Центробанк России, страховщики и минфин недавно на закрытом совещании приняли решение о так называемой либерализации тарифов. На практике это означает, что для многих автовладельцев ОСАГО подорожает. Хотя ЦБ уверяет, что «процесс будет происходить постепенно».
По утверждению специалистов, полис растет в цене потому, что на увеличении тарифов настаивают страховщики. Они, мол, терпят постоянные убытки и винят в этом автоюристов. Те, дескать, то и дело норовят ободрать их как липку.
В то же время МВД и антимонопольщики заявляют: страховщики «окончательно заврались». Жалобы Союза автостраховщиков (РСА) на убыточность и гигантские потери от деятельности автоюристов не более чем миф.
Кому копейка — кому рупь
Чтобы разобраться, насколько серьезно автоюристы «достали» страховщиков, мы обратились к директору филиала одной из страховых компаний Елене Рябовой. «Само по себе слово «автоюрист» никакой негативной оценки не несет, — подчеркивает моя собеседница. — Многие и в самом деле помогают гражданам отстаивать свои интересы перед автостраховщиками. Но в последние три-четыре года появился термин «криминальный автоюрист». Это такой «решала», который при любом раскладе советует клиенту наплевать на единую методику расчета ущерба — мы работаем именно по ней, — а сразу идти в суд. Ведь почему бы не посудиться, если есть такая возможность? Тем более что разница во мнениях между нами и клиентом есть всегда. Как говорится, если есть ссора, кто прав, кто виноват, разобраться сложно. А судья все разложит по полочкам».
На первый взгляд, все вроде бы логично. Страховщики должны рассчитаться с автовладельцем по-честному. Однако фишка в том, что, выбивая автовладельцу дополнительно, скажем, три-пять тысяч рублей, сам криминальный автоюрист зарабатывает на его убытке куда больше. Только клиент зачастую об этом не знает, хотя смело мог бы претендовать на часть этих денег.
Простой пример: автовладелец рассчитывает получить возмещение ущерба, скажем, 40 тысяч рублей, а по факту ему возмещают наполовину меньше. Автоюрист обещает вернуть ему недоплаченную половину, однако зачастую через суд может возвратить владельцу в лучшем случае только треть этой суммы. Зато сам «в шоколаде»: на ровном месте ему, как минимум, в карман падают 20 тысяч: 10 — за представительские расходы и еще столько же за оценку.
Судебный дуплет
Но и это еще не все. По словам Елены Рябовой, если страховая компания на досудебном уровне готова решить вопрос о дополнительной выплате, на это она обязательно пойдет. Если же страховщик уверен в своих цифрах по сумме ущерба — быть суду. В этом случае погашаются только представительские расходы и расходы за оценку, которые, напомним, идут автоюристу.
А вот сумма пени в иске никогда не указывается. Автоюрист-«решала» тут же пользуется этим моментом и опять идет в суд, подавая иск на пени и неустойки. Это уже система. И опять кладет себе в карман еще 10 — 15 тысяч. Поэтому-то страховщики и жалуются на гигантские убытки и настаивают на либерализации тарифов по ОСАГО. И хотя выплаты пени предназначены вовсе не автоюристу, а клиенту, чьи права он защищал, тот этих денег никогда не получит. Потому что о них ни сном ни духом. А добровольно отдать своему подопечному этот куш… Да ни один криминальный автоюрист, работающий по понятиям, такую глупость в жизни не сделает.
По мнению моей собеседницы, появлению криминальных автоюристов во многом помогла… ГИБДД. Произошло это после того, как ряды ведомства сократили, дэпээсникам разрешили не выезжать на место аварии, если нет пострадавших. А по своему менталитету человек всегда уверен: в случае ДТП ему обязательно кто-то должен помочь. И тут-то первым делом появляются аварийные комиссары. Они моментально сливают информацию автоюристам.
«Мы думаем, что это одна структура. Она работает по принципу похоронных бюро, — приводит сравнение Елена Рябова. — Человек только умер, а уже через пару минут в квартире усопшего появляются «ритуальщики». Им уже кто-то успел сообщить скорбную весть.
В случае с криминальными автоюристами ситуация абсолютно идентична».
«Я своё взял, теперь отдувайся сам»
— Зачастую «решалы»-автоюристы делают все возможное, чтобы помешать работе страховщика, — делится Е. Рябова. — Например, советуют клиенту не показывать пострадавшее авто, чтобы мы не смогли оценить ущерб. А как можно оценить то, чего и в глаза-то не видели?
Правда, в последнее время такие случаи редки, тут помогли суды. Но криминальные автоюристы могут также просто перекупить ущерб у водителя, скажем, за 20 тысяч рублей и уже на правах законного пострадавшего судиться с нами. Однако в ходу чаще другая схема: клиент просто подписывает доверенность на автоюриста и тот уже ходит с ней по судам. Но тут есть один нюанс: деньги-то выплачивают клиенту, следовательно, подоходный налог должен тоже платить клиент. «Решала» же вежливо раскланивается и уходит с солидной суммой в кармане. Все взятки с него гладки.
Европротокол вам в помощь
И как же разрулить создавшуюся ситуацию? Очень просто, считает Елена Рябова. Если виновник ДТП определен, нужно не ждать ДПС, а подписывать европротокол, самому все фотографировать и ехать в ГИБДД за справкой. К тому же если приедут дэпээсники, то вас еще и оштрафуют. Например, за то, что перегородили дорогу. Но этот вариант подходит только в случае, если нет пострадавших. А вот если виновный не определен, то ни один аварийный комиссар здесь не разберется. У него нет таких полномочий. Поэтому нужно ждать сотрудников ГИБДД.
Вскоре европротокол будет предполагать возмещение ущерба до 100 тысяч рублей, пока же только 50. Если вы не превысили этот лимит, можете смело ехать к страховщикам, и они сразу выплатят вам эту сумму. Если же сумма ущерба больше, нужно отправляться в ГИБДД, представить им все материалы и попросить справку. А ждать аварийных комиссаров и автоюристов никакого смысла нет. Ведь чем больше они «накрутят» ущерба, тем дороже вам обойдется страховка на будущий год.
Теперь вроде бы ясно, что в поднятии цен на ОСАГО виноваты именно автоюристы. Однако МВД придерживается иного мнения и подготовило полузакрытый доклад, в котором фактически обвинило страховщиков в грандиозном обмане не только автовладельцев, но и всей законотворческой системы. Полиция считает проблему автоюристов, которые, дескать, нещадно бьют рублем страховшиков, всего лишь мифом. По мнению силовиков, те сами его создали и теперь поддерживают всеми силами.
В документе утверждается, что руководители страховых компаний пользуются сказкой об автоюристах, чтобы оправдать намеренные банкротства, и заранее выводят деньги. Ведомство подсчитало, что под таким прикрытием «из каждой страховой компании выводится по 3 — 5 миллиардов рублей». А по закону РСА, в случае банкротства компании-страховщика деньги автовладельцам выплачивают из специального компенсационного фонда. Сам страховщик не платит при этом ни копейки.
По мнению МВД, в РСА прекрасно осведомлены о происходящем и не пытаются повлиять на ситуацию. «На наш взгляд, это сокрытие преступления, если не соучастие в нем», — пишут полицейские. В документе отмечается, что менеджеры обанкротившихся столь удивительным образом компаний в большинстве своем перешли в другие страховые организации, где продолжают действовать в том же ключе.
Также в докладе говорится, что главными причинами посредничества и «автоюризма» в ОСАГО стали систематическое уклонение от выплат, затягивание сроков рассмотрения заявлений о страховых случаях, занижение размеров выплат, недоступность пунктов урегулирования убытков. По этим причинам потерпевшие в ДТП как раз стали обращаться к автоюристам, чтобы защитить свои права.
Закон не попрали, зато высмеяли
Кроме того, полиция подчеркивает, что более 90 процентов убытков от атоюристов в позапрошлом году понес «Росгосстрах». Из 13,4 миллиарда рублей он потерял аж 11,5 миллиарда. По данным ГУЭБиПК МВД РФ, страховщик подвергался административным взысканиям по десять раз в месяц, «на десятки, а то и на сотни миллионов рублей». Судебные выплаты других крупнейших компаний за 2016 год составляли всего лишь 500 — 700 млн рублей, что в 20 раз меньше, чем у «Росгосстраха». И в 2017 году эта тенденция сохранялась.
Кроме того, продавливая через Госдуму все изменения в ОСАГО, РСА опять же ссылался на «дикий беспредел» автоюристов. И под этим соусом не раз повышал тарифы, ввел замену выплат ремонтом, «электронное ОСАГО», которое вечно «глючит», вредоносного для автолюбителей «единого агента» и много еще чего. В общем, перечень нововведений получается довольно длинным. И все они создают водителям ненужные проблемы и доставляют дополнительные убытки.
Пикантность ситуации еще и в том, что страховое сообщество вместе с РСА своим искусно раздутым «мифом об автоюристах» обмануло и выставило на посмешище саму систему законотворчества в России. Ведь под всеми поправками в законодательство об ОСАГО стоят подписи депутатов Госдумы, членов правительства, чиновников министерств и Центробанка.
Водителя ограбили, никто не виноват?
Как говорят специалисты, проблема «автоюризма» в ОСАГО существовала всегда. Правда до 2014 года она не стояла так остро, доля выплат по суду составляла всего до пяти процентов. Однако в 2014 году на этот вид страхования распространилось действие Закона «О защите прав потребителей» в части штрафов, неустоек и пени. Проще говоря, автолюбитель получил право претендовать на выплату гораздо больших денег. А по заверениям страховщиков, это, дескать, дало простор криминальным автоюристам, чтобы пользоваться лазейками в законах. Теперь защитники автолюбителей, мол, шерстят страховые компании не на шутку.
По подсчетам же самих автоюристов, реальный ущерб от уголовных преступлений на рынке ОСАГО составляет всего один процент от всех выплат. Тут штука в том, что заявление подают, когда есть признаки, что автоюрист действительно использует в своей работе криминальные методы. А таковых, по статистике, единицы. Однако страховщики пишут заявления по малейшему поводу. Поэтому их число можно измерять целыми Эверестами исписанной бумаги с жалобами на автоюристов.
Так что ситуация остается открытой, и кто прав — непонятно. Понятно лишь то, что грабят автовладельцев.
Сергей ЗДОРОВЦОВ.
На заметку автовладельцу
В этом году ОСАГО подорожает для водителей 22 — 24 лет со стажем вождения пять-шесть лет: они заплатят за полис на 55 прцентов больше.
Для водителей от 25 до 29 лет с таким же стажем вождения страховка станет дороже на 31 процент.
Если стаж вождения семь — девять лет, подорожание составит 22 процента.
Для водителей от 49 лет со стажем вождения от 14 лет предусмотрят скидку до 34 процентов. Стоимость ОСАГО в этом году также будет зависеть от региона и так называемого опасного вождения: то есть количества аварий, в которые попадает водитель.
Мнения
Ильнур Махмутов,
стаж вождения 12 лет:
— Мне без разницы, насколько автоюрист «нагреет» страховщиков. Пусть даже я получу гораздо меньше, чем он, но мне это все равно принесет удовлетворение. Страховщики «надувают» нас на приличные суммы. Думаю, кто-то должен наказывать и их тоже.
Вадим Жаворонков,
стаж вождения 31 год:
— Вот уж не знал, как автоюристы наживаются на наших проблемах. Как ни крути, а все-таки обидно, когда кто-то греет руки на твоей беде.
Раян Ярбулов,
автоюрист с 2008 года,
водительский стаж 21 год:
— По моему мнению, страховые компании пытаются ввести в заблуждение как своих клиентов, так и контролирующие их органы. Что касается повышения тарифов, то это не выход для возмещения убытков.
Считаю, что убытки страховым компаниям приносят не автоюристы, а сама система работы. Как известно, все оценщики работают по единой методике расчета ущерба. Однако расчет ущерба от эксперта страховщика зачастую резко отличается от оценки независимого эксперта. Кроме того, страховщик игнорирует оплату по потере товарного вида.
Грамотный и добропорядочный автоюрист помогает потерпевшему в ДТП стопроцентно восстановить свое поврежденное имущество. Что касается присутствия на рынке криминальных автоюристов, то, как говорится, в семье не без урода. Скажите, а какая организация — коммерческая или государственная — может похвастаться стерильностью своих рядов, если даже среди борцов с коррупцией встречаются отъявленные негодяи?
Если решили обратиться к автоюристу, убедитесь в его «правильности».
Во-первых, он должен иметь профильное юридическое образование по автотранспортному праву. Обычно за плечами такого специалиста обширная практика и немало выигранных дел.
Во-вторых, при знакомстве с материалами дела автоюрист всегда навскидку оценивает перспективность выигрыша в суде. Если он пообещал вам полную победу над страховщиком, скорее всего, перед вами мошенник. Стопроцентных гарантий профессионал никогда не дает.
В третьих, и хороший, и плохой специалист первым делом попросит оплату с авансом. Только первый назовет фиксированную цену, второй заявит: не исключены дополнительные расходы.
В четвертых, по закону после ДТП автовладелец обязан сообщить о нем в страховую компанию и предоставить машину для осмотра. Если же он не согласен с оценкой ущерба, то имеет право оспорить ее в суде. Сперва подается досудебная претензия, потом сам иск.
Но если автоюрист предлагает вам обойти этот порядок действий, считайте, что перед вами аферист с большой дороги.
Проверка слуха
Электронный полис — благо?
Автолюбителям с прошлого года дали возможность покупать электронный полис ОСАГО — так называемый е-ОСАГО. Легко ли воспользоваться этой услугой?
Теоретически довольно просто. Для этого необходимо зайти на сайт страховой компании, зарегистрироваться в личном кабинете, вбить необходимые данные в пустые окошки опросника, оплатить заказ, и вскоре на вашу электронную почту придет страховой полис.
На практике же сразу возник вопрос: кого из страховщиков выбрать? Данные всех компаний, которым позволили заниматься электронным страхованием, размещены на сайте Российского союза автостраховщиков. Приобрести электронный полис можно даже у тех страховщиков, которые находятся в Москве или Хабаровске. Однако следует иметь в виду, что туда же придется ехать и при наступлении страхового случая.
Поэтому, делая выбор, лучше заглянуть на сервисы онлайн-страхования. С их помощью можно подыскать расположенные поблизости организации, занимающиеся продажей е-ОСАГО.
Я заполнил анкеты на сайтах пяти страховых компаний. Увы, один из сайтов вскоре перестал реагировать на клики компьютерной «мышки», другой попросил время на обработку персональных данных и... тоже безнадежно завис. Справедливости ради отмечу: страховщики признают, что программное обеспечение по продаже е-ОСАГО не всегда совершенно, и просят с пониманием отнестись к периодическим сбоям.
В конце концов я получил итоговый расчет. Оплачивается он, естественно, банковской картой. Однако страховые компании принимают к оплате не все карты. И еще. Тарифы, применяемые при заключении договора ОСАГО в электронном виде, не отличаются от тарифов, применяемых при оформлении бумажных полисов в офисе страховой компании или у агента.