Все новости
Право
13 Апреля 2017, 17:03

Методичка Достоевского

Как произведения писателя дополняют Уголовный кодекс

За консультацией — только к начальнику. Она Достоевского знает...
За консультацией — только к начальнику. Она Достоевского знает...
Большинство аварий происходит не оттого, что водители игнорируют правила дорожного движения, а потому, что их забыли, считает следователь Гузель Белобородова. На работе она «играет» с… детскими машинками и все чаще приходит к мысли, что строго по правилам во всей Уфе ездят только единицы. И еще — сотрудники их отдела. В отличие от подавляющего большинства водителей, они знают ПДД, как «Отче наш». Служба обязывает.
Проверь себя и удивись

Начальник отдела ДТП Главного следственного управления МВД по РБ Гузель Белобородова в суждениях резка:

— Правила «от и до» знают единицы, и это не шутка. Получив права, очень многие уже через месяц-другой забывают изрядную часть теории. Кто не верит, может организовать самопроверку: выйти в интернет и попробовать без подготовки сдать экзамен по ПДД.

Предложение следователя заинтриговало. Ради интереса посоветовал нескольким знакомым пройти эту процелуру. Из пяти человек, которые за рулем уже больше двадцати лет, теоретический экзамен с ходу не сдал ни один! Подполковник убеждена, что тестировать водителей на знание ПДД нужно хотя бы раз в два года.

«Аварийная» психология

Пешеходов, конечно, тоже не мешало бы подтянуть, немало ДТП происходит и по их вине. Самые рисковые и непредсказуемые — пенсионеры. Бегут через дорогу очертя голову. Проскочить проезжую часть редко кто успевает. В этом случае следует остановиться на ее середине и ждать, пока вновь не загорится зеленый. Но нет, бегут даже на красный.

— Чтобы понять, почему пешеходы игнорируют запрещающий сигнал светофора, пришлось изучать литературу по психологии, — говорит следователь. — Оказывается, главную роль играет страх, который люди испытывают, оказавшись в потоке идущих машин. Стремление как можно быстрее добраться до безопасного места и толкает их на необдуманный поступок. Автодорожная паника пожилых иногда приводит к трагедии. Помню резонансный случай, когда дедушка переводил в неположенном месте двух внучек-близняшек. В какой-то момент запаниковал, водитель тоже растерялся, девочки погибли.

Справедливость не всегда дружит с законом
Когда пострадавшие получают травмы, их родственники, как правило, требуют для виновника самого строгого накзания. Бывает и так, что в ДТП виновны обе стороны и каждая требует от следствия вести дело «строго посправедливости». При этом забывают, что закон и справедливость порой находятся на противоположных берегах, а человек в погонах — только исполнитель законодательных норм.

— По-человечески мне, конечно, жаль матерей, чьи дети попадают под машину, — говорит Гузель Белобородова. — И когда они требуют от меня посадить водителя, ловлю себя на мысли, что на их месте вела бы себя точно так же. У самой дочь растет. Но если по закону потерпевшему положена, например, только компенсация, то родительские слезы здесь бессильны. Это я говорю к тому, что у меня в кабинете родственники потерпевших устраивают скандалы, жалуясь на мягкость законов. Объясняю им, что жалобы нужно адресовать не нам, а законодателям.

«Криминальный» друг Пифагора

По мнению Гузель Белобородовой, каждый следователь обязан знать творчество Достоевского. Читать регулярно и вдумчиво. Это самый «криминальный» классик нашей литературы, зная произведения которого, гораздо легче беседовать с подследственными.

— В школе ученики всеми способами отлынивают от чтения «нудного» «Преступления и наказания». Я и сама такой была, досконально с произведением познакомилась, когда стала следователем. Самое большое открытие: писатель знает психологию подследственных как свои пять пальцев. На практике убедилась, что с тех времен она нисколько не изменилась. По Достоевскому можно даже методические пособия для правоохранителей издавать. Кстати, другие науки, к которым в школе интереса не питала, на работе тоже пригодились. Казалось бы, зачем следователю-дэтэпэшнику знать геометрию? Да для того, чтобы грамотно составлять схему аварии. Тут и радиус, и биссектриса, и теорема Пифагора — все идет в ход. Отсюда вывод: учить надо все.

Автоинспектор буран

Сейчас разбираться в ДТП здорово помогают понатыканные всюду камеры видеонаблюдения. Однако подполковник считает, что еще больше пользы от видеорегистраторов. И уверена, что свои автомобили ими должен снабжать каждый завод-производитель. Кстати, как ни парадоксально это звучит, против ДТП хорошо «работают»… снегопады. Особенно благодатной в этом плане была нынешняя зима. ДТП было гораздо меньше, чем прошлогодней зимой. В снежные дни количество происшествий кратно снижалось. В буран многие водители садиться за руль не рискуют, дороги разгружаются. Белобородовой хотелось бы, чтоб ДТП не было вообще. «Впрочем, это утопия», — поспешно одергивает она себя.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Поступая на юрфак БашГУ, Гузель Белобородова видела себя адвокатом. Но потом поняла, что это не ее. С преступностью всю жизнь боролся ее отец, который был обычным уфимским участковым. Получив диплом, стала следователем полиции. Ее супруг никакого отношения к правоохранительным органам не имеет, и Гузель этому обстоятельству рада. «Один полицейский в семье — уже чересчур», — смеется она.
МЕЖДУ ТЕМ
Одним из самых «больных» вопросов при расследовании ДТП является
содержание машин на штрафстоянке. Многие хозяева видят в этом некий элемент коррупционности и нередко обвиняют следователей, что те специально тянут время, дабы не отдавать владельцу его авто как можно дольше. Дескать, чем больше времени оно пробудет взаперти, тем больше хозяин заплатит за его выкуп.

Следователь же, по их мнению, тоже каким-то образом имеет с этого «навар».
Такие высказывания Гузель Белобородова считает абсолютной чушью. «Как раз именно автомобили мы стараемся вернуть в первую очередь. Для многих это не просто средство передвижения, а источник заработка. К тому же, штрафстоянки тоже не безразмерные, если авто там задерживается, нас просят быстрее снять запрет на его выдачу.
ШУТКИ РАДИ
Выдержки из документов о ДТП:
На колготках появилась стрелка, я ее подтянула и ногой непроизвольно нажала на педаль газа и ударила впереди стоящую машину.

Этот пешеход был повсюду, куда бы я ни направлял свою машину.

Перед поворотом посмотрел в зеркало левого видения: слева выехала машина супостата.

Свидетели ДТП были, но они разбежались, и поймать их я не смог.

Движение осуществляла на расстоянии 5 метров от проезжей части.
Вместо знака аварийной остановки я выставил ведро зеленого цвета.

Сегодня я купил себе новые ботинки, поесть и выпить. Так как мою машину разбили, то выходит, что все это я купил не зря.
Читайте нас: