Все новости
Политика
5 Февраля 2022, 13:15

Решить проблемы и реализовать мечты

Два года назад впервые в истории Башкирии район возглавила женщина

Решить проблемы и реализовать мечты
Решить проблемы и реализовать мечты

Каникулы кигинцы провели весело: местный ледовый городок с 27-метровой елью занял второе место в одной из номинаций республиканского конкурса на лучшее новогоднее оформление территорий. Но солнце уже повернуло на весну, скоро метель унесет с собой зимние забавы, а снег растает, обнажив давно назревшие проблемы.

Северо-восточным Кигинским районом два года управляет женщина со своим, отличным от мужского, взглядом на все.

Опыт Зухра Гордиенко наработала в администрации Учалинского района, где из 14 лет больше половины была заместителем главы по социальным вопросам.

Об отношении к своему посту, первых победах, нерешенных проблемах и планах-фантазиях — наш разговор с Зухрой ГОРДИЕНКО.

— Зухра Маулитбаевна, сложно женщине руководить целым районом, принимать решения?

— С самого начала чувствую большую поддержку главы республики Радия Хабирова. Понятно, что к нашему району было пристальное внимание, ведь я, как-никак, первая женщина в современном Башкортостане, возглавившая район. Работать нужно везде на совесть, честно и с отдачей, тем более на таком ответственном посту.

Поэтому и заместителям своим говорю: я ко всем хорошо отношусь, но если не выполняете обязанности, значит, вы не на своем месте! Команду не меняла. Но если есть у кого промахи — прощаемся.

Чиновничья должность — это не выигрыш в лотерею, не наследство, не бизнес. Надо относиться к себе как к функции. Моя на сегодня — управлять районом и сделать все возможное для улучшения жизни людей.

— Что сделано за эти два года? Какие сферы экономики развиваются?

— Знаковыми стали серьезные проекты с вложением инвестиций. Это, например, молочная кухня и асфальтобетонный завод. Реализуется третий приоритетный инвестпроект — строительство крупной птицефабрики. Сельхозинвестор в прошлом году зашел в район, отсеялся и собрал хороший урожай. Сейчас у него уже четыре тысячи гектаров — все пустующие земли возделывает. Вообще, сельское хозяйство у нас в тренде: есть фермеры, готовые расширить свои хозяйства в соседних районах, почти каждый сельчанин держит крупный рогатый или мелкий скот.

В общей сложности, появилось около ста новых рабочих мест. Рывок, конечно, был сделан, но больше информационный и эмоциональный — мы начали притягивать людей, готовых вкладываться в район. У нас появился инвестор в сфере туризма. В деревне Кулбаково выкупил здание школы, которая давно закрыта. Туристический центр, надеюсь, к лету откроется.

Мы полностью пересмотрели прежнее отношение к облику сел и деревень. Чтобы не строить ненужные объекты, а подходить к вопросу с умом. Для этого в 2021 году провели большую стратегическую сессию с заместителями, главами поселений и общественниками. Вместе определились, как будем жить дальше. Центр притяжения — село Верхние Киги, тут нужен комплексный подход к благоустройству. Гости должны знать, где поесть, где остановиться на ночлег, что посмотреть. На въезде в райцентр вывесили баннер с кьюар-кодами, сделав удобную навигацию — достаточно навести смартфон, чтобы узнать, где и какие объекты в районе находятся.

Чем Кигинский район отличается от других, так это высокой предпринимательской активностью. Но открывают свое дело часто вынужденно: негде работать. Много мужчин трудится вахтовым методом в других регионах. Молодежь все реже возвращается после учебы. Мы наблюдаем нежелание оставаться и работать на малой родине! Когда-то здесь жили 25 тысяч человек, сегодня 17 тысяч — наименьший показатель на северо-востоке. Вот задача сохранения человеческого капитала для нас в приоритете.

— Быть может, не видят здесь перспектив?

— К сожалению, у нас бюджет не развития, а потребления. Республика выделяет дотацию, но ее хватает ровно на зарплату и коммуналку. Это позволяет выжить. А должен оставаться какой-то «хвост» — на развитие. К примеру, огромные суммы нужны на разработку проектов для участия в федеральных программах.

Регулярно встречаюсь со школьниками, молодежью, уговариваю строить свою жизнь здесь, где есть места в детсадах и школах, где их родители, которые всегда помогут.

Знаю, что примерно треть из них вернется — жизнь так сложится.

С другой стороны, есть родители, которые думают, что их ребенок только в городе сможет реализоваться. И сами настраивают его на жизнь в мегаполисе, забывая об огромной конкуренции в миллионниках.

— Какие наиболее острые проблемы населения района вы бы выделили?

— Коммунальные. В райцентре нет канализации и очистных сооружений, на старом водопроводе постоянно случаются аварии. Третий год не можем построить новый (начали эту работу еще до моего прихода), причины тому разные: от скачка цен на стройматериалы до согласования изменений проекта. 34 многоквартирных дома плюс социальные и административные здания имеют шамбо. Готов проект центральной канализации и очистных сооружений стоимостью 308 миллионов. Мне по душе портативные очистные станции: проходя фильтрацию через несколько систем, очищенная вода уходит в землю, а твердые отходы можно откачивать. К примеру, такая установлена в гостинице.

Остро стоит мусорная проблема. Старую свалку мы закрыли. Денег на ее рекультивацию у муниципалитета нет. Два года пластиковые бутылки собираем отдельно и сдаем на переработку на предприятие в Месягутово. Раздельно мусор собирать и перерабатывать и даже разделять уже собранный по фракциям выгодно. Но логистика не выработана, и предприниматели боятся браться за это дело.

Когда я приехала в Киги, обратила внимание, что света на улицах мало. Теперь появилось более ста новых светильников. Сейчас на перекрестках устанавливаем 20 светильников на солнечных панелях, посмотрим, как они себя покажут. Двадцать лет не было ремонта в администрации, здесь даже туалет нормальный отсутствовал.

Для меня это такой шок был!

Заасфальтировали часть дорог. Земляных у нас почти не осталось — все отсыпаны гравием. Второй этап — асфальтирование.

В 2020 году сдали школу в Леузе, провели капремонт школы № 2 в Верхних Кигах. На этот год запланировали ремонт лицея № 1. Постепенно обновляем в школах спортзалы. В плане ремонт школы в деревне Тугузлы и детсада «Колосок» в Верхних Кигах.

В прошлом году открыли два культурных объекта: глинолепку в деревне Душанбеково и модельную библиотеку в селе Нижние Киги. Можно строить очень хорошие клубы, но в них некому работать. Чтобы привлечь кадры, планируем создание соцобъектов. В Ибраево в программе на 2022 год — трансформация библиотеки в модельную. Библиотекари у нас очень активные: кроме выдачи книг проводят интересные мероприятия. Хочется, чтобы в селе Арсланово появился хороший клуб. Когда-то здесь было капитальное здание, сегодня оно в аварийном состоянии.

— На северо-востоке планируется пять районных больниц, в том числе кигинскую, присоединить к месягутовской. Ваше отношение к такой реорганизации?

— Нам объясняют, что это экономически выгодно. Но согласна с простыми жителями района: это осложнит их жизнь. Считаю, что модернизация и централизация нужны.

Но во главу угла нельзя ставить деньги. Мы сейчас живем, ориентируясь на Запад, но, к сожалению, у нас нет таких доходов, как там. Для того чтобы модернизировать ту же систему здравоохранения, нужно сначала построить отличные дороги, пустить автобусы, чтобы пациенты без проблем могли доехать в другой район в больницу.

На мой взгляд, две отрасли — здравоохранение и образование — нужно дотировать, как говорится, не глядя. У нас в районе очень высокий процент онкозаболеваний, выявленных уже на четвертой стадии. Причины этого на поверхности. В ФАПе никто онкологию не диагностирует, диспансеризации в селах нет, нет и врачей. ФАПов у нас 25, но в шести из них нет фельдшеров. Модульные строим, но опять же нет специалистов. Сельский житель чем от городского отличается? Он круглосуточно работает и всегда привязан к личному хозяйству, к дому. Ему просто некогда куда-то ехать обследоваться и лечиться. Наших людей нужно уговаривать это делать.

Освоить электронную запись к врачу многим не под силу. Диспансеризацию как профилактическую меру приняли, а кто конкретно отвечает за ее прохождение дядей Васей из деревни Иваново? Очень много вопросов, менталитет у многих людей еще не готов к модернизации.

В этом году должны построить три ФАПа — в деревне Алагузово, селах Кандаковка и Ибраево. Еще нужны люди, которые будут в них работать. Активно сотрудничаем с вузами и колледжами, ждем молодых специалистов, а также всех желающих работать.

— О чем вы мечтаете?

— О реабилитационном центре для детей с инвалидностью, его нет на северо-востоке. Киги — самое удобное место: мамочки оставят ребенка на лечение, к их услугам кафе, гостиница. Это будет толчок для деловой активности. Есть еще одна мечта — сделать наш регион туристически привлекательным. Пока у иностранцев возникает страх, когда они проезжают по нашим просторам. Изуродовали улицы одинаковыми супермаркетами — все города и села выглядят, как близнецы. Меня сильно увлек проект гостевой улицы. На ней должно быть все для гостей, туристов: где поесть, где гостинцы купить. Такой проект уже одобрен в правительстве республики, дело за источниками финансирования.

По туризму у нас вообще большие планы. Близ деревни Еланлино, где очень популярны сплавы по реке Ай, меняем статус земель сельхозназначения на промышленные.

Там сможем строить придорожные кафе, небольшие базы отдыха. Думаю, это будет интересно местным предпринимателям. И инвесторов обязательно привлечем.

Еще здесь востребован медицинский центр. И санаторий бы пользовался популярностью — хоть для отдыха мам с детьми, хоть для восстановления больных после ковида.

Фото Юлии ФАЗЛИАХМЕТОВОЙ.

Автор:Айгуль НУРГАЛЕЕВА
Читайте нас: