Все новости
Право
30 Сентября 2021, 13:15

Первое заказное убийство в Башкирии

Продолжаем серию публикаций, посвящённых 300-летнему юбилею российской прокуратуры

Первое заказное убийство в Башкирии
Первое заказное убийство в Башкирии

Осенью 1992 года жительница Уфы заявила, что у нее пропал муж. Через полгода этот листок с заявлением превратился в 12 томов уголовного дела, по которому были осуждены две группы преступников.

О том, как удалось раскрыть самое первое заказное убийство в республике, рассказал руководитель следственной группы, на тот момент следователь по особо важным делам уфимской прокуратуры Рамиль Хакимов.

В самом начале собеседник заметил, что, если бы этот сюжет попал в руки братьев Вайнеров, получился бы детективный роман не хуже «Визита к Минотавру».

Итак, из мест заключения в Уфу вернулся некий Варламов (фамилия изменена по этическим соображениям). Мужчина лет тридцати, неоднократно судимый за кражи.

Мыкался в поисках работы, а потом и вовсе исчез. Странно, что обеспокоенная жена заявила об этом не в милицию, а в министерство безо­пасности (было создано 24 января 1992 года вместо КГБ). Еще более странно, что следователи МБ историей исчезновения рецидивиста заинтересовались.

— К нам в прокуратуру пришел Владимир Никонов, возглавлявший тогда следственный отдел в МБ, принес показать это заявление. Мы ему тоже пытались советовать передать бумагу в милицию. Но Никонов пояснил, что ему в этом деле кое-что не нравится. К примеру, его опера выяснили, что этот Варламов последнее время якшался с бандитами и бойцами-рэкетирами, — начал свой рассказ Рамиль Хакимов.

Представитель министерства безопасности предложил прокуратуре города Уфы взяться за расследование. Так и сделали. Дело на всякий случай засекретили, непонятно же было, чем все закончится. Хакимову выделили кабинет в здании МБ, подальше от любопытных глаз, и началась следственно-оперативная работа.

Изучили все контакты Варламова, его окружение, переписку, телефонные разговоры и… ничего, пусто. Ни тебе самого человека, ни его трупа. И вдруг выясняется любопытный нюанс — за пару дней до исчезновения Варламов стал директором малого предприятия «Лимон». На его имя был оформлен кредит в госбанке на три миллиона рублей и в Москве заключены договоры с приснопамятным «МММ» на реализацию импортной бытовой техники. Тогда большим спросом у населения пользовались компьютеры, ксероксы, видеомагнитофоны, телевизоры.

Опергруппа вплотную начала отслеживать «коллег» новоявленного бизнесмена Варламова. Из телефонных разговоров стало понятно, что они от имени предприятия «Лимон» по доверенности собираются вести банковские дела, получать товары и так далее. Затем в их беседах стало проскальзывать беспокойство, а не потянется ли к ним ниточка от пропавшего Варламова. Так дело из одного листочка начало «пухнуть», но пока только в рамках оперативной разработки, чтобы информация не «утекла».

Потом выяснилось, что эта группа заказала другой группе убийство Варламова за вознаграждение из денег, которые они собирались получить от продажи товара, полученного от «МММ». Они привезли тогда целый «КамАЗ» бытовой техники, предназначенной якобы Варламову. А на деле просто растащили.

Кстати, убили его в Ленинском районе Уфы, в частном доме-развалюхе в районе улицы Красина. В нем никто не жил, и бандиты там снимали комнату. Жертву туда заманили, забили железной трубой, привязали тело к отсеку чугунной батареи, вывезли на озеро возле Демского моста и утопили в проруби.

Уже потом на допросе бандиты пояснили, почему они выбрали именно Варламова — ранее судимый, ни средств, ни работы, такому проще всего посулить немного денег, а потом убить. Искать-то никто не станет.

Когда в отношении фигурантов набралось достаточно материала, следователи стали ждать, когда они окажутся в Уфе. Потому что бандиты постоянно разъезжали по зарубежным странам отдыхать, выезжали в соседние регионы по делам. Нужно было арестовывать всех одновременно. Наконец наступил подходящий момент, под утро всех по одному «повязали», и так же по одному разместили по разным камерам следственного изолятора. Всего пять человек. Остальные фигуранты появились потом — это были брокеры и участники второго убийства, которое удалось раскрыть в ходе расследования.

— Когда всех арестовали, у нас уже имелся на каждого преступника психологический портрет — где родился, кто родители, чем интересуется, есть ли семья и дети, насколько волевой. Надо было, чтобы они быстрее заговорили на допросах. Началась сложнейшая часть работы, — продолжил свое повествование Рамиль Хакимов. — Во-первых, бандиты были обескуражены. Во-вторых, никто не знал, всех взяли или только его. Поначалу они все отрицали. Но под тяжестью улик начали говорить…

Первыми «посыпались» спортсмены из группы киллеров. Два качка, один из них мастер спорта по боксу. Как выяснилось, они «крышевали» на железнодорожном вокзале, все их там боялись и отдавали куш с игровых автоматов, буфетов ресторанов. Вначале братки стали проговариваться, выбалтывать информацию, а потом принялись топить друг друга по полной. В итоге в убийстве признались все исполнители. Мало того, еще и про вышеупомянутое второе убийство рассказали, о котором никто и не знал.

А убили они очередную жертву в Татарстане. Это был предприниматель Ахметов (фамилия потерпевшего изменена), который жил в Лениногорске и приезжал по делам бизнеса в Уфу. Когда уфимская группа создала «Лимон» и начала крутить деньги с банковскими кредитами, на горизонте появился Ахметов с предложением о сотрудничестве. Судя по всему, он не совсем понимал, с кем имеет дело. Уфимские братки воспользовались его деньгами, а чтобы не отдавать дивиденды, решили убить Ахметова. Узнали его адрес в Лениногорске, приехали туда ночью, вытащили из дома, вывезли в лесопосадку. Забивали, как и Варламова, только под руками у них оказались топор, лопата и колун. Там же и закопали.

Тело Варламова водолазы нашли в озере Карьерное почти сразу, несмотря на плохую видимость под водой в зимнее время. А чтобы найти захоронение Ахметова, пришлось прибегнуть к помощи экскаватора, убийцы точно не помнили место, и раскапывать пришлось довольно приличный участок.

В итоге девятерых участников преступных групп обвинили в хищении госимущества в особо крупных размерах и двух заказных убийствах. Верховный суд РБ в январе 1993 года приговорил обвиняемых к различным длительным срокам лишения свободы.

— Мы тогда впервые столкнулись с тем, что одна группа бандитов заказала убийство другой группе. Как показало время, это было начало разгула преступности, в том числе в сфере экономики, когда стали делить фирмы, отнимать бизнес и нанимать киллеров, — завершил свой рассказ Рамиль Хакимов.

Если бы этот сюжет попал в руки братьев Вайнеров, получился бы детективный роман не хуже «Визита к Минотавру».

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: