— Мурад Римович, расскажите, пожалуйста, какова роль вашей площадки в сохранении экологии республики?
— Площадка «Экология» Народного фронта — достаточно масштабный проект. Мы регулярно мониторим социальные сети, отслеживаем, какие вопросы волнуют жителей. Самые резонансные отрабатываем и освещаем. Рассматриваем и обращения, которые поступают на горячую линию президента России Владимира Путина. На основании нашей работы регулярно готовим справки о состоянии окружающей среды. Они отправляются в федеральный исполком и ложатся на стол президенту. Потому что основная функция Народного фронта — контроль за исполнением его указов. По сути, мы его глаза и уши.
Кроме того, нам в Башкирии удалось реализовать интересную инициативу — Школу общественных экологических инспекторов, которая распространилась и в другие регионы. Мы сформировали несколько студенческих отрядов, участники которых прошли аттестацию, получили удостоверения и статус общественного инспектора.
— Приведите конкретные примеры вашей работы, связанные с жалобами жителей Башкирии на состояние воздуха.
— Могу рассказать об одном кейсе. Он еще не завершен, но мы возлагаем на него большие надежды. Жители Чесноковки в Уфимском районе жаловались на запах сероводорода, который шел от очистных сооружений. Мы выехали в рамках общественного контроля, применили газоанализаторы и выявили многократные превышения ПДК по разным показателям. По нашему обращению прокуратура согласовала проверку объекта Росприроднадзором, который также обнаружил нарушения. И сейчас дело в суде. Рассматривается уже второй год.
Одним из наших инспекторов была студентка УГНТУ по специальности «Техносферная безопасность». В рамках своей выпускной работы в университете она разработала проект реконструкции этих сооружений, который помог бы минимизировать загрязнение воздуха.
Мы очень ждем решения суда и впоследствии будем следить, чтобы штраф, взысканный с предприятия, пошел на реконструкцию очистных сооружений. К сожалению, часто экологические штрафы просто растворяются в бюджете, хотя есть четкое указание президента, чтобы они направлялись именно на природоохранные мероприятия.
В этом деле — много заинтересованных сторон: и жители, и УГНТУ, который разработал проект реконструкции. И мы надеемся, что доведем дело до конца. Оно станет показательным примером для всех.
— Вернемся на юг Башкирии. Туда приходилось выезжать по жалобам жителей?
— Постоянно приходится. В начале прошлого года, например, было много жалоб со стороны общественности южного промышленного узла. Выездная лаборатория проводила мониторинг, и было доказано, что предприятия зачастую не соблюдают режим, предусмотренный при неблагоприятных метеоусловиях.
Есть среди общественников люди, которые пытаются на теме экологии спекулировать и зарабатывать. Но, повторюсь, проблемы это не отменяет.
— В России с 2019 года действует программа «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», которая помогает снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха за счет квотирования выбросов. Она сегодня работает в 12 городах страны. В их числе, например, наши соседи — Челябинск и Магнитогорск. Почему бы к ним не присоединиться Стерлитамаку и Салавату?
— Ходатайства об их включении в федеральный проект в 2022 году направлялись в адрес минприроды России и проектного офиса «Чистый воздух». Однако наши города не прошли по определенным критериям.
Но есть соглашения между правительством Башкирии, Росприроднадзором и предприятиями — БСК, «Газпром нефтехим Салават» и Стерлитамакским нефтехимическим заводом. Разработана дорожная карта, по которой они обязуются в ближайшие годы проводить природоохранные мероприятия, модернизировать оборудование. Этот вопрос — постоянно на контроле главы республики Радия Хабирова.
Сегодня и сами предприятия начали понимать необходимость этой работы и рассказывают об изменениях в лучшую сторону. Например, на площадке совета депутатов Стерлитамака такая встреча недавно проводилась.
— Но, как говорится, доверяй, но проверяй. Сегодня минэкологии Башкирии мониторит состояние атмосферного воздуха с помощью автоматизированных станций. Три из них находятся в Стерлитамаке, две — в Салавате. Кроме того, в Стерлитамаке работает передвижная экологическая лаборатория качества атмосферного воздуха, которая выезжает по жалобам населения. Этого количества достаточно?
— Увы, нет. Сегодня один стационарный пост контроля атмосферного воздуха должен устанавливаться на 50 тысяч жителей. Такой картины не только в Башкирии, но и в других регионах страны не увидишь. С этим, например, связан иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Росгидромету и к его местному подразделению — Башгидромету. Поводом стало отсутствие в девяти городах республики таких постов.
— Какой видите выход из этой ситуации?
— Должен быть контроль непосредственно на источниках выбросов. И думаю, скоро это станет вполне реальным. Дело в том, что сегодня все промышленные предприятия Башкирии, относящиеся к I категории экологической опасности, должны получить комплексные экологические разрешения. Всего у нас 96 таких предприятий. 50 из них, в том числе все крупные предприятия химической и нефтехимической отрасли, уже получили такие разрешения. 20 — в стадии рассмотрения. Проблемы есть с муниципальными унитарными предприятиями, которые еще не занимались этим вопросом.
Эти разрешения предусматривают модернизацию производства, в целом снижение вредного воздействия на окружающую среду, а также установку рядом с источниками выбросов автоматических датчиков выбросов загрязняющих веществ. Надзорные органы смогут в режиме реального времени снимать с них показания. И если ПДК будут превышены, то предприятиям придется платить большие штрафы.
Это поможет нам получить объективную картину состояния окружающего воздуха. А для предприятий станет еще одним экономическим стимулом для модернизации производства.
Коллаж автора.