Все новости
Образование
9 Октября , 11:15

Лилия Муллагалиева: Познаю истину вместе с учениками

Русский язык — это целый мир, считает педагог

Лилия Муллагалиева: Познаю истину вместе с учениками

Лилия Муллагалиева — кандидат педагогических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования, учитель русского языка и литературы Республиканской гимназии-интерната имени Г. Альмухаметова, в 2021 году она стала абсолютной победительницей республиканского этапа конкурса «Учитель года». В преддверии Дня учителя педагог рассказала, какие подходы и методики помогают достучаться до современных детей, заинтересовать их классической литературой и показать, что приобщение к миру русского языка не заканчивается вместе со сдачей ЕГЭ.

— Вы работаете не только в гимназии, но и по совместительству преподаете в БГПУ имени М. Акмуллы на кафедре русского языка, теоретической и прикладной лингвистики. Подход к обучению студентов и школьников, должно быть, сильно различается?

— Студенты — люди взрослые, с развитой мотивацией, подход к ним предполагает больше академизма, научности. Современные школьники — представители нового поколения, которое принято называть «поколение Z». Они умны, продвинуты, отличаются развитым критическим мышлением, и у них свое особое восприятие действительности. Если много лет назад школьник воспринимал информацию в основном как текст и представлял ее как страницу в учебнике, то сейчас обучать его надо с большим использованием визуальной информации, привлекая картинки, слайды, инфографику.

В школе я реализую межпредметный, или интегративный, подход, когда изучение произведений литературы, анализ публицистического текста проходит с привлечением музыки, живописи и других видов искусства. Дети любят наглядность, и чтобы заинтересовать их, удержать внимание, информацию нужно подавать ярко, образно, оригинально. В современной школе необходимо раскрывать на уроке межпредметные связи слова и музыки, литературы и живописи, театра. В нашей музыкальной гимназии мы широко используем созвучие, гармонию музыки и художественного слова. Такой подход позволяет погрузить ребенка в особый, удивительный, прекрасный мир русской словесности и искусства. Иными словами, мы даем широкое образование, формируем всесторонне развитую личность.

Современные школьники мало читают самостоятельно, и поэтому на уроках очень важно знакомить их с разными литературными произведениями. Сейчас принято читать электронные книги, уходит в прошлое традиция получать информацию из книг, напечатанных на бумаге. При этом именно держа напечатанную книгу в руках, перелистывая ее страницы, возвращаясь к прочитанному, мы «проживаем» жизнь с героями произведения. «Живую» книгу можно прижать к себе, зачитавшись, заснуть вместе с ней. Хорошая книга становится твоим другом. Когда держишь реальную книгу в руках, легче представить себя на месте героя, фантазировать.

В новых стандартах образования прописано, что мы должны воспитывать уважительное отношение к другим мнениям, иным ценностям, языкам и культурам народов России и мира. И поскольку мы живем в многонациональной, многокультурной республике, то на уроке я большое внимание уделяю диалогу культур и языков. Мои ученики — представители разных этносов, поэтому на занятиях я привлекаю материалы из национальной литературы, чтобы показать, с одной стороны, взаимосвязь культур, а с другой — богатство национальной культуры, как она своеобразна, уникальна, удивительна. Таким образом мы формируем в сознании обучающихся понятие не только большой Родины — России, но и малой родины — Республики Башкортостан.

— Насколько актуальна та классическая литература, которую сейчас изучают в школе? Всегда ли она понятна современным детям?

— Действительно, список произведений, изучаемых на школьных уроках, не меняется последние 30 — 40 лет — это классическая литература, образцовая, лучшая. Но возникает вопрос, насколько эта литература отвечает новым вызовам времени? Я согласна, что некоторые произведения классики, изучаемые в школе, — например, «Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина могут восприниматься некоторыми учениками как отжившие свое, архаичные, неинтересные. Им многое непонятно в текстах, приходится объяснять значение устаревших слов. Но все зависит от учителя: он ведь может и «неинтересную» классику преподнести по-новому, живо, ярко, показать, что те вопросы, которые поднимали писатели XIX — XX веков, не утратили своей значимости и сегодня.

Например, когда мы читаем пьесу Максима Горького «На дне» в 11 классе, мы говорим о социально-философской, нравственной проблематике и понимаем, что те вопросы, которые ставит писатель, в наше время точно так же волнуют умы: что такое человек, что такое правда и ложь. Задача учителя — показать, что эти герои и сейчас среди нас. Если некоторые классические произведения трудно понять современным детям, можно предложить сопоставительный анализ с произведениями новейшей литературы, ведь многие идеи русской классики находят переосмысление в литературных творениях наших современников.

— То есть современную проблематику можно найти в любом классическом произведении?

— В любом! Почему классику называют вечной? Потому что она поднимает те вопросы, которые всегда будут актуальны для человека.

— Считается, что современные дети очень мало читают. Как же заинтересовать их уроками литературы, новыми произведениями?

— Читательский опыт и привычки закладываются в начальной школе, и если к пятому классу ребенок пришел нечитающим, учитель, конечно, испытывает трудности.

Уроки литературы должны быть живыми, интересными, должны учить ребенка размышлять. Например, если спорят герои в каком-то литературном произведении, нужно спросить детей: «А как вы думаете, кто из них прав? Как бы вы ответили на этот вопрос?» То есть нужно вовлекать ребенка в живой диалог. Есть и другие способы заинтересовать: выразительное чтение, чтение по ролям, творческие задания, инсценировки, презентации, проектная деятельность, учебные видеоуроки и фильмы.

Сейчас у учителя много новых возможностей — интерактивная доска, мультимедийные пособия, виртуальные экскурсии в музеи и библиотеки. Если все это использовать уместно и разумно, то, конечно, ребенку будет на уроке интересно.

— Как обстоят дела с грамотностью у современных детей?

— К сожалению, современные школьники пишут гораздо меньше, чем раньше — они обычно используют клавиатуру компьютера или набирают сообщения в телефоне.

Каллиграфия, чистописание уходят на второй, третий план — важнее скорость получения информации, а как это выглядит и оформлено, дети не обращают внимания. В чатах ватсапа сложились шаблоны общения — «чел, а че?», «чел, это изи» — этого достаточно иногда для подростков. Качество и устной, и письменной речи снижается, укореняется сетевой жаргон. А мы должны готовить учеников к полноценному грамотному общению во взрослой жизни. Им предстоит поступать в вузы, устраиваться на работу и вступать в диалог с другими людьми. Со взрослым человеком подростку невозможно общаться, используя только жаргон.

— Есть ли какие-то особые подходы в обучении русскому языку?

— Задачи перед учителем-словесником сегодня стоят такие же, как и двадцать лет назад. Но по новым стандартам образования у педагога появляется больше новых возможностей. Он может смело привлекать информационные технологии, материал из смежных дисциплин. На каждом уроке мы и читаем, и пишем, и проговариваем слова, при необходимости включаем презентацию, интерактивную доску. Слушаем образцы литературной русской речи, сравниваем с ними сочинения самих школьников, исправляем ошибки. Такая работа позволяет осознать важность оформления мысли, понять, что текст должен быть красивым, грамотным.

Все это позволяет сделать процесс приобщения к русскому языку и литературе более живым, мотивированным. Ребенок понимает, что русский язык — это не только правила, русский язык — это целый мир, новые возможности. Дети знают, что сейчас в резюме важно указывать свои коммуникативные навыки, умение хорошо говорить, грамотно писать. И если заострять на этом внимание, то выпускник поймет, что приобщение к миру русского языка не заканчивается вместе со сдачей ЕГЭ.

Наша жизнь неразрывно связана с языком, и успех молодого человека зачастую зависит от умения выражать свои мысли точно, образно, грамотно. Поэтому, на мой взгляд, уроки русского языка не могут быть скучными, они интересны, потому что звучит живое русское слово. Нужно ставить детям проблемные задачи, задавать сложные вопросы: «А почему? А как так может быть? Предложи свои пути решения!» Если мы вместе ищем истину, то мы ее вместе и находим. Уроки — это познание истины.

— Что бы вы пожелали своим коллегам в День учителя?

— Желаю крепкого здоровья, оптимизма, неиссякаемой энергии! Учитель — это особое призвание, оно дарит и радость, и вдохновение, и любовь к школе, к детям. Хочется пожелать постоянного настроя на позитив, искать творчество во всем, чтобы работа не казалась рутиной и не тяготила нас.

Фото предоставлено автором.

Автор:Жанна МИРОНОВА