Все новости
Образование
23 Ноября , 13:15

Давайте слышать друг друга!

Своё направление в жизни помогает увидеть хороший учитель

Альберт ЗАГИРОВ  Айбулат Хажин постарался ответить на вопрос каждого.
Айбулат Хажин постарался ответить на вопрос каждого.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Обычно не так-то просто достучаться до руководящего лица со своими вопросами и просьбами. Тем большего внимания заслуживает живая встреча министра образования и науки Башкирии Айбулата Хажина с родителями, классными руководителями и советниками директоров школ по воспитательной работе, которая прошла в буквальном смысле за чашкой чая в Институте развития образования РБ.

Мария СНЫТКИНА

Неформальный тон беседе задал сам министр, который делился историями из личного опыта — как родителя, так и педагога, на все вопросы отвечал явно не по бумажке и не пытался обойти стороной проблемы, с которыми имеет дело сфера образования. А многие предложения, прозвучавшие из уст участников, Айбулат Хажин пообещал взять на заметку. В этом смысле встреча оказалась не менее информативной и насыщенной, чем ежегодное августовское совещание педагогов.

Открывая ее, министр в очередной раз подчеркнул, что сегодня вся система образования возвращается к традициям воспитательной работы. Ее значимость, и особенно роль патриотического воспитания, подчеркивалась на протяжении всей беседы.

— Учеба — это, конечно, доминанта, от которой мы не откажемся, — отметил Айбулат Вакилович. — Я сам из учительской среды, педагог в пятом поколении. Но получение знаний стало для меня приоритетом уже в сознательном возрасте, когда я понял, в каком направлении мне двигаться, чего хочу добиться в жизни. Мне повезло с учителями, с любовью моей мамы, настойчивостью и в чем-то строгостью отца. Но родители всегда говорили мне: в первую очередь ты должен стать человеком. Учеба во многом зависит от того, как ты сам себя мотивируешь. Поэтому так важно сегодняшних школьников воспитать гражданами своей страны.

Мы собрали самые интересные вопросы и ответы, прозвучавшие на встрече с министром.

Лидия РАДАЕВА, советник директора по воспитательной работе уфимского лицея № 3:

— В Уфе есть «Йәшлек Хаус» — пространство, где молодежь может активно общаться, придумывать что-то новое. Среди школьников тоже много тех, кто участвует в социальных и научных проектах. Можно ли подобные площадки открыть в школах?

Айбулат Хажин:

— Такого рода площадки находятся все-таки в ведении госкоммолодежи. Могу сказать о том, что будет делаться по нашей линии. В Уфе уже третий год работает центр развития талантов «Аврора», который развивает талантливых, одаренных детей. Но понятно, что не каждый ребенок до Уфы доедет. Поэтому мы приняли решение создать еще пять кустовых «Аврор» — в Сибае, Кумертау, Стерлитамаке, Нефтекамске и Месягутово, где собирались бы дети из близлежащих районов. Это будут отдельные учреждения дополнительного образования, где ребята смогут заниматься научными проектами и сверхобразовательной деятельностью, а также найти себе наставников.

Кроме этого, с нынешнего года при поддержке главы РБ мы начали реализовывать программу школьного инициативного бюджетирования. Мы выделяем средства, до 500 тысяч рублей, а рабочая группа из числа активных школьников пишет проект, нацеленный на создание такого свободного пространства в школе, где можно будет на перемене пообщаться, позаниматься, что-то распечатать. Около 40 таких проектов мы готовы профинансировать. Обращайтесь, участвуйте.

Ирина ГИЛЯЗОВА, советник директора по воспитательной работе школы № 1 с. Чекмагуш:

— У нас есть основной план воспитательной работы на год. Но часто в школу по линии министерства приходят письма с требованием провести то или иное мероприятие в очень короткие сроки вне основного плана. Между тем, чтобы сделать это качественно, требуется время на подготовку. Ведь наша задача — не сухой фотоотчет, а живые эмоции детей. Можно ли избежать такой спешки?

А. Х.: — Абсолютно с вами согласен. Весной была непростая ситуация, когда решили быстро нагнать ту воспитательную работу, которой не занимались 20 — 30 лет. Был большой массив мероприятий, я сам был неприятно удивлен, когда нам «сверху» приходили такие письма. Мы обращались с этим вопросом в министерство просвещения России, и сейчас сформирован перечень федеральных и региональных мероприятий на весь календарный год. Я уверен, он доведен до каждой школы.

Но есть еще и мероприятия, которые начинают проводить на уровне муниципалитетов. Сегодня мы решили: если они не входят в республиканский перечень, то должны согласовываться с министром. Я уже несколько раз отказывал главам муниципалитетов. Пусть сами приходят в школу и проводят. А гнать детей из-под палки не надо. Это принесет только негатив.

Альфия САФИНА, советник директора по воспитательной работе лицея № 160 Уфы:

— Сегодня в школах очень распространена проектная деятельность, которая в силу особенностей развития трудно дается ученикам коррекционных школ. Есть идея создать дружественные команды из учеников обычных и коррекционных школ, которые совместно разрабатывали бы и защищали проекты, а по итогам провести конференцию или фестиваль для всех участников.

А. Х.: — Очень мудрое и интересное предложение. Были подобные проекты и в зарубежной педагогике. В 80-е годы в одном из университетов США работал проект наподобие советских «звездочек», куда входили представители разных рас и дети с особенными потребностями. Они получали благодаря такой работе стимул для развития. Думаю, и здоровые дети многое возьмут для себя в такой команде.

Поэтому поддерживаю ваш проект. Уверен, что мы сможем его реализовать в рамках республиканского культурно-спортивного фестиваля, который традиционно проводим для коррекционных школ. Думаю, полугода будет достаточно для совместной работы смежных команд.

Гульшат ВАХИТОВА, учитель Табынской коррекционной школы-интерната:

— У нас в Гафурийском районе очень красивая природа. Можно было бы организовать летом детский лагерь для детей коррекционных школ республики, чтобы и родители отдохнули, и дети пообщались с ровесниками. А наши педагоги готовы обеспечить им необходимый уход.

А. Х.: — У вас действительно очень хорошая материальная база. Нужно проработать этот вопрос, получить заключение Роспотребнадзора. А мы, со своей стороны, можем профинансировать, чтобы для кого-то из родителей это было полностью бесплатно, кто-то минимальную сумму внес. Надо использовать такие площадки.

Александр МАРТЫНОВ, председатель совета родителей при минобрнауки РБ:

— Не всегда родители активно включаются в образовательный процесс и находят общий язык с учителями. Как, на ваш взгляд, можно активизировать выстраивание между ними партнерских отношений? Есть такая идея — создать ресурсный центр для классных руководителей по работе с родителями школьников.

А. Х.: — Что касается ресурсного центра, Институт развития образования уже получил такое задание и разработал ряд курсов для классных руководителей. В общем-то, совет родителей для этой цели и создавался — стать нашим помощником в этом вопросе, разрабатывать механизмы взаимодействия, а мы подставим плечо.

Конечно, классным наставникам и родителям необходимо слышать друг друга. Мне случалось и самому разбирать конфликтные ситуации. Недавно выезжал в один из крупных райцентров, где конфликт дошел до того, что родители требовали классного руководителя уволить. Мы встретились, посидели около часа, я выступил, по сути, медиатором между сторонами. В итоге родители услышали классного руководителя, он услышал родителей, пошло взаимодействие. Все хорошо.

А вообще, взаимодействие школы с родителями, конечно, идет. Пятидневку как ввели? На интенсиве предложили родители. И я согласен абсолютно, что в субботу и воскресенье детям нужно отдохнуть, пообщаться с семьей. Мы стали одним из немногих регионов России, где она появилась.

Я очень благодарен тем родителям, которые активно контролировали ход капитального ремонта школ в этом году. Все время от них информация шла — где строители работают спустя рукава, где материал дешевый используют. Каждый случай мы отрабатывали с муниципалитетами, стройнадзором. Где необходимо, строители переделывали.

А в 2023 году, который объявлен Годом педагога и наставника, планируем провести родительский форум в рамках августовского педсовета.

К слову

Айбулат Хажин выразил сожаление, что в республике затух проект «Классная дама». В Уфе он реализовывался на базе башкирской гимназии № 102 в Деме и заключался в том, что педагоги-пенсионеры сопровождали детей вне уроков: помогали с домашними заданиями, провожали домой, следили за успеваемостью и посещаемостью. Это была большая подмога классным руководителям. В результате подростковая преступность, случаи и попытки суицидов сошли на нет.

— У меня самого тогда сын учился в 102-й, а я был заместителем министра. Когда я пропустил родительское собрание, наша классная дама и ко мне пришла, отчитала меня, мол, не первый у меня замминистра — тут же побежал в школу, — улыбнулся спикер.

Как говорится, вам, Айбулат Вакилович, и карты в руки!

Читайте нас в