Все новости
Образование
7 Октября , 13:15

Расписание на завтра

Какое будущее ждёт школу?

Расписание на завтра

Изменения в сфере образования словно поставлены на поток — они происходят непрерывно.

Аналитики, собрав в августе семинар российских журналистов, попытались спрогнозировать, какие еще новшества ожидают учителей, школьников и их родителей, а сегодня большая часть из этих предвидений — почти реальность. Прокомментировать активно протекающий процесс, тенденции и предпосылки развития отрасли редакция попросила ректора Института развития образования РБ, доктора экономических наук Азата ЯНГИРОВА.

Блогеров.net

— Реформа образования нужна, и с этим не поспоришь. Но, может, менять надо образовательные программы, разработать и внедрить реальную альтернативу ЕГЭ, вызывающего все больше нареканий и справедливых претензий в свой адрес? Одним из ориентиров может (или должна) стать система образования и учебные программы дореволюционных гимназий в царской России, когда все обучение строилось на том, чтобы заинтересовать ученика и научить его самостоятельному поиску решений разного рода задач.

— ЕГЭ в качестве экзамена остается составной частью учебного процесса, обеспечивая равный доступ для поступления в вузы всем, кто выбирает эту форму образования и ответственно относится к получению знаний в школе. Министерство просвещения Российской Федерации не планирует заменять его другим механизмом оценки знаний, в планах также нет введения нового обязательного предмета или изменения формата экзамена. Безусловно, мы не исключаем совершенствование в дальнейшем содержания и механизма ЕГЭ.

Следует отметить, что система образования и образовательные программы гимназий, которые функционировали в дореволюционный период в царской России, в большинстве своем содержали кадетский компонент, который предусматривал гармоничное развитие личности. Одним из главных целевых ориентиров кадетского образования в этот исторический период являлось духовно-нравственное воспитание и развитие человека, приобретение им эмоционально-ценностного опыта в системе межличностных взаимодействий, а также формирование гражданско-патриотических ценностей и художественно-эстетической культуры. В стране возрождаются традиции кадетства. Наш институт принял активное участие в создании региональной концепции кадетского образования и в настоящее время организует и проводит курсы повышения квалификации по кадетской педагогике.

— Как достичь главной задачи школы — создание такой системы образования, чтобы из школы в жизнь выходили умные, начитанные, жадные до знаний выпускники, а не модные блогеры и «инстасамки»?

— На мой взгляд, тотальная цифровизация привела к тому, что появился принципиально новый тип личности — сетевой. Безусловно, у этого типа личности много преимуществ, но главная проблема состоит в том, что человек в процессе обучения, основанного на использовании высоких технологий, утратил эмоции. В этой связи система образования в реалиях современного общества должна быть направлена в первую очередь на эмоциональное развитие человека, установление баланса между аффектом и интеллектом, что выступает гарантом безопасного развития личности в образовательной среде. Эта проблема волнует сегодня многих специалистов, особенно педагогов-психологов. В этой связи на базе нашего института разработаны и успешно реализуются курсы повышения квалификации по следующим направлениям: «Безопасное развитие личности в условиях цифровой трансформации образования», «Инновационные образовательные технологии в развитии эмоционального интеллекта участников образовательных отношений», «Профилактика интернет-зависимости обучающихся».

Комфортный контент

— Эксперты считают, что обу­чение станет персонализированным. Искусственный интеллект и машинное обучение смогут обрабатывать большие данные. Автоматизированные алгоритмы помогут учителям — они будут экономить время на проверке домашних заданий.

— Обучение станет персонализированным — это так. Сегодня человек рассматривается как высшая ценность общества и как самоцель общественного развития.

Образовательные платформы уже сейчас активно стараются найти новые пути персонализировать учебный контент, перестроить академическую и карьерную поддержку, чтобы она соответствовала групповым и индивидуальным запросам обучающихся. Пространство современного образования предполагает многомерность, сферичность неправильной формы, в которой радиус-вектор постоянно меняет свое направление в длину.

Уже сейчас учителям доступны различные информационные системы, которые упрощают подготовку, выдачу и проверку домашних заданий. Учителя нашей республики являются одними из лидеров по использованию таких систем в образовательном процессе. Институт развития образования РБ в рамках курсовых мероприятий тесно сотрудничает с партнерами, создающими такие информационные системы.

— Считается, что доминирующим образовательным форматом станет видео. Оно уже сейчас активно набирает популярность. С его помощью можно экономить время преподавателя: контент записывают один раз, а потребляют его многие неоднократно. Несложно предположить, что видео как формат будет развиваться. Востребованными станут ролики по четко прописанному сценарию, с ведущим, умеющим активно подавать информацию. Популярны будут видео с анимацией, которая поможет разобраться в сложном вопросе. Мы готовы к этому?

— Хочу подчеркнуть, что сегодня развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования. Ей на смену пришла концепция bite-size learning — фокусное и динамичное обучение в минимальные промежутки времени в комфортном для себя ритме. В рамках этой концепции нашим институтом создана и активно внедряется в образовательную деятельность новая информационная образовательная система, которая содержит значительное число опций, позволяющих организовать полноценное сетевое обу­чение. В этой системе имеется не только хорошо структурированный электронный контент, но и совершенные графические редакторы, способствующие усвоению информации на разных уровнях сенсорного восприятия. На наш взгляд, востребованным станет формат интенсивного точечного обучения с использованием цифровизации, например, чат-ботов и искусственного интеллекта.

Оценят по компетенциям

— Известно, что педагоги уже проходят обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». Активно продвигается инициатива по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

Насколько удачно эта идея продвигается в нашей республике?

— Новое десятилетие стало шоковой терапией для сферы образования. Под давлением пандемии мы стремительно выходим из привычных моделей обучения и активно осваиваем новые форматы. Все курсовые мероприятия и проекты Института развития образования формируются на основе современных трендов. Одним из ярких представителей таких проектов является инновационный образовательный проект «Кадры образования будущего». Проект предполагает формирование пула молодых педагогических кадров, обладающих новыми компетенциями и мотивированных на продолжительную педагогическую деятельность. Сопровождение профессионально-личностного становления молодых специалистов в рамках проекта основано на реализации модели наставничества и экологическом подходе к педагогической деятельности.

— Теперь педагоги должны будут доказывать профессиональную компетенцию, причем министерством просвещения готовится единая модель аттестации педагогических работников, включающая определенные блоки. Что представляет собой «единая модель аттестации педагогических работников»?

— С 2021 года, согласно Национальной системе учительского роста (НСУР), аттестация учителей будет проходить иначе. В основе новой системы оценки профессиональной деятельности педагогических работников лежит учет требований профстандарта и ФГОС общего образования.

Модель аттестационной процедуры педагогических работников ранее проходила апробацию в 104 образовательных организациях 19 регионов России. Новая модель построена на основе компетентностного подхода, единого для всех педагогов страны. При помощи единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) будет устанавливаться наличие таких компетенций у педагога — предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников будет содержать аттестацию обязательную и по желанию.

Первый свой профессиональный экзамен «Вход в профессию» молодому педагогу предстоит сдавать не через два года, как ранее, а сразу по приходе на рабочее место.

Такое же испытание ждет и опытных коллег после более чем пятилетнего перерыва в стаже или претендентов на должность без педагогического образования. Первая полномасштабная аттестация ждет учителя через три года после начала профессиональной деятельности.

По новым нормам аттестационная комиссия будет учитывать не только мнение выпускников, но и отзывы учащихся, с которыми педагог работает в данный момент.

Министерство просвещения Российской Федерации готовит нормативную базу для внедрения новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист, учитель-наставник. Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.

Теперь помимо первой и высшей категорий педагог сможет получить такие квалификационные категории, как старший учитель (методист) или ведущий учитель (наставник). Причем при получении одновременно двух квалификационных категорий надбавка к заработной плате будет идти сразу за обе.

Технология антибуллинга

— Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но работа идет, и кое-что уже известно. Например, допускаемые к использованию в школах учебники будут в обязательном порядке соответствовать новым утвержденным стандартам и относиться к единой для школы учебной программе, которую определит руководство. Как быть с региональным компонентом?

— На официальном сайте нашего института уже проведен ряд вебинаров, посвященных этой теме. Причем мы опираемся на методическую помощь Академии Минпросвещения России и Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Относительно использования в школах учебников нужно отметить, что изменились учебно-методические условия реализации программы начального общего и основного общего образования. Школа должна предоставлять не менее 1 учебника из федерального перечня учебников и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, которые входят в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, на каждого обу­чающегося по каждому учебному предмету, входящему как в обязательную часть, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений. Дополнительно школа может предоставить учебные пособия в электронной форме, выпущенные организациями, которые входят в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.

При этом обновленные ФГОС обеспечивают сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России, реализацию права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа страны.

В перечень обязательных для изучения предметных областей, в том числе учебных предметов, включена предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (на уровне начального общего образования), «Родной язык и родная литература» (на уровне основного общего образования). Изменился перечень учебных предметов.

В данную предметную область отнесены такие учебные предметы, как «Родной язык и (или) государственный язык республики РФ», «Литературное чтение на родном языке» («Родная литература»). Для организаций, в которых языком образования является русский, изучение родного языка и родной литературы, государственных языков республик РФ осуществляется при наличии возможностей организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

— Прокомментируйте, как обновится содержание предмета, называемого «Технология»? Будут ли уроки в школах охватывать основы робототехники, языков программирования, обращения с мультимедийными и графичес­кими редакторами, антивирусной защиты? А будут ли на уроках ОБЖ раскрываться темы терроризма, интернет-буллинга (травли) и мошенничества во всемирной сети?

— Теперь на занятиях по технологии большое внимание будет уделяться информационно-коммуникационным технологиям, выполнению расчетно-графических и проектных работ с использованием технологий 3D-моделирования, а также рассмотрению отдельных вопросов конструирования одежды с применением достаточно сложных математических формул. Кроме того, на уроках технологии учителя должны будут использовать цифровые образовательные ресурсы. В содержание предмета включены основы робототехники, компьютерной графики и дизайна, а также будут изу­чаться различные графические редакторы и мультимедиа-средства. По предмету «Основы безо­пасности жизнедеятельности» при раскрытии основных тем курса большое внимание будет уделено проблемам терроризма, скулшутинга, кибербуллинга и информационной безопасности в глобальной сети Интернет. В аспекте этих нововведений в нашем институте успешно внедряются курсы повышения квалификации для учителей технологии по направлению «Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании технологии» и учителей ОБЖ — по направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной организации».

Фото предоставлено автором.

Автор:Владимир Огородников