Все новости
Политика
19 Августа , 14:55

Выборы нельзя превращать в балаган

Истекли десять дней, которые по закону отведены избиркомам. За это время им нужно было принять решение о регистрации списков партий и кандидатов по одномандатным округам, как партийцев, так и самовыдвиженцев. Сейчас избиркомы сообщают о принятых решениях – кто из кандидатов зарегистрирован, а кому в регистрации отказано.

Выборы нельзя превращать в балаган

Как отмечают электоральные юристы, избирательное законодательство – сложный, постоянно обновляющийся свод нормативно-правовых актов. К примеру, изменилось максимальное количество обнаруженного брака в собранных подписях, которое сегодня не может превышать пяти процентов (ранее было десять процентов). Среди новшеств и то, что теперь избиратель лично должен заполнять свои данные в подписном листе, есть и другие изменения.

Проведение избирательной кампании требует высококвалифицированного юридического сопровождения, которое по разным причинам доступно не всем кандидатам и их предвыборным штабам. И причиной отказа в регистрации зачастую становится несоответствие заявки кандидата требованиям законодательства о выборах.

В связи с этим мы попросили наших экспертов ответить на ряд вопросов. Например, должен ли будущий законотворец разбираться в действующем законодательстве? Может ли политик, не соблюдающий необходимые юридические процедуры, быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах? Чем обусловлены отказы в регистрации кандидатов? Должна ли избирательная комиссия, демонстрируя  политическую конкуренцию, регистрировать партии и кандидатов с явным нарушением избирательного законодательства?

Политолог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра стратегических и междисциплинарных исследований УФИЦ РАН Сергей Семёнов считает, что регистрация необходима, иначе выборы могут превратиться в балаган и даже стать невозможными из-за неадекватных кандидатов.

«Однако в некоторых случаях у граждан складывается впечатление, что власти мешают неугодным им кандидатам. В этом случае необходимо обеспечивать не только юридическую экспертизу, но и общественный контроль. Полагаю, сегодня и судебная власть проявляет свою самостоятельность, когда в ряде случаев поправляет избиркомы. И институт общественных наблюдателей за выборами здесь может быть очень полезен.

Кроме того, следует иметь в виду еще одну политическую уловку. Не имеющая авторитета политическая структура, возможно, не собирается участвовать в выборах и специально  подает в избирком заведомо негодные документы. Затем пиарится, мол, ее «не допустили, потому что боятся». И таким образом получает определенную известность. В этом случае общественные наблюдатели на этапе регистрации могут сыграть решающую роль», – уверен спикер.

В свою очередь правовед, доцент БГПУ имени М. Акмуллы, член ученого совета и руководитель отдела Евразийского научно-исследовательского института проблем права, лектор РОЗ Евгений Булычёв дал весьма категоричный ответ:

«Должен ли претендент на место в представительном органе власти иметь познания в области права? Конечно, да, да и еще раз да! Понятно, что будущий парламентарий идет на выборы со своей командой, в которой есть и юристы. Но он не должен быть простым кнопконажимателем или очередной говорящей головой, в уста которой вложили определенный текст, смысл которого он не понимает. Сколько из-за этого принималось неграмотных, противоречивых, трудноисполнимых или элементарно популистских правовых норм, которые создавали угрозу интересам граждан, организаций, и влекли реальные материальные или репутационные издержки для самого государства.

Всего этого можно было бы избежать, если бы уровень правовой грамотности народных избранников был выше. Предлагаю для кандидатов в депутаты организовать добровольные предвыборные учебные курсы, где они смогут изучить конституционное и избирательное право, а для уже избранных депутатов всех уровней – обязательные и более углубленные курсы по основным отраслям российского законодательства.

Справедливости ради стоит отметить, что региональные избиркомы проводят ликбез по избирательному праву, но этого, видимо, недостаточно. Избирательное законодательство России, увы, не отличается особой стабильностью, но любой ответственный политик должен соблюдать те правила, которые установлены для каждых конкретных выборов.

Как говорится, «dura lex, sed lex» – «закон суров, но он закон». Политик, не соблюдающий нормы избирательного права, проявляет неуважение в первую очередь к своим потенциальным избирателям и, конечно же, не достоин их представлять в парламенте», – подчеркнул эксперт.

Фото из открытых источников.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА