Все новости
Право
30 Июня 2021, 13:15

Правила пешеходного движения

Использование электросамокатов и другого мобильного транспорта будет регулировать закон

В Уфе неизвестный на электросамокате налетел на пожилого мужчину, которого пришлось госпитализировать со сложным переломом бедренной кости. Опять же в столице республики водитель за рулем иномарки сбил подростка-электросамокатчика, получившего сразу несколько травм в результате аварии. В одной только Уфе сегодня насчитывается около двух тысяч сдаваемых в аренду электросамокатов, не считая личного мобильного транспорта. По данным ГИБДД РБ, с начала года в республике произошло уже более десятка ДТП с их участием. А ведь большая часть лета еще впереди.
Впрочем, в проблему, которая актуальна пока только для Уфы, а вскоре плавно переместится и в другие города республики, вовремя вмешались парламентарии. На июньском пленарном заседании депутаты Госсобрания приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РБ», закрепляющий ряд ограничений при использовании электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Предлагается скорость передвижения на них в населенных пунктах ограничить до десяти километров в час, а также ввести запрет на использование такого транспорта детьми в возрасте до 14 лет, за исключением езды в рекреационных зонах и под присмотром родителей.
— Мы намерены ввести запрет и на передвижение на одном электросамокате двух и более человек, — добавил руководитель парламента Константин Толкачев. — Кроме того, ездить на них после принятия закона можно будет только в защитном шлеме, а в темное время суток — в светоотражающей одежде.
Помимо ограничительных мер в законопроекте разработана система административной ответственности за нарушение вышеперечисленных требований при эксплуатации колесных средств индивидуальной мобильности. Штрафы должны составить от одной до двух тысяч рублей, за повторное нарушение — от трех до четырех тысяч.
— Речь идет не только об электросамокатах, но также о гироскутерах, моноколесах и других средствах индивидуальной мобильности, — пояснил спикер. — Их массовое и бесконтрольное использование создает серьезную угрозу безопасности дорожного движения. В настоящее время минтранс России готовит изменения в ПДД. Они предполагают закрепление самого понятия средства индивидуальной мобильности, возрастного ценза на использование такого транспорта, а также обязанностей тех, кто им управляет, и скоростные режимы. Но ДТП с участием электросамокатов продолжаются, ежедневно люди получают травмы. Чтобы обезопасить граждан, мы считаем необходимым в порядке опережающего правового регулирования принять республиканский закон, не дожидаясь решения на федеральном уровне.
Надо сказать, что парламентарии одними из первых обратили внимание на проблему, связанную с использованием набирающих популярность среди подростков и молодежи СИМов. Собственно задача депутатов как раз и состоит в том, чтобы оперативно реагировать на все новые тенденции в нашей жизни и разрабатывать законодательные механизмы для их эффективного сопровождения. По поручению Константина Толкачева дважды в Госсобрании республики проводились большие совещания с самым широким кругом участников, посвященные вопросам регулирования сферы использования электросамокатов, гироскутеров и других СИМов.
Как заметил на одном из них председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Николай Хорошилов, в правовом поле образовалась своеобразная проплешина в части определения средств мобильного транспорта. Ныне действующий закон идентифицирует управляющих им людей как пешеходов, только очень быстро движущихся. А такие «пешеходы», порой летящие по тротуарам вне всяких правил и норм, все чаще становятся источником опасности для идущих рядом людей.
— Надо решать проблему самим, тем более что лежит она в зоне ответственности муниципалитетов, отвечающих за разработку правил использования общественных пространств, — заметил парламентарий.
Как не раз отмечали участники совещания, урегулировать сферу, связанную с появлением недорогого и очень удобного транспорта так называемого последнего километра (добираться до которого, в отличие от автомобиля, пешком не требуется), надо очень осторожно и деликатно. Чтобы не только обезопасить всех участников пешеходного движения, но и не нанести ущерба бизнесу, заметим, весьма востребованному. Как подчеркнул член общественного совета при минтрансе РБ Рустем Баязитов, надо договариваться с агрегаторами по-хорошему. К слову, присутствовавшие на заседании представители нескольких кикшеринговых компаний (предоставляющих электросамокаты в краткосрочную аренду) отметили, что они, также как и все остальные заинтересованные стороны, чувствуют себя некомфортно в условиях возникшего правового вакуума.
— Не дожидаясь официального законодательного регулирования, мы ввели у себя ряд ограничений в использовании электросамокатов, например, на перекрестках снизили скорость до 10 километров в час, а в парках — до 15 километров, — рассказал руководитель одной из компаний по прокату Игорь Беляев. — Мы готовы к любому сотрудничеству: заключить соглашение с муниципалитетом, заниматься социальной рекламой, поверьте, нам тоже нужен порядок в работе.
Все прозвучавшие в ходе обсуждения актуальной проблемы предложения и замечания были учтены при разработке законопроекта, инициаторами которого выступили депутаты фракции «Единая Россия» Рустам Ишмухаметов, Эльвира Аиткулова, Салават Хусаинов, Елена Родина и Римма Утяшева. Надо сказать, что у коллег по парламенту он вызвал неоднозначную реакцию. Во время обсуждения законопроекта заместитель председателя комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям Вячеслав Рябов и депутат Дмитрий Чувилин засомневались, не обернутся ли подобные ограничения тормозом для технического прогресса и развития бизнеса в сфере использования СИМов? И не принесут ли они дополнительные неудобства тем, кто так активно пользуется комфортным транспортом сегодня? А председатель комитета по госстроительству, правопорядку и судебным вопросам Владимир Нагорный выразил недоумение, откуда взялась такая низкая скорость для электросамокатов — не более десяти километров в час, при которой, по словам депутата, «он просто не поедет».
Как заметил руководитель Госсобрания РБ, отдельные недоработки в законопроекте не отменяют самой проблемы, которую необходимо решать, причем не только ограничительными, но и созидательными мерами. Тем более что количество велосипедов, электросамокатов и гироскутеров на улицах достигло критической массы.
— Вчера были велосипеды, сегодня электросамокаты, завтра появится что-то еще. Индивидуальная мобильность будет трендом, и с этим нужно считаться. В долгосрочной перспективе нарисованные велодорожки тоже не выход. Новые территории необходимо проектировать с учетом новых потребностей, а существующую инфраструктуру поэтапно менять по мере финансовых возможностей, — подчеркнул спикер.
Резюмируя же сказанное коллегами, Константин Толкачев заметил, что законопроект принимается пока только в первом чтении. Если необходимо доработать и изменить его, это можно сделать ко второму чтению, с учетом всех прозвучавших в ходе обсуждения замечаний.
Тем временем
Уже после принятия в первом чтении законопроекта о СИМах поступило предложение отдать право ограничения скорости электросамокатов муниципалитетам. Как заметил Константин Толкачев, в законе не стоит прописывать конкретные скоростные ограничения, это право можно делегировать муниципалитетам.
— Регулировать скоростной режим на уровне отдельных городов и районов с учетом имеющейся инфраструктуры и интенсивности движения, возможно, более эффективно. Исходя из детальной карты, кикшеринговые компании смогут изменить настройки самокатов, и их скорость на определенных участках будет снижаться автоматически, — сказал спикер.
Читайте нас: