Все новости
Образование
5 Октября , 20:15

От слова к смыслу

Каким должен быть современный урок?

Александр ДАНИЛОВ  Энциклопедию «Палитра России» Лилия Муллагалиева составляла вместе со своими учениками.
Энциклопедию «Палитра России» Лилия Муллагалиева составляла вместе со своими учениками.Фото:Александр ДАНИЛОВ

«Вот бы у меня в школе был такой учитель!» — с восхищением шепнул мне наш фотограф после мастер-класса, который провела для студентов и коллег учитель русского языка и литературы Республиканской гимназии-интерната имени Г. Альмухаметова Лилия Муллагалиева. Дело было в технопарке универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России», который недавно открылся на базе БГПУ имени М. Акмуллы.

Мастер-класс Лилии Канафовны под названием «Небанальный урок. От метаконцепта к метатексту: в поисках новых смыслов» — явление не разовое. Это часть совместного проекта «Педагогической лаборатории «Образование будущего» («PEDLAB») и БГПУ имени М. Акмуллы — «Педагогическая трансформация», идейным вдохновителем которого является президент клуба «Учитель года столицы Башкортостана» Сергей Переверзев. Члены клуба, по словам Лилии Канафовны, — «молодые, энергичные и целеустремленные» учителя республики, которые в свое время участвовали в профессиональном конкурсе педагогов и показали высокие результаты. Каждый из них с удовольствием делится своим опытом с коллегами, прививает культуру профессионального саморазвития и самореализации студентам — будущим учителям. Спикеры проекта за годы работы создали собственные приемы и методы преподавания, благодаря которым ученики с удовольствием постигают премудрости школьных наук.

Мастер-классы проекта «Педагогическая трансформация», девиз которых «Минимум теории, максимум практики», — эффективная площадка популяризации современных педагогических идей, а в нашу эпоху перемен во всех сферах общества оказался очень востребованным.

— Мой мастер-класс покажет новые стороны работы педагога в современных условиях, — рассказала нам перед началом встречи Лилия Муллагалиева. — Мы живем в непростое время, и учитель должен не только передавать знания, но и воспитывать, формировать правильное ценностное отношение к событиям, которые происходят вокруг нас. Я сама много лет работала в педуниверситете и хочу, чтобы будущие учителя впитали новые интересные идеи и предложили свои.

Лилия Канафовна неслучайно начала свой мастер-класс с напоминания о том, что с 1 сентября в действие вступили новые федеральные государственные образовательные стандарты. Их принципиальное отличие от прошлого программного документа в вариативности, единстве обучения и воспитания. Кроме того, в них четко прописаны понятия «функциональная грамотность» и «патриотическое воспитание».

— Учитель должен привить школьникам неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в социальной деятельности, понимание значения социальных институтов в жизни человека, — пояснила педагог. — Мы должны воспитывать наших учеников, но делать это не формально, а искренне.

Будучи учителем русского языка и литературы, Лилия Канафовна убеждена, что любовь к Родине воспитывается в том числе и через интерес к родному языку. Задача учителя-словесника — сформировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, сформировать, как сейчас говорят, лингвокультурологическую компетенцию.

Сегодняшних школьников, которые живут в сумасшедшем темпе мультимедийного мира и мыслят скорее образами, нежели текстом, уже не увлечет урок, на котором учат исключительно правилам грамматики. В некоторым смысле учителю действительно приходится подстраиваться под их способ мышления и восприятия. И тогда на помощь приходят новые подходы к образованию.

Небанальный урок, по мнению педагога — это такой урок, на котором, отталкиваясь от слова и рождаемого им образа, ученики вместе с учителем приходят к общечеловеческим смыслам, концептам, которые не только мыслятся, но и переживаются. «Дом», «семья», «справедливость», «правда» — все это концепты культуры, анализируя которые через конкретные художественные и публицистические тексты, ребята формируют свое отношение к ним, а значит, обогащается и их внутренний мир. Как тут не вспомнить споры о правде и смысле жизни между Лукой и Сатиным в пьесе Максима Горького «На дне».

А еще концепты метапредметны, проще говоря, о них можно говорить не только на уроках русского языка и литературы, но и на многих других. Так, образ пути-дороги встречается и в произведениях литературы, и в песнях, и на картинах художников, а путь из точки А в точку Б — частое условие математических задачек.

На мастер-классе Лилия Канафовна провела глубокий анализ смысла концепта «цвет» и затронула много интересных, живописных текстов Ивана Бунина, Федора Абрамова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

— Антифашистский рассказ «Коричневое утро» Франка Павлоффа о запрете всех цветов, кроме коричневого, нужно читать в школе, — убеждена Лилия Канафовна. — Ученики должны осознавать, как опасен мир, где победило одно мнение, один цвет, где преследуются свобода и разнообразие. Фашизм до сих пор именуют коричневой чумой.

Урок становится площадкой диалога мнений разных поколений, диалога культур.

— На каждом уроке мы воспитываем человека, способного принимать решения, мыслящего, у которого есть совесть, понятия добра и зла. Анализ содержания концептов помогает формировать критическое мышление учеников, дать им представление о том, каким должен быть человек, — добавляет педагог.

Слушая ее, понимаешь, насколько огромное значение на сегодняшних школьных уроках приобретает личность самого учителя, его умение анализировать, сопоставлять, глубоко чувствовать, пользоваться интуицией, чтобы научить всем этим качествам своих учеников.

Справка

Лилия Муллагалиева — лауреат премии правительства РФ в области образования, кандидат педагогических наук, автор более 110 публикаций, среди которых лингвокультурологические словари для школьников, методические пособия для учителей, монографии. Соавтор учебника по русскому языку «Слово» для 9 класса.

Вместе со своими учениками создала лингвокультурологическую энциклопедию «Палитра России». Абсолютный победитель конкурса «Учитель года Башкортостана» в 2021 году. В 2022 году Лилия Канафовна стала одним из победителей республиканского конкурса «Лучшие учителя и преподаватели башкирского и русского языков».

Технограмотность и «мягкие» навыки

О том, какие возможности школьникам и студентам дает технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России», нам рассказал его директор Айдар Сайгафаров:

— Как вы знаете, такие технопарки открылись весной этого года практически во всех педагогических вузах России. Что выгодно отличает именно наш технопарк — это то, что у нас есть своя команда, — пять — семь человек, которые сосредоточены только на создании специальных образовательных продуктов. В других вузах эта работа зачастую перекладывается на плечи преподавателей.

Мы работаем не только для студентов, но и для школьников, причем последних даже больше — процентов 60 — 70. Дело в том, что обычно вузы начинают искать абитуриентов весной, а мы хотим, чтобы школьники узнавали о возможностях БГПУ, еще когда учатся в среднем звене. Хочется, чтобы Акмуллинский университет в будущем звучал, как Гарвардский или Стендфордский.

Что мы предлагаем школьникам? Это различные внеучебные профориентационные мероприятия, которые помогают ребятам попробовать себя в той или иной профессии и понять, их это или нет. Например, у нас есть проект «Инвестиум», который позволяет получить навыки в технической, естественно-научной сферах и еще одной на выбор. Для школьников это абсолютно бесплатно, а в конце обучения они получают электронный сертификат, который дает им привилегии в Академии технопарка.

У нас есть лаборатория с современным оборудованием для экспериментов по физике, химии и медицине, интерактивный стол, иллюстрирующий анатомическое строение человека. Есть лаборатория по робототехнике и VR, а также полигон для соревнований по киберспорту.

Кстати, мы хотим отойти от шаблона, что все, связанное с компьютерными разработками, — привилегия исключительно информатиков или математиков. Так, в киберспортивных соревнованиях с удовольствием участвуют студенты разных факультетов БГПУ. А совсем скоро у нас стартует хакатон по созданию телеграм-бота «code_Акмуллы», где студенты будут учиться создавать программы, которые смогут дополнить образовательный процесс их будущих учеников. Вот представьте, если учитель, например, географии загрузит какие-то учебные материалы в свой телеграм-бот, ученики, которые по какой-то причине пропустили занятие, смогут воспользоваться им и восполнить пробелы в знаниях. Заявки на участие в хакатоне мы принимаем до 9 октября.

Одно из направлений нашей работы — это профильные лекции и мастер-классы для студентов. Но кроме этого мы понимаем, что не все студенты, окончившие БГПУ, пойдут работать педагогами. Поэтому мы постараемся дать им компетенции, которые помогут им не потеряться на рынке труда, так называемые softskills. Для этого будем приглашать для проведения лекций предпринимателей, инвесторов, которые состоялись в бизнесе.

В конце концов, главная наша задача — чтобы, пройдя наши курсы, школьники и студенты получили новые функциональные умения и навыки и в будущем реализовали их. А цифровых показателей мы всегда достигнем.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас в