Все новости
Образование
8 Марта , 20:15

Вместо ковров — географические карты

Общий педагогический стаж семьи Ахмедьяновых — 350 лет

Вместо ковров — географические карты
Вместо ковров — географические карты

Носители этой фамилии пользуются в Учалинском районе заслуженным уважением и известностью. Можете себе представить, сколько детей они выучили, если династия существует 64 года?

— Педагог — это человек, не только от образованности, но и от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Идти в эту профессию можно только с сознанием того, какая ответственность ложится на твои плечи. И когда продолжателями дела родителей становятся дети, можно быть уверенным — здесь нет случайности, нет ошибки, а есть полная уверенность в правильности выбранного пути, — говорит Файруза Гакиловна, представительница династии педагогов.

А основоположниками ее стали Гакил и Фанжия Ахмедьяновы. Они встретились в педучилище города Белорецка и больше не расставались. Их объединяли не только глубокие чувства, но и любовь к профессии. Не зря ведь сказано: «Любить — это значит смотреть не друг на друга, а в одном направлении».

Начинали они свою трудовую деятельность в 1953 году. Фанжия Ахмадулловна — учительницей начальных классов, Гакил Нигаматянович преподавал математику, а после окончания института — географию. Правда, одно время работал на комсомольской и партийной должностях, но после все равно вернулся в сферу образования, вел географию, ОБЖ, был завучем. Отличник народного образования БАССР, он отдал педагогике 25 лет.

— Папа прекрасно знал свой предмет, был бессменным руководителем экскурсий и походов на Иремель, Ямантау. Вместе с ним дети искали исток реки Миндяк, составляли карту района, — рассказывает Файруза Гакиловна.

Коллеги и ученики до сих пор вспоминают его добрым словом.

— Я таких учителей в жизни, смело скажу, встречала очень мало. На уроках Гакила Нигаматяновича невозможно было заниматься посторонними делами. Он никогда не повышал голоса, всегда спокойно, по-деловому начинал урок, понятно излагал тему. Много не говорил, а мы все запоминали с ходу, на уроке (сужу как учитель) использовал так много элементов игры, что он пролетал на одном дыхании. Он сумел вселить в нас дух здорового соперничества, практически все знали предмет хорошо. Никого не выделял, спрос со всех был строгим. И на мой выбор специальности учителя-географа он оказал сильное влияние, — так вспоминает своего педагога Диля Мустафина, проработавшая в школе 40 лет.

Супруга Гакила Нигаматяновича Фанжия Ахмадулловна также отличник народного образования БАССР, 35 лет проработала в начальных классах. На нее легла большая ответственность и за воспитание собственных детей — пятерых дочерей и сына.

И во многом именно ее жизненная позиция и пример определили выбор профессии дочерьми. Какой она была? Строгой, требовательной и в то же время доброй.

Нравоучений и назиданий как таковых не было, а было воспитание примером.

— Мама проверяет тетради, а мы рядом, анализируем, отмечаем, что ученик сделал лучше, чем в предыдущий раз. Любимым нашим занятием была игра в школу. А вместо ковров дома висели географические карты — мира и Советского Союза. Согласитесь, дети идут по стопам родителей, когда уважают их не только как отца и мать, но и как профессионалов, — рассказывает Файруза Гакиловна.

Немудрено, что все пять дочерей Ахмедьяновых окончили Белорецкое педучилище. Все пятеро!

У старшей, Гульсиры Гакиловны, сорок лет педагогического стажа. Отличник образования РБ, удостоена грамоты министерства образования РФ, гранта главы администрации города и района. Ее супруг тоже педагог. Стаж Расуля Аллабердиновича — 36 лет. Их сын Ильсур — учитель физкультуры, а внучка Алтынай преподает английский язык. Любознательность, настойчивость, деловитость и, самое главное, влюбленность в свою профессию, чувство высокой ответственности, как признается Гульсира Гакиловна, она унаследовала от родителей.

Сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, педагогическая чета Гариповых ведет не менее активную деятельность. К примеру, взяли на себя инициативу строительства мечети в деревне, которую поддержали не только односельчане, но и дети супругов. Кроме того, Гульсира Гакиловна ведет активную работу по сохранению традиций и исторической памяти. Совместно с односельчанками участвует в фольклорных конкурсах, успешно занимается лоскутным шитьем.

Диля Гакиловна, следующая из пяти сестер, 12 лет отработала воспитателем. Работу по семейным обстоятельствам пришлось сменить. Зато две ее дочери, Альбина и Альмира, продолжили семейную династию. Альбина вот уже 28 лет работает учителем начальных классов в Башкирской гимназии села Учалы. Она — заместитель директора по учебной работе. Альмира 20 лет трудится психологом в этой же школе. И сама Диля Гакиловна, так сказать, недалеко ушла, трудилась в этой же школе заместителем директора по хозчасти.

Третья из сестер, Файруза Гакиловна, свою педагогическую деятельность начала в Кирябинской школе в 1977 году вместе с супругом Ильгизом Ханнановым, тоже, кстати, педагогом. Энергичная, талантливая, умная — было очевидно, что в школе она не случайный человек. После того как переехали с семьей в село Учалы, она связала свою судьбу с будущей Башкирской гимназией, у истоков которой и стояла. В 1995 году директор Учалинской средней школы Хайбулла Ирмикимов выделяет ставку завуча начальной школы и назначает на это место молодого и перспективного педагога — Файрузу Ханнанову. Пожалуй, это и было первым шагом к будущей самостоятельности школы. На ее плечи лег груз педагогической и организационной работы переходного периода. Именно учительский коллектив гимназии этих лет не просто заложил традиции будущего образовательного учреждения, но и в буквальном смысле строил его. На начальном этапе пришлось даже перенести День знаний на целый месяц, чтобы достроить школу. В прошлом году гимназия отметила 25-летний юбилей.

С 2010 года Файруза Гакиловна работала заведующей информационно-методическим центром отдела образования. Коллеги поведали, что она с энтузиазмом разрабатывала новаторские технологии, обращались к ней за методической помощью, за квалифицированным советом. Она отличник образования РБ, почетный работник общего образования РФ, награждена грамотой министерства образования РБ. С прошлого года на заслуженном отдыхе. По стопам мамы пошла и ее дочь Луиза.

Вот уже 26 лет трудится учителем начальных классов в той же гимназии.

Найля Гакиловна тоже окончила педучилище. В школе проработала восемь лет. Вынуждена была перейти в другую сферу деятельности, но всегда интересуется делами школы и с теплотой вспоминает о годах работы в сфере образования. Ее старший сын Рамиль пошел по стопам дедушки — выбрал профессию учителя географии.

Окончив геофак БГУ, работал в Учалинской гимназии. Дочь Динара работала экономистом в бухгалтерии отдела образования.

Еще одна из сестер, Зульфия Гакиловна, учитель начальных классов Миндякской школы. Несмотря на то, что она уже на заслуженном отдыхе, не представляет себя без педагогической деятельности. Активно ведет группу в социальных сетях, посвященную начальному образованию.

— Две мои дочери, Ольга и Юлия, тоже работают в школе. Когда твои бабушка и дедушка, многочисленные тети и дяди, мама посвятили себя учительской профессии, то поневоле заражаешься педагогикой, впитываешь их мастерство, чувствуешь необходимость своего пребывания на посту учителя, — говорит она.

Ольга преподает историю, Юлия — английский язык.

Высокий уровень знаний, уравновешенность, оптимизм, вера в творческие способности каждого ребенка, требовательность, основанная на доверии, — все эти качества присущи молодому поколению учителей — представителей рода Ахмедьяновых.

— Я с гордостью могу констатировать, что с задачей вырастить достойную смену справились не только наши родители, но и мы сами, — считает Зульфия Гакиловна.

Действительно, в этой семье, как эстафету, от поколения к поколению передают любовь к профессии педагога. В этой династии шесть отличников народного образования, один почетный работник народного образования, двое были удостоены грантов главы администрации города Учалы и Учалинского района.

Помню, однажды писала материал о шахтере. Поинтересовалась тогда у него, а бывает ли, что хочется оставить эту работу, ведь находиться под землей психологически сложно, не говоря уже о том, что приходится выкладываться на всю катушку.

— Я ведь знал, куда шел. И дед, и отец были шахтерами. Отсеиваются случайные в профессии люди, а я вырос на рассказах отца, знал, что это такое. И сейчас в той или иной ситуации думаю, как бы поступил на моем месте отец. Не хочется, чтобы ему за меня было стыдно, — сказал он мне тогда просто и искренне.

Действительно, трудовые династии — это, наверное, не только преемственность в профессии, но и в какой-то мере долг перед предыдущими поколениями. «Noblesse oblige», так сказать, положение обязывает.

Вот и в истории Ахмедьяновых еще рано ставить точку. Сегодня десять представителей этой фамилии продолжают идти по учительской стезе.

И как тут не вспомнить фразу одного умного человека: «Самый верный показатель профпригодности педагогов — это какими выросли их собственные дети».

Учалинский район.

Фото из семейного архива.

Автор:Аниса Янбаева
Читайте нас в