Все новости
Образование
2 Сентября 2022, 17:30

А за школьным окном то зима, то весна...

Общий стаж династии калтасинских педагогов насчитывает более двух столетий

А за школьным окном то зима, то весна...
А за школьным окном то зима, то весна...

Как правило, в самый канун учебного года в школах аврал. Всем коллективом наносят последние штрихи, что-то доделывают, устраняют, дорабатывают... Тем удивительнее была тишина, царившая в коридорах средней школы № 3 села Краснохолмский Калтасинского района. Никакой беготни, лихорадочной спешки.

— А зачем? — улыбается навстречу директор Альбина Зиннурова. — У нас все готово, просто ждем завтрашнего праздника со спокойной душой. Хотя нет, конечно, на самом-то деле душа трепещет, как всегда перед новым учебным годом. Зато у нас есть время поговорить неспешно.

А рассказать Альбина Зуфаровна может столько, что уместить все в газетный формат просто нереально. Поэтому пусть не обидятся те из славной учительской династии, о ком будет просто упомянуто без подробных деталей. Хотя отдельного рассказа достоин каждый, о ком пойдет речь.

С Лениным немного разминулся...

Основателем династии был человек интересной судьбы, прадед нашей собеседницы Миннимухамет Шамсиев. В начале прошлого века закончил он Казанский университет. Тот самый, в котором учился Ленин. По историческим меркам, совсем немного разминулись они, а то могли бы встретиться в университетских коридорах. Потом Шамсиев учительствовал в Татарии. А незадолго до революции получил земельный надел в Башкирии, в деревне Ильчибай, куда и переехал с семьей. Работал в школе в соседней деревне Аткуль. Вместе с супругой Магиной, к слову. А сестра Тутыя учила детей в деревне Шарипово, что в нынешнем Краснокамском районе. Успел Шамсиев и на Великой Отечественной побывать, откуда вернулся по ранению. Пошел снова в школу. Но времена такие были, мужиков на селе практически не осталось. Вот и был наш герой в добровольно-принудительном порядке назначен председателем колхоза. На этом посту и завершил свой трудовой путь.

По стопам Миннимухамета, Магины и Тутыи пошла практически вся родня Альбины Зиннуровой — и самая близкая, и не очень.

— Бабушка моя, Таскира-апа, тоже учительской доли не избежала, преподавала в начальных классах, — продолжает Альбина Зуфаровна. — А про маму, Назибу Галиевну, стоит сказать отдельно. Выросла она в Ильчибае, откуда учиться ходила в Аткуль за пять километров. Так что вставала первой в деревне. Соседские доярки шутили: мы на ферму рано утром по следам Назибы идем. Школу окончила с отличием и получила приглашение поступать в Казанский университет, причем без

экзаменов! В тот самый, где учились Ленин и мой прадед! Да незадача вышла. В колхозе каждые руки на счету были. Хотя никто маму не удерживал, не могла она хозяйство в разгар страды оставить. Совсем немного опоздала подать документы в Казань, прием уже закончился. Ее заверили: ждем вас через год на тех же условиях. Но год мама терять не захотела, поступила в Бирский пединститут на филологический. После его окончания поехала работать в деревню Султанай нашего района.

Успевала всюду: кроме школы, пела и плясала в клубной художественной самодеятельности, играла в спектаклях. Так что папа, Зуфар Шайхинурович, вернувшись из армии, никак не мог не заметить столь даровитую невесту на выданье. Работал он в колхозе «Красная армия», дорос до председателя. Вместе с мамой нас четверых вырастил, на ноги поставил. Кем все четверо стали? Педагогами, само собой. Брат Динар и сестра уже на пенсии, а мы с Рамилей продолжаем фамильное дело. И я очень рада, что в династии мы не самые младшие.

Их удел — всю жизнь учиться

Родителями Альбина Зуфаровна гордилась с малолетства. Еще бы: папа — первый в деревне человек, весь район его знает. Мама тоже всегда людьми окружена: бывшие ученики, приехав на малую родину, мимо дома любимой учительницы не пройдут. К тому же многие сами в школах работают. Да и сегодня она в центре жизни села: на все мероприятия в числе почетных гостей приглашают, молодые учителя за советом приходят.

— Так что путь у меня был один, да я о другом и не мечтала. После школы поехала в Бирск, стала учителем технологии, — продолжает собеседница свой рассказ. — Почему технологию выбрала? Очень любила этот предмет с детства. Потому что учителя были замечательные. Всему научили, что взрослой девушке необходимо: готовить, дом вести,

шить-вязать... Я многое затем на своих уроках использовала. И, конечно, мама на первых порах здорово помогала. Подсказывала, как с детьми себя вести в той или иной ситуации, методические советы давала. Вообще, такова наша учительская доля — всю жизнь учить и учиться самим.

В педагогике, в методике преподавания постоянно что-то меняется, обновляется едва ли не ежедневно, поясняет Альбина Зиннурова. И за всем нужно уследить, если работу любишь. А как ее не любить, столь безумно интересную? Скажем, недавно школа № 3 была оснащена по программе «Точка роста». Условия для детей созданы такие, что еще не так давно это показалось бы несбыточной фантастикой. Но и требования к педагогам выросли в разы. Необходимо ведь не просто вникать в современные технологии, но и знать тот же компьютер лучше учеников, чтобы не попасть впросак на уроке.

— Наша школа вообще считается флагманом не только в районе, — уточняет педагог. — Попасть, например, в профильные классы не так-то просто. Всего у нас 462 ученика. Так вот: в прошлом году только двое учеников поступили в вузы на платное обучение. Остальные — на бюджет, что о многом говорит. А с этого года будет у нас и «шаймуратовский» класс.

Кстати, наша собеседница подробно просветила, что значит быть шаймуратовцем. Звание это присваивается классу, который опередил других по многим показателям: успеваемости, дисциплине, активности учеников в общественной жизни. Таковым стал нынешний 6-й «А». Двадцать его учеников будут носить специальную форму, пошитую за счет района. Им предстоит углубленно изучать историю, английский язык, дополнительно заниматься народными видами спорта. Стрельбой из лука, например.

— Учиться у нас действительно престижно и интересно, — считает Альбина Зиннурова. — Недавно вот создали свое подсобное хозяйство, картошку-морковку дети сами выращивают. Надеемся, после необходимых согласований урожай поступит в школьную столовую.

А еще особый спрос в этой школе с богатыми традициями с Рустама и Амира Зиннуровых. Сыновьям директора — никаких поблажек. Даже наоборот: ради заветной «пятерки» попотеть им приходится поболее, чем товарищам по учебе. Зато и стимул немалый. Рустам, скажем, решил пойти по следам папы Ильдара. Тот нефтяник-вахтовик со стажем, возглавляет геофизическую партию в Красноярском крае. С радостью работал бы дома, да в свое время приказало долго жить НГДУ в Краснохолмском. А вот Амир, вполне возможно, станет продолжателем династии. Как старшая сестра Юлия, скажем. Закончив педуниверситет имени Акмуллы, преподает она ныне историю в Уфе.

Закончив беседу, прошлись мы с директором по пришкольной территории. Здесь все радует глаз: березовая аллея, ухоженные клумбы, новые ворота. Поневоле немного завидуешь детям, которые приходят сюда каждый день. А еще — людям, о которых мы рассказали.

Фото Ильшата ШАЙМИЕВА.

Автор:Андрей НИЧКОВ
Читайте нас: