Все новости
Политика
31 Января 2022, 13:15

Законы про жизнь

Главным двигателем в работе депутатов остаются проблемы и заботы людей

Законы про жизнь
Законы про жизнь

Вице-спикер Госсобрания республики Рустам Ишмухаметов рассказал о наиболее значимых моментах работы парламентариев в прошлом году.

— Рустам Рифатович, несмотря на непростую ситуацию с неутихающей пандемией, в бюджет республики были заложены дополнительные деньги на реализацию проектов, которые тормозились десятилетиями. За счет чего удалось, как говорят финансисты, изыскать необходимые средства?

— Действительно, в процессе работы над законопроектом о бюджете минфин РБ благодаря росту доходов учел практически все пожелания депутатов из разных фракций, опиравшихся на мнения своих избирателей. В бюджете 2022 года наконец-то значительно увеличены средства на обеспечение жильем детей-сирот, на охрану школ, развитие инфраструктуры городов и сел, защиту атмосферы от загрязнений. Хотя совсем недавно, в начале 2020 года, из-за пошатнувшей все сферы экономики пандемии с формированием главного кошелька возникли определенные сложности. В итоге бюджет-21 мы утверждали с меньшими по сравнению с предыдущим годом изначальными параметрами. Если в 2020 году доходы республики прогнозировались в объеме 204 миллиардов рублей, а расходы — 226 миллиардов, то на 2021 год они прогнозировались уже на уровне 203 и 225 миллиардов соответственно. Это был пусть и не очень большой, но все-таки шаг назад, который сделала еще более ощутимым растущая инфляция.

Учитывая довольно сложную ситуацию, связанную с неутихающим коронавирусом, мы не строили каких-либо оптимистичных прогнозов и на 2022 год. Как говорится, рассчитывали на худшее, надеясь на лучшее. Но благодаря нескольким пакетам законов, нацеленных на поддержку экономики республики, которые мы поэтапно принимали в течение прошлого и в начале этого года, ситуацию удалось не просто стабилизировать — обеспечить в сжатые сроки экономический рост. В итоге бюджет республики на этот год мы приняли в объеме 246 миллиардов рублей по доходам и 267 миллиардов по расходам, то есть почти на четверть больше прошлогоднего. Понятно, что по прошествии года эти цифры будут еще выше.

Сейчас сложно сказать, какими именно они окажутся, но с большой долей вероятности можно прогнозировать, что по фактическому исполнению бюджет республики впервые превысит рубеж в 300 миллиардов. Не припомню такого значительного роста бюджетной обеспеченности в Башкирии. Считаю, что впервые за ее историю мы получили полноценный бюджет развития, а не затыкания дыр. Если говорить откровенно, далеко не всегда при утверждении бюджета у минфина бывает возможность поддержать все депутатские инициативы. Средства закладываются, как правило, в основном на решение текущих вопросов, тогда как на развитие и на решение застарелых проблем их не остается. Но в этот раз все по-другому.

— Одним из прорывных дополнений в бюджет-22 стало выделение дополнительных денег на закупку двух автоматических станций атмосферного контроля для самых загрязненных в республике Уфы и Стерлитамака. Многочисленные жалобы населения на отравленный воздух как-то повлияли на это решение?

— Безусловно. Ситуация с загрязнением воздуха в республике всегда была непростой, но в последнее время она особенно обострилась. Участились вполне обоснованные жалобы населения на выбросы, как это было прошлым летом, например.

Причем в Уфе они поступали не только из соседствующей с заводами Черниковки, но даже от жителей Зеленой Рощи — микрорайона, который всегда считался наиболее благополучным в плане экологии. Конечно, для нас это стало руководством к действию. Сначала мы создали в парламенте рабочую группу по мониторингу исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, которую возглавил ваш покорный слуга. Первым делом изучили ситуацию. Нам удалось выяснить, что главная причина несанкционированных выбросов — отсутствие эффективного контроля в этой сфере. Ведь что происходит: жители массово жалуются на загазованность, а у надзорных органов по документам все гладко, и наказывать некого. Происходит это из-за того, что у нас нет полноценной автоматической системы контроля за атмосферными выбросами. Имеющихся станций, которые круглосуточно фиксируют не только сам факт выброса, но и устанавливают его конкретный источник, недостаточно. В итоге дышать нечем, а определить, кто именно испортил воздух, невозможно. Даже когда все догадываются, какое предприятие виновато, доказать это юридически и привлечь нарушителя к ответственности не представляется возможным. Немудрено, что нарушители пользуются этой безнаказанностью и продолжают травить людей. Для решения проблемы мы добились выделения в 2022 году средств на две дополнительные станции автоматического мониторинга атмосферы в Уфе и Стерлитамаке.

— Вы считаете, этого достаточно?

— Нет, конечно, это позволит лишь частично решить проблему. Но все же первый шаг сделан, и останавливаться на достигнутом мы не собираемся. По нашим подсчетам, для эффективной системы контроля за выбросами нужны семь таких станций. И не только в Уфе и Стерлитамаке, но также в Салавате, Сибае, Нефтекамске. Будем добиваться дальнейшего поэтапного выделения средств. Лучше сегодня потратиться на экологию, чем завтра вкладываться в строительство онкологических центров.

— А бюджет потянет такие расходы?

— Думаю, что приобретение таких станций должно финансироваться не только из бюджета региона, но и за счет предприятий, которые потенциально являются основными загрязнителями воздуха. Будем вести переговоры с их руководством, дадим максимальную огласку этой работе. Бизнес должен понять: травить людей, как прежде, и уходить от ответственности больше не получится.

— Думаю, жители республики оценили еще один социально значимый закон — о государственной поддержке волонтеров, который оказался очень кстати именно в условиях пандемии.

— Вообще-то, закон «О государственной поддержке благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности в РБ» был принят парламентом намного раньше, а в прошлом году мы внесли в него изменения. Причем дважды, учитывая актуальность вопроса. Первый раз, в период весенней сессии, предусмотрели денежные компенсации волонтерам в случае причинения вреда их здоровью, а также выплаты семьям в случае гибели. К этому нас, конечно же, подтолкнула ситуация с пандемией. Многие добровольцы развозили лекарства, продукты, доставляли на работу врачей, работающих в ковидных госпиталях. Помогая другим, они подвергали опасности свою жизнь и здоровье. Мы посчитали, что будет справедливо, если государство возьмет на себя ответственность за этих неравнодушных людей. Второй раз поправки в закон о поддержке добровольчества внесли уже под занавес года, на декабрьском пленарном заседании. На этот раз предусмотрели господдержку волонтеров, участвующих в мероприятиях по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прошлым летом в республике произошло больше 400 лесных пожаров, преимущественно в Зауралье. В их тушении, ликвидации последствий активно участвовали, не жалея себя, тысячи добровольных помощников всех возрастов. Помогают волонтеры и при других чрезвычайных ситуациях. Люди, добровольно встающие на борьбу со стихией, безусловно, заслуживают всесторонних мер защиты. Тут важно отметить, что, обеспечивая поддержку волонтерам, мы ни в коем случае не пытаемся трансформировать сам принцип добровольчества, переводя его на рельсы материальных стимулов. Но ведь люди рискуют здоровьем и даже жизнью. И у них должна быть полная гарантия того, что государство тоже не оставит их в сложной ситуации.

— Каковы планы депутатов на этот год?

— Прежде всего, наша работа будет ориентирована на два программных документа: Послание президента РФ Федеральному Собранию и Послание главы РБ Госсобранию. Законопроектов, включенных в план работы на весеннюю сессию, очень много, все не перечислишь. Скажу только, что нацелены они на укрепление экономики республики и обеспечение более стабильной социальной защиты граждан. Также продолжим работу по совершенствованию федерального законодательства. Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находятся двенадцать наших законопроектов, актуальных для жителей не только Башкортостана, но и всей страны. Мы предлагаем в том числе создать в школах более комфортные условия для изучения родных языков, ввести обязательное лицензирование частных домов престарелых, ужесточить ответственность за «пьяное» вождение. Есть и другие актуальные для парламента вопросы, над которыми предстоит поработать. Так, в 2020 году был принят закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в РБ», предусматривающий господдержку садовых товариществ. Речь идет о строительстве и ремонте дорог, газификации, водоснабжении, электроснабжении, вывозе мусора. К сожалению, этот закон не работает в должной мере, потому что отсутствуют конкретные механизмы выделения средств на поддержку садоводов, которые должны быть прописаны в подзаконных актах. Но они до сих пор не приняты из-за той же пандемии. В ситуации, когда все силы и средства бросали на борьбу с коронавирусом, было не до садоводов. Но сейчас она стабилизируется, надо возвращаться к этому очень важному вопросу, чтобы закон не оставался на бумаге, а реально работал. Пора садиться за стол переговоров с правительством, администрациями городов и районов и принимать меры. В конце концов, речь идет о защите интересов огромного числа людей. У нас в республике полмиллиона садоводов. Надеюсь, в этом году нам удастся помочь им.

Автор:
Читайте нас: