Все новости
Общество
2 Декабря 2022, 11:15

Мера участия безмерна

Добровольческое движение переживает настоящий бум

Александр ДАНИЛОВ  Лучшая экипировка делается заботливыми руками земляков.
Лучшая экипировка делается заботливыми руками земляков.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Любое личное, общественное яркое событие не оставляет людей равнодушными. А когда эта чувствительность души выражается в конкретном действии по отношению к постороннему человеку, замечательно вдвойне-втройне. Волонтерство в республике с момента начала специальной военной операции переживает гражданский бум, форматы человеческого участия — от патриотической поддержки до вполне конкретной помощи добровольцам и мобилизованным в зоне СВО.

Остановись, мгновенье

В Белебеевский район мы ехали по прямой наводке — здесь заканчивалось формирование большого груза помощи добровольцам — участникам СВО и мобилизованным, просто землякам-военным, выполняющим ратный долг за две тысячи километров от Башкирии. Так что дело не в пристрастной симпатии именно к Белебею или Приютово. Подобные волонтерские центры сегодня существуют практически в каждом районе или городе республики. В Приютово нас встречает Константин Яшин, руководитель общественной организации «Ветераны десантных войск и спецназа РБ» и заодно участник белебеевского волонтерского штаба «Своих не бросаем».

Немногословный и сосредоточенный, Константин сразу оживляется, когда речь заходит о том, как охотно откликаются жители и организации на волонтерские сборы вещей в зону СВО.

— Ни-ка-ких уговоров и надрывных призывов, сами наперебой предлагают помощь нашим ребятам, причем мы ведь не делаем различий, будь то земляки на действительной военной службе, в добровольческих батальонах или, как в последние месяцы, частично мобилизованные. Чаще просят не упоминать о своем участии, по своим каким-то мотивам, — сделав упор на первом слове, говорит Костя.

В доставке груза он участвует не первый раз, потому что сам ветеран боевых действий и в волонтерстве в немалой степени опирается на собственный военный опыт, понимая, что именно может понадобиться бойцам на передовой. Ну и, само собой, постоянно советуется с командирами воинских подразделений.

КСТАТИ

Исследователи мотивации российских добровольцев выяснили, что главными мотивами, побуждающими к волонтерской деятельности, являются: стремление к строительству более справедливого и свободного общества; энтузиазм, доброта и подвижничество граждан;

стремление быть социально полезными другим людям; неравнодушное отношение к происходящему вокруг; желание реализовать себя и свои инициативы; желание решить проблемы других людей и собственные проблемы.

— Обмундирование добирали, элементы экипировки, хозяйственные инструменты, печки, ну, конечно, теплые вещи, белье, продукты питания долгого хранения, вон сколько меда нам нанесли. Батюшка Андрей из местного храма решительно собрался ехать с нами, духовно окормлять ребят в зоне СВО, тоже не смогли отказать. Да что перечислять, лучше показать, — бородатый десантник, работающий в охранной службе нефтекомпании, увлекает нас в краткий тур по местам волонтерского сбора.

Сергей Паньков, тоже участник боевого братства, завозит нас в приметное место в том же Приютово. Хозяйка швейного ателье «Ярдам» Роза Байбунова встречает с озабоченным видом.

— Уже два месяца живем тут с напарницей-мастерицей без выходных. Даже обычные заказы все никак не могу отдать клиентам. Зато вот за нашими спальниками, дождевиками и разгрузками уже стали приезжать из других районов.

Роза и Сергей растягивают и демонстрируют нам оригинальные модели дождевиков и разгрузок, которые фактически изобрели в «Ярдаме». Таких точно нигде не найдете, уверяют волонтеры, все шьется в соответствии с пожеланиями волонтеров и участников боевых действий.

— Дождевики вообще получились чем-то вроде совмещенных разгрузок и плащ-палаток, непромокаемых и крепких, ребята с передовой очень хвалят. Там это как раз по промозглой погоде. А мои спальники выходят втрое дешевле и практичнее распиаренных туристических. Потом выясняется, что их перепродают на рынке, хотя некоторые клялись, что им они нужны как раз для мобилизованных родственников, — немного обижается Роза. Она признается, что незадолго до начала СВО вообще подумывала завязать со швейным ателье, сама давно пенсионер, но пришли волонтеры, и она напропалую шьет-шьет-шьет. На чиненых-перечиненных машинках еще советского производства, но за качество отвечает.

Запас добра не тянет

Гражданское участие — вовсе не показуха, мы убеждаемся на месте. Мы едва ли пробыли в поселковой приютовской администрации полчаса, но даже при нас то и дело подходили люди с вещами и продуктами, инструментами, предназначенными для отправки в зону СВО. Мама мобилизованного с глазами на мокром месте несет посылочку для сына. Еще один кирпичик в штабель груза, которого тут уже столько, что шагу некуда ступить. Все аккуратно подписано: такому-то, взвод, рота, батальон. И будьте уверены, сегодня эти личные посылки уже будут в руках у наших бойцов — белебеевцев, ермекеевцев и бижбулякцев. Они наверняка читают личные послания, письма, весточки из дома, перебирают фотографии родных и заваривают крепкий чай с медом, надев новые сапоги, которые всегда в тему.

— В этот раз придумали маркировать посылки цветным скотчем, для каждого воинского подразделения — свои, для удобства передачи бойцам. И потом с подсказки десантников мы все именные посылки дополняем теми нужными вещами, которые передают организации или неравнодушные земляки. Тут же спрашиваем — а сапоги у него осенние есть, а допкомплект белья, а аптечка, а полотенца, а специи? Носки шерстяные вообще всем без вопросов прибавляем, — рассказывает волонтер, а по совместительству главный специалист приютовской поселковой администрации Алия Сулиманова. Средь общей суеты ее легко узнать по надписи на спине «Своих не бросаем», как, собственно, и всех добровольных помощников. Ринат, вахтовик, бывший десантник, раскладывает шерстяные пояса против ревматизма по посылкам, то и дело прося подсказать, какого они размера.

— Нисколько не снижается поток предлагаемой помощи, только нарастает. Вот только бросили клич, мол, нужно сало, на следующий день нас им завалили — самого разного вида, — вдруг вспоминает Алия.

В Белебее паркуемся у еще одного из пунктов сбора «Своих не бросаем» — под вывеской агентства «Домовой». Здесь принимают посылки и вещи мастер-визажист Юлия Хусаинова и риелтор Алена Рахманкулова. Им также помогают добровольные помощники, мужчины с железными рукопожатиями.

— Мы тут подумали и решили отправить бойцам мандарины, апельсины как предвестники Нового года. А еще дополнительно всем медикаменты, о которых, например, при мобилизации или в учебке бойцы успели забыть, — от простудных до антиаллергических. И обязательно, как говорят десантники, легкий питательный перекус в качестве источника быстрой глюкозы, — обстоятельно перечисляет Алена. А мы считываем взглядом подписи на посылках, на которых встречаются и «От одногруппников».

— Землячество, неравнодушие — это же не простые слова. Тут каждый день — пример незачерствевшей души. Это однокурсники техникума направляют посылку своему товарищу по учебе. Или родители собирают посылки не только своим детям, но и их друзьям, сослуживцам, объясняя это так: «Ну как так-то, наши же примут гостинцы, а тем обидно будет». Если в прошлый раз мы отправляли больше продуктов, то в этот раз все больше личных вещей от родственников мобилизованных. Но четче пошло: командиры взводов и рот нам сообщили конкретные списки того, что необходимо бойцам и подразделениям именно сейчас, в преддверии зимы. Вы не поверите, но из каждой деревни или села, откуда ушел на СВО мобилизованный, весть о том, что есть возможность отправки, вызывает порыв у всех людей, — объясняют нам Алена и Юлия.

Когда болит душа

Волонтеры, они же добровольцы, если идти от латинского происхождения слова. И признайтесь положа руку на сердце, каждый из нас в этой роли бывал, находится сейчас или будет. Потому что мы, в конце концов, живем рядом, пусть не всегда вместе, но в одном доме, районе, городе, семье, стране. Помог соседке починить кран от души, вручил ветерану в День Победы гостинец, позанимался с ребенком коллеги по работе — уже побывал волонтером. Словом, все те дела, которые мы привыкли в российской душевной простоте обозначать как «всем миром» — это, собственно, и есть волонтерство. Само собой разумеется, совсем не обязательно, чтобы в дом к вам или соседям пришла беда, но и в беде, и в радости всегда есть много такого, к чему можно приложить руки, голову или доброе слово.

По сути, добровольческое, или, как его сегодня часто называют, волонтерское движение основано на добровольном безвозмездном участии граждан в реализации все тех же социально значимых проектов. Волонтеров можно увидеть при ликвидации последствий стихийных бедствий, оказывающими помощь сотрудникам МЧС, участвующими в поисках пропавших детей, помогающими людям с ограниченными физическими возможностями, беженцам, переселенцам, одиноким людям, участвующими в проведении крупных спортивных и культурных мероприятий, заботящимися о бездомных животных.

В корпоративной практике умники-управленцы придумали такое понятие, как «лишняя миля», то есть коммерсантам очень хочется, чтобы работник постоянно делал что-то сверх того, что предписывает ему должностная инструкция. Таким образом, капиталисты всегда ищут подходящий мотив, чтобы заставить человека сделать что-то им полезное, но как бы по своей доброй воле.

Настоящие добровольцы, надеюсь, совершенно не жаждут громкого общественного признания. Это врожденное свойство обнаженной души. По мне, волонтерство — это острое желание принести счастье другому.

МЕЖДУ ТЕМ

5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтера), установленный указом президента РФ Владимира Путина № 572 от 27 ноября 2017 года. Страна, узаконивая праздник, отдала должное решению Генассамблеи ООН, которая в 1985 году на 40-й сессии в специальной резолюции предложила правительствам государств отмечать 5 декабря как Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития, призвав их осуществлять меры для побуждения людей во всех сферах деятельности предлагать свои услуги в качестве добровольцев.

Александр ДАНИЛОВ  Поток помощи только растет.
Поток помощи только растет.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Дмитрий ВОЛКОВ
Читайте нас в