Все новости
Образование
23 Февраля , 11:15

Живые кораблики сухопутной школы

Занятия судомоделизмом учат школьников любить свою страну

Живые кораблики сухопутной школы
Живые кораблики сухопутной школы

«А вы знаете, что судомоделизм — это спорт?» — спрашивает меня Борис Рифгатович Ильясов, который учит ребят этому красивому ремеслу. Я, конечно, удивляюсь.

Изготовление моделей деревянных корабликов (да простят меня за романтическую вольность эксперты) мне всегда казалось скорее тонким искусством, прикладным творчеством. На деле здесь все как в спорте: участвуя в чемпионатах, мастера соревнуются в точности, аккуратности исполнения, соблюдении масштабов, сложности работы. Разве что о скорости речи не идет: на занятиях кружка мальчишки собирают самые простые парусники за один — два года, у профессионалов на создание сложной модели может уйти не одно десятилетие.

И далеко не один лишь спортивный интерес движет людьми, которые решают взяться за кропотливую и тонкую работу. Ведь прежде чем создать модель корабля, нужно досконально изучить его историю, судьбу моряков, которые ходили на нем. А, как правило, речь идет о реальных судах, которые внесли свой вклад в развитие российского флота. Для мальчишек, которые занимаются в кружке Бориса Рифгатовича, это та здоровая доза патриотизма, которая без громких слов, на практике учит любить свою страну и уважать людей, служивших под ее флагом.

— А еще судомоделисту важно хорошо разбираться в чертежах, масштабах, пропорциях, конструкциях кораблей. Да и о романтике парусного флота забывать не стоит, — добавляет Борис Рифгатович.

Борис Ильясов в башкирской гимназии № 122, что находится в уфимской Шакше, личность незаменимая. Он учитель сразу по трем предметам: технологии, изобразительному искусству и основам безопасности жизнедеятельности. И к тому же успевает руководить кружком судомоделизма на станции технического творчества «Идель» в Инорсе и на базе самой гимназии.

Художник-педагог по профессии, в далекие 70-е годы он окончил худграф уфимского пединститута. А в 2003 году, когда уже был учителем технологии, задумался, чем занять детей на уроках, чтобы им не было скучно. Так и пришла идея заменить изготовление указок или рукояток для молотков на строительство стендовых моделей судов.

Чтобы вникнуть во все хитрости дела, на первых порах приходилось обращаться к коллегам, изучать специальные справочники. Постепенно уроки дополнились кружковой работой. И сегодня на уроках технологии педагог знакомит ребят с основами кораблестроения, а те, кто хочет заниматься углубленно, приходят в кружок.

Поддерживает его во многом и директор гимназии № 122 Гузель Гиниятова.

— Судомоделизм развивает гораздо больше, чем какие-нибудь полочки, — резонно замечает Борис Рифгатович. — Это очень сложная и трудоемкая работа, ведь корабли строятся по международным правилам. В модели все должно соответствовать настоящему судну вплоть до мелочей, только в уменьшенном масштабе. Должны использоваться аутентичные материалы: определенные породы дерева для обшивки, лен для парусов. Помню, когда мы однажды были в Москве на российском чемпионате, судьи обратили внимание на то, что у нас тросы были скручены не в ту сторону…

Судомоделизм — это не просто сборка частей корабля в одно целое. Каждую деталь нужно самостоятельно изготовить по шаблонам. Это ручная, штучная работа. У учеников Бориса Рифгатовича есть и своя изюминка, по которой их узнают на соревнованиях. Обычно моделисты делают корабль, чтобы он выглядел так, будто только что сошел со стапеля. Будучи художником, учитель предложил мальчишкам искусственно «старить» модели — чтобы дерево было такое, будто ему много лет и оно посерело от морской соли, ветров и солнца. Судьи безошибочно узнают «художников», чьи корабли, как живые, примчались на соревнования по волнам, увы, далекого от Башкирии моря…

И этот труд со временем принес свои плоды: Борис Рифгатович четыре раза выезжал со своими учениками на российские чемпионаты, а одно из соревнований — в 2014 году — принесло уфимскому кружку золотую медаль в юношеской категории. Это была модель новгородской соймы, старинной рыбацкой лодки. Та самая, где тросы были скручены не в ту сторону. Небольшой технический изъян не помешал судну оказаться лучшим среди моделей соперников.

Она сегодня перед нами. Небольшое суденышко, вроде бы сильно уступающее по внушительности каким-нибудь парусным кораблям более поздней эпохи… Но как скрупулезно потрудился над ним моделист Руслан Кургузов: вместо гвоздей — нагели, деревянные клинья, как и положено на Руси, обшивка из дуба, связка весел, багор с металлическим наконечником и даже миниатюрный топорик.

— Самое сложное в строительстве судна — это терпение, — признается Борис Рифгатович. — Здесь ведь не получится — пришел и сразу сделал. Быстро можно сделать только бумажную лодочку. Чтобы заниматься судомоделизмом, нужно развивать мелкую моторику и усидчивость. Нетерпеливые с таким делом не справятся. А вот эти мальчишки, которые сегодня ко мне ходят, уже молодцы. У них терпения хватает, а вот у меня, кстати, нет…

Может показаться странным, но педагог сам для себя ни одного корабля не построил. Зато он их рисует. Причем к морскому пейзажу художник Ильясов пришел именно после того, как начал заниматься судомоделизмом с ребятами.

А еще он давно мечтает построить настоящий самолет из досок, фанеры и ткани. Дело в том, что отец художника был военным летчиком, брат тоже выбрал эту профессию, а Борис Рифгатович в армии служил в авиационных войсках.

— Я с пеленок на авиабазах, — рассказывает он. — И вот эта страсть во мне так и сидит! Поэтому если парень берется за модель самолета, я это поощряю. Не нравится корабль — делай самолет. Только тоже по исторически достоверным чертежам. Вот был у меня ученик, Камиль Мустаев, он все годы в школе занимался авиамоделизмом, а сейчас учится в авиационном университете.

Отец пятиклассника Родиона Фатхинурова когда-то тоже посещал кружок и даже становился чемпионом Башкирии по судомоделизму. Сегодня его сын под руководством Бориса Рифгатовича строит шлюп «Надежда», на котором в начале XIX века адмирал Иван Федорович Крузенштерн совершил первое в российской истории кругосветное путешествие.

— Я занимаюсь в кружке уже два года, — рассказывает семиклассник Ильдар Сиражетдинов. — И в этом году строю яхту. Дома хранится еще один корабль, который делал в пятом классе. Мне судомоделизм очень нравится тем, что усидчивость развивает. Классно делать что-то своими руками. И потом корабли мне на память останутся.

Борис Рифгатович сожалеет, что ему никак не удается создать в школе музей, где хранились бы все модели, выполненные ребятами, — каждому хочется оставить творение своих рук у себя. А потом встречает на улице своих выросших учеников и слышит от них: «А у меня дома до сих пор живой тот кораблик…»

Живые кораблики сухопутной школы
Живые кораблики сухопутной школы
Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас в