Все новости
Образование
27 Января 2022, 11:15

Похимичим, школяры?

Студенты провели республиканскую олимпиаду для юниоров

Похимичим, школяры?
Похимичим, школяры?

В Республиканском инженерном лицее-интернате (РИЛИ) прошла олимпиада по химии. Современным подросткам она не могла не прийтись по вкусу: вместо строгих учителей — студенты и веселые молодые блогеры, вместо напряженного ожидания результатов — красочное химическое шоу, увлекательный квест с призами и даже спектакль.

Несмотря на республиканский уровень, многие задания здесь большинству по силам, а победителями и призерами стала почти половина участников.

Завлечь и приобщить

— Эту олимпиаду мы не только сами организовали, но и придумали, — рассказывает Нургиз Мидатов, студент-четверокурсник УГНТУ. — До этого олимпиады по химии республиканского уровня в Башкирии проходили только для школьников начиная с 9 класса. А мы решили, что нужно вовлекать в них ребят с более раннего возраста, тогда и результаты к старшим классам они покажут лучшие.

Нургиз — один из основателей Ассоциации наставников олимпиадного движения (АНОД), работающей на базе РИЛИ, занимается подготовкой юных химиков со всей республики. Республиканскую олимпиаду юниоров они проводят уже четвертый год. Отборочными турами служат школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников, в этом году в них участвовало около четырех тысяч детей. Республиканского же этапа для этого возраста просто не существует, поэтому призеры и победители приезжают сюда.

Химию в средних школах изучают с 8 класса, но нынешняя олимпиада ориентирована и на вундеркиндов: в ней активно участвуют также семиклассники. А в этом году есть даже две пятиклассницы из Альшеевского района, изучающие предмет в школьном кружке. При этом восьмиклассников и детей помладше оценивают отдельно, у них свои конкурсы. Две трети участников приехали из сельских школ.

В первый день олимпиады ребята решают теоретические задачи. Во второй — им предстоит практическое задание: разделить на составляющие полученную смесь веществ, используя растворение, выпаривание, магнит и прочие приемы.

— Все эти навыки школьники получают в обычной лаборатории в ходе базового школьного практикума, поэтому справиться сможет почти любой, — поясняет Нургиз. — Вообще, эта олимпиада в основном рассчитана больше на кругозор и смекалку, чем на специальные знания. Ее цель — не выбрать несколько сильнейших, а заинтересовать и замотивировать детей на дальнейшее участие в олимпиадном движении, сделать так, чтобы потенциально сильнейших становилось как можно больше.

Угадайте, что горит?

В перерывах между заданиями для участников организовали культурно-развлекательную и познавательную программу. В первый день актеры Башкирского драмтеатра имени Мажита Гафури показали ребятам лирическую комедию «Скамейка», а студенты провели для них тренинг «Олимпиады как путь к успеху». Вечером желающие смогли подать на апелляцию по первому туру.

На следующий день «отстрелявшихся» на практическом туре ожидало химическое шоу. Зрелищные опыты для ребят показывали студенты — участники АНОД, а вел его с огоньком, с шутками и прибаутками «химический» блогер Асгат Ягудин.

— Ну какой я блогер, всего 1300 подписчиков, зато химиков, — смущается Асгат. — Я просто большой друг проекта и тоже выпускник РИЛИ, пришел развлечь ребят.

Микровзрывы, искры, яркие вспышки, интересные разноцветные химические реакции, пена, внутри которой не гаснет зажженная спичка, — все это, конечно, не только развлечение, но и служит познавательным целям.

— Я сейчас сыплю в колбу оранжевый порошок — что бы это могло быть за вещество? Оно участвовало в одной из теоретических задач олимпиады, — подсказывает залу второкурсник УГНТУ, наставник из АНОД Инсаф Гайнанов.

Ребята пытаются угадать. Их приглашают попробовать собственноручно соединить разные вещества и не только насладиться зрелищем, но и объяснить, какая химическая реакция произошла, почему именно с таким эффектом. То и дело возникают оживленные споры, слышны восторженные крики.

А после шоу ребята делятся на команды и участвуют в квесте, решая занимательные химические задачи. Тут же объявляются команды-победители и награждаются призами — наклейками, кружками, шоколадками.

За зрелищем с первого ряда наблюдают две семиклассницы Малика Биктимирова и Лейла Шаймухаметова. Девочки — ученицы РИЛИ, приехавшие сюда из Балтачевского и Иглинского районов.

— Стремились поступить в этот лицей, потому что здесь учат очень хорошо и к тому же бесплатно, — не скрывают они.

Есть идеи — будут и гранты

РИЛИ давно известен успехами своих учеников в точных науках, но особенно в химии: ни один год у них не обходится без призеров или победителей в олимпиадах всероссийского масштаба. В чем секрет? Зародившийся здесь студенческий проект АНОД готовит уже не второе, а третье поколение местных химиков к олимпиадам.

Первой была Лиза Киямовна Агадуллина, единственный в республике народный учитель России, чьим наследием так гордится лицей. Она преподавала здесь химию 22 года, воспитала трех учителей химии и оставила уникальную авторскую методику подготовки детей к олимпиадам. Эти учителя продолжают преподавать в лицее, а входящие в АНОД студенты — уже их выпускники.

— По сути, эта олимпиада тоже основана на методике Лизы Киямовны: она начинала заниматься химией с детьми с раннего возраста, — говорит Нургиз.

Ассоциация наставников олимпиадного движения зародилась четыре года назад. Начинали проект шестеро выпускников РИЛИ, вместе поступивших в УГНТУ на специальность «газохимия и моделирование химико-технологических процессов», Нургиз Мидатов — один из них. Сегодня их уже около 20, каждый год в движение вливаются первокурсники. Работы хватает: ребята занимаются со школьниками уже не только в РИЛИ, но и в центре развития талантов «Аврора», организуют региональные сборы — зимнюю химическую школу «Кристалл» и летнюю «Изотоп». А сейчас площадки АНОД для подготовки к олимпиадам появились и в других городах республики: Стерлитамаке, Нефтекамске, Туймазах.

Все это готовится своими силами, но, конечно, не средствами. Средства дают спонсоры и гранты. В этом году их целых три. Первый, под проекты АНОД, у Росмолодежи выиграл как раз Нургиз Мидатов. Второй — у УГНТУ на грантовом конкурсе лидерских проектов. Третий получил сам РИЛИ на грантовом конкурсе «Формула хороших дел» нефтехимической компании «Сибур Холдинг». На эти средства проводятся олимпиада с проживанием и подготовка к ней, летний и зимний лагеря, закупаются призы.

— А буквально на днях мы узнали, что выиграли четвертый, в Фонде президентских грантов, — улыбается Нургиз. — Этот грант — на проект по созданию качественного онлайн-курса олимпиадной химии, ну и на следующие мероприятия для АНОД. Этот онлайн-курс позволит охватить подготовкой гораздо больше школьников по республике, чем раньше. Есть также планы начать готовить детей и по другим предметам.

Поймать двух зайцев

Вечером второго дня — подведение итогов и награждение. Организаторы щедры: из 92 участников призерами стали около 40 человек, победителей шестеро, они победители из Уфы, Стерлитамака и Альшеевского района. Среди призеров очень много ребят из сельских школ. Все они получили призы от спонсоров — инженерные калькуляторы, блокноты, ручки, полезные книги по химии и приглашения в летний химический лагерь «Изотоп». Пройдет он, по предварительным планам, в Бурзянском районе. Ребят ждет не только образовательная, но и развлекательная программа, например, поход в пещеру Шульган-таш. Традиция проведения этого лагеря очень давняя — первый «Изотоп» проводила сама Лиза Киямовна еще в 1999 году.

— На самом деле олимпиада устроена хитро и преследует две цели, — раскрывает секрет Айнур Гумеров, учитель химии из РИЛИ, самый верный ученик Лизы Агадуллиной. — С одной стороны, мы сделали так, что основная масса участников может решить многие задачи, ноль баллов не наберет никто — это необходимо, чтобы их замотивировать к дальнейшему участию. Но было и несколько сложных задач, чтобы выявить особо одаренных детей. Эти ребята — будущее наших олимпиад, мы их возьмем на карандаш и будем приглашать на все наши интенсивы, подготовки, каникулярные школы. Все это совершенно бесплатно.

Лично у меня, признаться, назрел вопрос: почему же все эти студенты, наставники олимпийского движения — талантливые ребята, победители и призеры всероссийских и даже международных олимпиад, учатся себе в УГНТУ да трудятся на благо малой родины? Ведь считается, что любой российский выпускник, имеющий возможность поступить в топовый московский вуз, непременно туда умчится — только его и видели.

— Наверное, воспитание у нас такое — притяжение к Родине, — удовлетворяет мое любопытство Нургиз. — Но есть и практические соображения. Ну поступишь ты в столичный вуз, а вот чем-то выделиться среди сотен таких же способных со всей страны, раскрутить интересный проект, грант под него получить там будет очень сложно. У нас в республике гораздо больше для этого возможностей, ресурсов, не заняты многие ниши, есть широкое поле для деятельности.

Между прочим, успехи в школьных олимпиадах всероссийского уровня, кроме возможности поступать в вуз без экзаменов, еще и отлично монетизируются. Среди членов АНОД есть студенты-первокурсники, которые в этом году получают стипендию в УГНТУ 80 тысяч рублей в месяц как призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады. Хотя, конечно, достичь такого уровня нелегко. Потому и есть смысл начать готовиться пораньше.

Похимичим, школяры?
Похимичим, школяры?
Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: