Все новости
Общество
16 Октября 2021, 13:15

Честный сыр

Цифровой код на упаковке поможет отличить подлинный продукт от подделки

Честный сыр
Честный сыр

Проект по маркировке товаров действует в стране уже пять лет, постепенно охватывая все больше видов продукции. Но если производители и торговые сети уже успешно встроились в систему и работают в ней, то многие покупатели вообще не в курсе нововведений и даже не замечают, что на упаковке появились новые значки. Между тем с помощью цифровых кодов можно получить всю информацию о товаре и убедиться, что перед вами не подделка.

От шуб до воды

— Распространение на рынке некачественной и контрафактной продукции — серьезная проблема как для потребителей, так и для производителей товаров. Основная задача маркировки — гарантировать подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции, — пояснила начальник отдела координации торговли министерства торговли и услуг республики Владлена Елышева.

Первый пилотный проект по маркировке товаров касался изделий из меха, проще говоря, шуб. Запущен он был в 2016 году. Сейчас уникальные цифровые коды наносятся на десять видов товаров: сигареты, обувь, меховые изделия, парфюмерию, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины, отдельные категории товаров легкой промышленности и молочной продукции, бутилированную воду. Проводились также эксперименты по включению в список пива, антисептиков и БАДов. К 2024 году единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли промышленности.

Последними, уже в нынешнем году, начали маркировать молочную продукцию и бутилированную воду. С 20 января производители «молочки» могли вступить в программу на добровольных началах, а уже с 1 июня маркировка сыров и мороженого стала обязательной. С 1 сентября к ним добавилась молочная продукция со сроком годности более 40 суток, а с 1 декабря начнут маркировать «молочку» и с меньшим сроком годности.

Правило пока не касается только фермеров, реализующих молочные продукты напрямую или через розницу — для них маркировка станет обязательной только с 1 декабря 2022 года.

Что касается бутилированной воды, то производители начали ее маркировать тоже с 1 сентября. До этого, по имеющимся данным, 25 — 30 процентов воды на рынке было контрафактом, причем в летнее время эта доля увеличивалась. С 1 декабря маркировка будет введена для минеральной воды, а с 1 марта 2022 года — для всей упакованной питьевой воды.

Включились в процесс

Насколько предприниматели республики готовы к введению маркировки? Как показывает практика, особых проблем здесь не возникает.

— В Башкирии в процесс маркировки уже включились более 13,8 тысячи предприятий и индивидуальных предпринимателей. По числу участников оборота трех групп товаров — сигарет, парфюмерии и молока — республика занимает лидирующие позиции в Приволжском округе, — пояснила Владлена Елышева.

Если же опираться на данные Центра развития перспективных технологий — оператора системы маркировки, то регистрацию прошли и наладили учет товаров более 90 процентов производителей молочной продукции со сроком хранения более 40 суток.

Что собой представляет сам процесс? При введении обязательной маркировки для определенной группы товаров производитель должен пройти регистрацию в системе «Честный знак» и получить личный кабинет. Затем он регистрирует в каталоге производимые товары и заказывает для них уникальные цифровые коды — так называемые DataMatrix. Получив их, вводит продукцию в оборот и отгружает в торговую сеть. Последняя, принимая товары, сканирует эти самые коды.

Когда покупатель приобретает продукцию, она выводится из оборота на кассе.

Понятно, что введение маркировки предполагает дополнительные расходы как для производителя, так и для торговых сетей. Прежде всего необходимо оборудование для нанесения кодов и их сканирования, ведения учета. Да и сами коды не бесплатны — каждый из них обходится в 50 копеек (для меховых изделий метки другие и цена выше). При большом обороте товаров эта вроде бы мелочь выливается в немалые суммы.

Предприниматель может заранее оценить, во что обойдется внедрение маркировки. В помощь ему на сайте проекта «Честный знак» размещен калькулятор решений для малого бизнеса. Нужно только задать параметры, и программа представит все возможные варианты необходимого оборудования и программного обеспечения.

Чтобы упростить работу с маркированным товаром и уменьшить издержки производителей и торговли, разработано мобильное приложение «Честный знак.Бизнес». Оно позволяет сэкономить до 25 тысяч рублей, отказавшись от покупки ручного сканера и терминала сбора данных. В приложении можно создавать документы и отправлять их в систему цифровой маркировки, отслеживать передвижение товара от производства до кассы.

— Всю информацию о маркировке мы стараемся оперативно доводить до предпринимателей через аппарат бизнес-шерифов республики, — подчеркнула Владлена Елышева.

Кстати, для государственных контролирующих органов существует свое мобильное приложение — «Честный знак.Гос». С его помощью они могут получать информацию о товаре и принимать обращения от граждан о необходимости проверки.

Сканируй и узнавай

Хорошо, с предпринимателями и контролирующими органами все ясно. Но что дает маркировка товаров рядовому покупателю?

— Маркировка призвана бороться с контрафактом и некачественной продукцией, в том числе опасной для жизни и здоровья людей. Проверить, что за товар ему предлагают, потребитель может с помощью приложения для смартфонов «Честный знак», — отметила Владлена Елышева. — Чтобы получить информацию о товаре, достаточно отсканировать DataMatrix-код на упаковке.

Как это сделать? Прежде всего нужно скачать приложение «Честный знак» и зарегистрироваться там. Впрочем, можно проверить товар и без регистрации: сканер все равно откроется. После этого наводим желтую рамочку на код на упаковке товара и получаем всю информацию о нем.

Ну, например, собираемся мы купить в магазине кусок сыра. Сканируем код на его упаковке через приложение и видим, что это не подделка. Согласно появившейся на экране информации, сыр полутвердый одного из брендов имеет массовую долю жира 45 процентов и расфасован в упаковки по 200 граммов. Для верности можно открыть и посмотреть сертификат ветеринарного контроля. Указан также срок годности — до его окончания еще месяц и 12 дней.

Такую же проверку покупатель может провести в отношении всех товаров, которые уже входят в систему «Честный знак», — будь то одежда, обувь, лекарства и прочие.

— Приложение «Честный знак» скачали 4,5 млн пользователей, отсканировано и проверено более 60 млн товаров, — пояснили «РБ» в пресс-службе Центра развития перспективных технологий. — Чаще всего россияне сомневались в подлинности обуви — 24,7 млн раз, одежды и текстиля — 5,4 млн раз, третье место по количеству сканирований занимает табачная продукция — 3,7 млн проверок. Набирает популярность и молочная продукция: ее еженедельно проверяют более 100 тысяч раз, за последние четыре месяца было сделано 1,2 млн проверок.

При этом приложение регулярно обновляется, предлагая все новые изюминки.

— Одна из самых востребованных функций — будильник приема лекарств. Отсканировав DataMatrix-код на упаковке препарата, пользователь может поставить время, когда необходимо принимать лекарство, и приложение напомнит ему об этом. Также через приложение можно проверить, где есть нужный препарат: достаточно ввести название лекарства, и появится список ближайших аптек, в которых его можно купить, — пояснили в пресс-службе.

Помимо этого, в обновленной версии появилась дополнительная функция — исследования Роскачества. Независимыми лабораториями исследовано более 8 тыс. товаров, и результаты этих проверок доступны пользователям приложения. В карточке товара можно узнать о его рейтинге и итоговой оценке, посмотреть протоколы исследований.

Добавим в заключение, что потребителей в приложении ждет еще один приятный сюрприз: они могут выполнять задания и получать за это призы.

Только факты

В системе цифровой маркировки лекарств зарегистрировано почти 90 тысяч участников, в том числе 438 производителей. Промаркировано более 7 млрд упаковок. Особенно востребованы данные о вакцинах от ковида, позволяющие контролировать сроки годности каждой партии, видеть остатки в регионах и медучреждениях.

Доля контрафакта в сфере детских товаров оценивается в 40 процентов. Остро стоит вопрос незаконного использования товарных знаков и анимационных образов. Для оперативного пресечения злоупотреблений в этой сфере планируется разработать пакет мер.

После внедрения маркировки меховых изделий объем легального рынка вырос в десять раз. Тем не менее у недобросовестных поставщиков сохраняется возможность лжепроизводства меховых изделий на территории ЕАЭС.

Товары ремесленного производства исключены из перечня продукции, подлежащей маркировке. Речь идет о трикотажных блузках, пальто, накидках, плащах, куртках, ветровках, текстиле для кухни и постельном белье. Ранее ремесленников освободили от обязательной маркировки обуви.

Срок введения обязательной маркировки велосипедов перенесен с 1 сентября 2021 года на 1 марта 2022 года.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: