пожалуйста, о чрезвычайных происшествиях.

— К сожалению, трагедии происходят на железной дороге, когда люди пытаются ее перейти в неположенных местах. Или хотят сделать селфи. Вообще, чрезвычайных случаев на железной дороге хватает. То крупный рогатый скот попадает под колеса, то дикие животные выскакивают на пути. Однажды поезд сбил медведя.

Мы проводим профилактические беседы с населением, чтобы следили за своими домашними животными, сами не переходили пути в неположенном месте. Совместно с железнодорожниками устанавливаем заграждения, чтобы в опасной зоне нельзя было приблизиться к железной дороге. Есть некоторое снижение таких ЧП, но мы будем считать, что решили проблему, только когда у нас не будет ни одного происшествия.

Пока же люди предпочитают перебираться через железнодорожные пути, потому что им так удобнее. В итоге из месяца в месяц в республике происходят несчастные случаи, причем в одних и тех же местах.

Террористы, металлисты и зацеперы

— Насколько актуальна сегодня для вашего ведомства тема антитеррористической безопасности? Часто ли вашим сотрудникам приходится применять оружие?

— Эта тема всегда актуальна. Мы же охраняем объекты повышенной опасности. Если прозеваем злоумышленника, последствия могут быть самые плачевные. К счастью, с подобными инцидентами сталкиваемся нечасто, но готовимся к ним постоянно, проводим ежедневный инструктаж, отслеживаем записи видеокамер и тесно сотрудничаем со службами безопасности объектов. Что касается применения табельного оружия, оно всегда при нас, но в течение года не было повода его использовать.

— Бывает, что из-за охотников за металлом с рельсов сходят вагоны. Как можно обезопасить железнодорожные пути от подобных посягательств?

— Некоторые почему-то считают, что рельсы, проложенные посередине поля или в лесу, а также устройства, на которых они держатся, можно отвинтить и сдать в металлолом. Не задумываясь, что могут спровоцировать железнодорожную катастрофу.

Когда задерживаем «гаечников», они ведут себя, как в известном рассказе Чехова «Злоумышленник»: пожимают плечами, говорят, что не хотели никому навредить, жалуются на нехватку денег и обещают больше ничего не отвинчивать. Таков уровень мышления у некоторых наших граждан...

— Есть ли способы борьбы с зацеперами или в нашей республике нет такой проблемы?

— В нашем регионе эта «забава» среди подростков не так популярна, как в Москве и Санкт-Петербурге, но случается. Привлекаем к ответу родителей или их законных представителей. Информацию передаем территориальным органам полиции, где их ставят на учет. Наш отдел по работе с несовершеннолетними тоже с ними работает, чтобы инцидент не повторился.

Каждый ребенок мечтает путешествовать, иногда мы снимаем с поездов таких «бегунков». Кроме того, наши сотрудники сопровождают школьные группы, пока те едут по территории республики в лагеря. Затем передают вахту своим коллегам из соседних регионов.

Школьники тоже часто теряют или забывают свои вещи: сотовые телефоны, паспорта, свидетельства о рождении. Иногда и сами теряются. Находим, передаем вожатым или сопровождающим и проводим со всеми профилактические беседы. К счастью, в этом году на нашей территории никто не терялся.

— Вокзалы привлекают асоциальных личностей. Какие профилактические меры предпринимаются в этом плане?

— Для нас не существует бомжей, бродяг, нищих или попрошаек. Они все — граждане России. Если преступил закон, будет привлечен к ответственности. Чаще всего человек без определенного места жительства приходит на вокзал погреться, переночевать. У нас есть определенные службы, которые могут ему оказать помощь, работники РЖД информируют нас о таких случаях, и мы предлагаем отвезти его, например, в учреждение временного пребывания для таких лиц. А цыганских таборов на наших вокзалах давно нет, уехали.

Обращайтесь, и вам помогут

— Какие советы вы бы дали пассажирам, чтобы они не попадали в неприятные переделки во время поездки? Как себя правильно вести при непредвиденных ситуациях и что нельзя брать в багаж?

— Прежде всего не нужно злоупотреблять алкогольными напитками. Во время длительных остановок не уходить далеко от вокзала, чтобы не заблудиться и не отстать от своего транспорта. Все колющие и режущие инструменты лучше упаковывать в багаж, а не в ручную кладь. Рекомендую заранее изучить правила перевозки пассажиров, багажа, животных, лекарств, растений и так далее, поскольку у каждой транспортной компании они свои.

И самое главное — никогда не брать чужой багаж для передачи третьим лицам. Даже у знакомых, потому что вы не знаете, что в нем. Или пусть этот багаж упакуют при вас, чтобы вы убедились, что там нет ничего запрещенного.

— В каких случаях пассажиры могут обратиться в транспортную полицию?

— В любых, если человек считает, что ему нужна помощь правоохранительных органов. У нас хорошо налажено взаимодействие с территориями, и если даже вопрос к нам не относится, сотрудники транспортной полиции передадут его в компетентное ведомство.

К сведению

В зоне ответственности уфимской транспортной полиции 26 вокзалов, 55 пассажирских станций, 136 остановочных пунктов, 300 посадочных платформ, 45 грузовых станций и одна грузосортировочная. Кроме того, уфимский международный аэропорт, речной порт и 1414 километров Куйбышевской железной дороги.

Правопорядок на этих объектах обеспечивают около четырехсот сотрудников ведомства.

Александр ДАНИЛОВ  Подполковник полиции Флюр Фасыков.
Подполковник полиции Флюр Фасыков.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: