Все новости
Образование
2 Октября , 20:15

В дневнике заданья на дом и стоят отметки рядом

Какой документ называли «лицом ученика»?

электронные СМИ «Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году.
«Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году.Фото:электронные СМИ

«Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
— Где твой дневник? — спросила мать.
Пришлось дневник ей показать».

Популярное когда-то стихотворение Маршака сегодня уже устарело, а скоро и окончательно утратит смысл: нынешний дневник нельзя спрятать и незачем требовать — достаточно знать пароль. А ведь сколько драм когда-то разыгрывалось вокруг этого неизменного спутника любого ученика!

Справочник и «страница запретов»

Зарождение дневника как важного атрибута школьной жизни окутано туманом. Общепринятой считается версия, что дневник был придуман на закате эпохи Просвещения, а именно — в 1789 году в Англии педагогом Рональдом Кейрманом для записи заданий учащимися. Увы, больше никаких подробностей, а также его дальнейшей судьбы история не сохранила.

В следующий раз дневник «всплыл» уже в середине ХIХ века в Российской империи, чтобы задержаться надолго. Он стал применяться в земских и церковно-приходских школах. Немаловажную роль в его распространении сыграло то, что в 1870-х годах в русском переплетном деле произошел технический переворот: перешли от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному. И дневники стали выпускать в промышленных масштабах и сделали обязательными. Кстати, в школах Европы они и тогда не использовались, и сейчас есть далеко не везде.

Сначала во всех школах использовался «Дневник для записывания уроков», форма которого была утверждена Ученым комитетом министерства народного просвещения. Позже появился «Балльник», куда выставляли еще и отметки.

К концу ХIХ века в распоряжении гимназистов и учеников земских школ вариантов дневника стало больше. Самыми популярными были «Спутник школы» издательства «Товарищество М. О. Вольф», а также «Товарищ» и «Подруга» для мужских и женских учебных заведений, выпускаемые издательством Отто Кирхнера. Теперь они содержали великое множество справочной информации и имели приличный объем и вес. Около 250 страниц, да еще в кожаном переплете — нынешние родители школьников точно взбунтовались бы из-за такого груза в портфеле.

В этих дневниках-справочниках, некоторые экземпляры которых дожили до наших дней, чего только не было: родословная русских государей и спряжения французских глаголов; орфографический словарь и таблица Менделеева; способы лечения болезней и расписание поездов; телеграфные правила и церковные праздники.

Что касается школьной жизни, кроме стандартного во все времена ежедневника для записи предметов, заданий и отметок дневник содержал «страницу запретов» — там было прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре и прочие дозволенные и недозволенные для учащихся действия.

Первый раздел дневника открывался «Памятным листком», где школьнику предлагалось записать разные личные сведения — вкусы, взгляды, рост, вес, размер обуви и любимых писателей. Возможно, именно отсюда берет начало традиция популярных у школьников СССР самодельных анкет и опросников.

Интересно, что оценки в то время ставили не только за поведение и прилежание, но и за внимание на уроках. Родители обязаны были регулярно проверять дневник и расписываться в нем.

Один — родителям, другой — бабушке

После революции во всеобщей неразберихе дневники надолго перестали выпускаться и использоваться в школах. Советская версия этого школьного документа появилась только в начале 1930-х, после введения всеобщего обязательного начального образования. Он включал в себя ежедневник для записи расписания уроков и заданий, табель, графы для оценок за поведение и замечаний. Дневник также снабжался строгими указаниями по его ведению и содержанию. Все наделялись обязанностями: ученик — аккуратно заполнять страницы, учитель — вовремя выставлять оценки и пропуски, родитель — еженедельно проверять и расписываться.

Дневники выпускались с плотной картонной обложкой белого или серого цвета и стоили 95 копеек, причем надпись на обложке угрожала: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». Любопытно, что в версии дневника 30-х годов все страницы были пронумерованы.

Кстати, дореволюционный бренд «Товарищ» вовсе не исчез бесследно. Издательство Отто Кирхнера после революции и национализации стало фабрикой «Светоч», а его дневник-справочник в 1948 году вернулся как «Товарищ. Записная книжка пионера и школьника» и выпускался вплоть до 1983 года, рассказывая уже не об императорской семье, а о пионерии, пятилетках и Конституции СССР.

В следующий раз школьный дневник претерпел изменения в начале 1960-х. Теперь в нем появились поля для заметок клас­сного руководителя, разделы «Общественно-полезный труд», «Практика», «Нормы ГТО». А на задней обложке стали печатать гимн СССР или патриотические стихи.

В 80-х отношение к дневнику стало более формальным, школьники стали украшать его обложку переводными картинками, а на страницах могли и нарисовать что-нибудь в честь праздника. Кроме того, исчезла нумерация страниц, что давало широкий простор для обмана родителей: страницу с «двойкой» или грозным замечанием можно было просто выдернуть. Правда, у тех, кто этим злоупотреблял, дневник заканчивался быстрее, чем учебный год. Поэтому мои современники шли на различные хитрости: можно было сэкономить странички, пропуская каникулы, или купить еще один дневник и вставить из него недостающие листы. Слышала я и историю, когда юный хитрец завел себе сразу два дневника: один для хороших отметок, а другой — для двоек и замечаний. Причем первый он предъявлял для подписи родителям, а второй — подслеповатой старенькой бабушке. Разоблачили мошенника только к Новому году.

Ученик не писатель, а только читатель?

После развала СССР дневники, как и школьная форма, ударились во все тяжкие — они стали выпускаться различного качества, цвета, дизайна и материала обложки. Помню, как перед первым классом мой ребенок полчаса перебирал две огромные стопки дневников в книжном магазине, не в силах сделать выбор между зверями, принцессами, пейзажами и героями мультфильмов, украшающих разномастные обложки. Во всем классе не было двух одинаковых дневников. Оно, наверное, и неплохо: легко опознать свое.

Благодаря бесконечным реформам образования без извращений не обошлось. Например, школьные дневники для первоклассников министерство образования отменило еще лет десять назад, объяснив это тем, что ни оценок, ни домашних заданий им еще не положено — а значит, и бумагу марать незачем. При этом всем отлично известно, что по факту домашние задания обычно есть, а значит, их нужно куда-то записывать, как и расписание уроков. Как быть?

— Нам в школе велели к первому сентября купить школьные дневники, обложку заклеить бумагой, на бумаге написать «Блокнот», — поделилась несколько лет назад знакомая мама первоклассника.

В другой школе пошли более сложным путем: родителям первоклассников велели принести блокноты и разлиновать их, как дневники, на весь год. Правда, современные родители тоже не лыком шиты: распечатали из интернета странички дневника и вклеили их в блокнот.

А потом пришла цифровизация. Начиная с 2014 года российские школы стали активно переходить на электронные дневники. Их бумажные предки постепенно уходят в прошлое: сейчас лишь некоторые педагоги старой закалки продолжают требовать их ведения, и то в основном в начальной школе.

Удобно, слов нет: электронный дневник не забыть, не потерять и не залить чаем, в нем не стереть двойку ластиком. Чадо еще только из школы плетется, а мать, сидя на работе, уже знает, что он получил за контрольную. И соврать, что на дом ничего не задали, теперь не получится. Вроде бы одни плюсы, если б не важный нюанс: перед человеческим фактором самая совершенная компьютерная система бессильна. Порой педагогам просто некогда, и тогда отметки попадают в сеть с большим запозданием, ближе к концу четверти.

Кстати, в последнее время все громче звучат недовольные голоса родителей и педагогов, требующих вернуть бумажный дневник как средство самодисциплины и более активного участия ребенка в образовательном процессе. Ведь если вдуматься, ученику теперь отведена полностью пассивная роль: расписание уроков в электронный дневник вносит завуч, домашнее задание записывает учитель, даже родителям дневник показывать не надо — сами посмотрят. Из писателя собственного дневника школьник превратился в читателя. К чему это приведет? Поживем — увидим.

А КАК У НИХ?

В Германии дневников в школах нет. Задания ребенок записывает, куда считает нужным. Если у него есть какие-то проблемы с успеваемостью, посещаемостью, дисциплиной, учителя пишут родителям письма. А оценки можно узнать из табеля, который выдается раз в полгода, или на индивидуальных собеседованиях, на которые родитель может записаться тоже раз в полгода.

В Испании в дневники записывается домашнее задание, а вот оценки выставляются только четвертные. Зато он содержит множество советов и инструкций для родителей. Любопытная деталь: в испанском дневнике есть бумажный кармашек — например, для передачи денег за экскурсию или записки от родителя учителю.

В Китае дневников нет, но есть тетрадь, куда записываются задания. Учителя периодически раздают проверенные контрольные работы, чтобы родители могли ознакомиться с достижениями детей.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас в