Все новости
Политика
12 Ноября 2021, 17:30

Укрепляя единство страны

Депутаты одобрили законопроект о публичной власти в России. Документ содержит четкое распределение полномочий между уровнями власти.

Укрепляя единство страны
Укрепляя единство страны

Во вторник, 9 ноября, в первом чтении депутатами Госдумы был принят законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Документ претворяет в жизнь поправки в Конституцию, закрепившие понятие «система публичной власти». Он гармонизирует и универсализирует публичную власть в России.

По мнению политолога, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Центра стратегических и междисциплинарных исследований УФИЦ РАН Сергея Семёнова, «законопроект очень значим. В современной ситуации он укрепляет единство страны. Но по мере изменения ситуации надо планировать и повышение в будущем самостоятельности субъектов РФ - страна у нас единая, но очень многообразная и это ее сила! Поэтому эти меры – не идеал навеки (а такого и вовсе быть не может!), а федерализм предполагает меры по ситуации то в сторону роста полномочий центра, то - регионов».

Евгений Булычёв, правовед, доцент БГПУ им. М. Акмуллы, арбитр арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей, член ученого совета и руководитель отдела исследований проблем административного права Евразийского научно-исследовательского института проблем права, лектор РОЗ уверен, что «проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» является очередным шагом в процессе укрепления вертикали власти в России. По сути, его положения приближают нашу страну по форме государственного устройства к унитарному централизованному государству, даже несколько напоминающему устройство имперской России. Причем, эту схожесть с империей следует воспринимать в позитивном ключе, поскольку эта подзабытая организация государства позволяет консолидировать под своей эгидой самые разные народы, и, как следствие, более эффективно противостоять различным угрозам, реализовывать крупные экономические проекты, преодолевать кризисы», - говорит спикер.

До сих пор в стране нет четкого распределения полномочий между уровнями власти – федеральным и региональным, региональным и муниципальным. Каждый уровень власти действовал, руководствуясь своей логикой. Новый законопроект закладывает общие принципы функционирования власти. Это – основная задача закона. Универсализация названий глав субъектов федерации – это лишь видимая часть задачи. Главное – обеспечить взаимодействие уровней власти и навести порядок в этой сфере.

Уровни власти должны действовать четко и слаженно. Пока они  руководствуются законодательством двадцатилетней давности, написанном, например, до широкого распространения интернета. Поэтому новации  легализуют дистанционное взаимодействие органов власти, которое до сих пор все приходится подкреплять бумагами, собирать совещания с очным присутствием и т. д. В условиях пандемии дистанционное взаимодействие становится еще более важным. Теперь закон регламентирует электронный документооборот и порядок проведения онлайн-заседаний.

 «Новый закон закрепляет и расшифровывает в федеральном законе поправки к Конституции РФ, которые были приняты в 2020 году. В нём появились новые нормы. Закон обеспечивает верховенство конституции на всей территории Российской Федерации и запрещает судам любых уровней учитывать решения иностранных инстанций, - комментирует новации Доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук  Игорь Кузнецов. - Также данный закон, на мой взгляд, четко распределяет полномочия между уровнями власти — федеральным и региональным, региональным и муниципальным, и устанавливает общие принципы функционирования власти».

«Параллельно легализуется дистанционное взаимодействие органов власти. Вводится единый электронный документооборот и порядок проведения онлайн-заседаний, что удобно для обычного гражданина. Одновременно с этим данный закон регламентирует полномочия главы субъекта, его обязанность формирования регионального правительства. Закон четко устанавливает, что является собственностью региона, и указывает на необходимость сделать перечень собственности открытым, - глвлрит Кузнецов. - Главе региона теперь можно объявить выговор и строгий выговор. Правда, насколько этот вид наказания действенен, и действенен ли он вообще, мы сможем узнать только со временем. То, что глава субъекта Федерации теперь будет одновременно и главный региональный чиновник, и федеральный чиновник, тоже пока не очень понятно, как воспримут жители регионов, но время покажет».

«Хорошо, что четко обозначены полномочия регионов. Хочется, чтобы прокуратура следила не только за соблюдением федеральных норм, но и пресекала нарушения регионального законодательства со стороны любых федеральных органов, - добавляет Сергей Семёнов. - Хорошо, что главы субъекта РФ могут не ограничиваться сроками - нужны долгосрочные проекты. В систему федеральной власти власть регионов должна входить, но надо обеспечить и ее ответственность не только перед центром, но и, прежде всего, перед населением региона. Полагаю, что наряду с общим названием должности главы региона необходимо допустить и дополнительное, местное ее обозначение, согласованное с центром. Сомнительны новации о выговорах – думаю это должно делаться в каком-то ином режиме; непонятна роль центра в назначении правительств региона. Хорошо, что никакие иностранные решения не определяют наше право. А вот излишней правовой унификацией регионов в столь богатой по разнообразию стране как Россия увлекаться не надо. Думаю, что общая логика проекта, именно на данном отрезке истории – справедлива, но его, конечно, следует доработать».

Другие важные новеллы законодательства

Глава региона избирается сроком на пять лет. Ранее устав региона мог устанавливать свой срок полномочий.

Устанавливается ответственность глав регионов за формирование регионального правительства. Порядок будет единым и ответственности на главе региона будет больше.

Закон четко устанавливает, что является собственностью региона. Перечень собственности будет открытым, постановка его на регистрацию будет упрощена.

Появляется перечень должностей, которые в обязательном порядке должны быть в регионе.

Вводится единое наименование – глава субъекта. Президент в стране должен быть один и все должны понимать, что это главная в стране должность. Главы регионов занимают одинаковую роль в вертикали власти и соответственно должны называться одинаково. Исключений быть не должно.

Прописываются мотивы для отстранения глав субъектов от должности.

Вводится норма, что отрешенный глава не может баллотироваться на аналогичную должность ранее чем через пять лет.

Глава субъекта федерации по новому закону одновременно и главный региональный чиновник, и федеральный чиновник. То есть является связующим звеном в вертикали власти.

Депутаты заксобраний, независимо от того являются они освобожденными или нет, занимают государственные должности. Раньше такой статус имели только те, кто работал на освобожденной основе.

Полномочия регионов расширяются. Переработан перечень полномочий по вопросам совместного ведения. Сейчас их около 100 пунктов, многие носят отсылочный характер, указывая на иные федеральные законы, другие направлены на детализацию конкретного полномочия.

Уточняется статус финансового органа субъекта и назначение его главы с участием Минфина РФ.

Закреплены полномочия в регионах таких органов как Счетная палата, уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка.

Логично и смело

Изучив законопроект, Евгений Булычёв с положительной стороны отмечает такие нововведения как: унификация наименований ряда органов государственной власти, процесса их формирования и функционирования; наделение прокуратуры правом законодательной инициативы (в Башкортостане она уже давно таким правом наделена); провозглашение возможности законодательным органам субъектов работать в дистанционном формате и др. «Многих беспокоит, так называемое, «обнуление сроков» глав субъектов федерации, т. е. возможность одному лицу пребывать в этой должности неограниченное количество сроков, - говорит эксперт. - Можно предположить, что данное нововведение связано в большей мере с многонациональным Северо-Кавказским регионом, где не так легко отыскать кандидатуру, способную сплотить вокруг себя народ и местные политические элиты. Следует подчеркнуть, что решение вопроса о количестве губернаторских сроков пребывания у власти отведено на усмотрение самим субъектам федерации. В связи с этим, некоторое «отступление» от, так называемых, либерально-демократических ценностей в нынешних политических условиях вполне оправдано. Справедливости ради напомню: в 13 штатах США пределы на количество сроков пребывания губернаторов в должности отсутствуют».

Александр Кобыскан, доцент БГПУ им. М. Акмуллы отмечает, что законопроект относится к законодательным инициативам такого рода, которые «во многом подчеркивают реальное, уже сформированное положение вещей, нежели вносят что-то принципиально новое. В данном случае, это документальное отражение уже имеющейся практики синхронизации взаимодействия между федеральным центром и каждым из регионов. Объективно повысились роль и статус глав регионов как «медиаторов» этих процессов. Тем не менее, есть в законопроекте ряд существенных моментов, которые значимы для Башкортостана: четко определен перечень тех должностей, которые занимаются по согласованию с федеральным центром, и тех, которые в обязательном порядке должны быть в регионе, - говорит Кобыскан. - Положительное влияние инициативы в том, что, во-первых, произойдет унификация госструктуры регионов, что позволит лучше оценивать работу профильных ведомств в условиях единых критериев, и, во-вторых, появляются конкретные определенные позиции в административной структуре республики, за которые несет кадровую ответственность федеральный центр».

«Важным я увидел момент, когда легализуется дистанционное взаимодействие органов власти. Также важен факт того, что по ряду направлений полномочия регионов расширяются, - говорит другой спикер - ректор Башкирской академии государственной службы и управления при главе РРБ, кандидат философских наук Данияр Абдрахманов. - Уверен, что за оставшиеся чтения депутаты смогут полностью доработать законопроект.

Не все положения законопроекта можно принять безоговорочно, замечает Евгений Булычев. «Полагаю, законодателям стоит еще поработать над нормой, предоставляющей право президенту увольнять глав субъектов. Сейчас для увольнения губернатора в связи с утратой доверия нужны веские основания: выявление фактов коррупции, заграничных счетов или конфликта интересов.  Законопроект же позволяет уволить губернатора без каких-либо оснований, в нем не уточнено что может стать причиной утраты доверия. Такой подход недопустим, поскольку глава субъекта тоже народный избранник, и такое ничем необоснованное пренебрежение волей избирателей чревато социальными волнениями», - уверен он.

Внимание доцента кафедры международных отношений, истории и востоковедения Института экосистем бизнеса и креативных индустрий УГНТУ, кандидата философских наук Михаила Бреслера привлекли два существенных момента. Первый – о дистанционном характере работы. «Это не только внедрение современных форм коммуникации, но расширение публичности власти. Коммуникация между федеральными и региональными властями уже не требует длительных перелетов, личных встреч и соблюдения сложных протоколов. Компьютерные системы обеспечивают должный уровень безопасности, а экономия ресурсов на трансфер, подготовку совещаний предполагается весьма существенная», - поясняет он.

Второй – о государственной должности депутата региональных законодательных собраний. «Тут вопрос неоднозначный, - считает ученый. - Как положительный расцениваю факт, обязывающий кандидата в депутаты делать выбор между производственной и общественной деятельностью. Директор завода или главврач больницы, став депутатом, должен мыслить не масштабами своей организации или предприятия, но – всей региональной экономики или здравоохранения. Но возникают и вопросы: насколько совместимы интересы государственного служащего и представителя народа; не станут ли депутаты отдавать предпочтение сиюминутным интересам своего непосредственного руководства и игнорировать мнение избирателей; как будет сочетаться государственная служба и политическая конкуренция в законодательных собраниях; не лишится ли общество состязательного обсуждения актуальных вопросов, а следовательно, и поиска их лучшего решения?».

«Законопроект призван структурировать и оптимизировать взаимоотношения между различными акторами публичной власти и это стремление можно только приветствовать. Насколько эффективны будут предложенные меры – покажет время», - резюмирует Бреслер.

«Нельзя забрать доходы и не нести ответственность по обязательствам, правда? - руководитель Центра современного искусства «Облака», член СПЧ при главе РБ Валериан Гагин. - Поскольку централизация началась с передачи полномочий по распределению доходов условного города к региону, а от региона – к центру, то и ответственность за исполнение обязательств так же необходимо перераспределить. Законопроект это предусматривает: все больше число вопросов отнесено к вопросам совместного ведения. Это и логично, и смело».

«Но есть риски. Главный - соблазн переложить всю ответственность на центр, - считает спикер. - Чтобы избежать этого, нам – обществу – придется внимательно контролировать действия местных властей по «притаскиванию денег» в регион. Властям на местах придется еще острее конкурировать в «верхах» за получение денег для решения локальных задач. Важнейшими навыками для успеха в привлечении денег из центра станут навык диалога с жителями с целью подтвердить существующий общественный запрос и навык оперативной подготовки документов. И репутация, конечно. У нас в Башкирии многое есть: инцидент-менеджмент работает, репутация у региональной власти – огого! Разговаривать с обществом и готовить документы и муниципалитеты, и власти региона станут еще лучше и оперативнее – теперь это и требование цифровой эры, и жизненная необходимость – иначе не обоснуешь потребность в деньгах. И, да, это теперь наша с вами общая задача. А риск и задача центральной власти – обеспечить открытое, конкурентное и справедливое распределение ресурсов. И с этим она справится, надеюсь», - подытоживает Гагин.

Фото из открытых источников.

Автор:Вера ШАМАТОВА
Читайте нас: