Все новости
Образование
5 Октября 2021, 13:15

Салават САГИТОВ: Педагог не торгует знаниями, он отдаёт детям себя

В сфере образования наметились перемены к лучшему, считает ректор года — 2021

Салават САГИТОВ: Педагог не торгует знаниями, он отдаёт детям себя
Салават САГИТОВ: Педагог не торгует знаниями, он отдаёт детям себя

К новому году в республике появится первый педагогический технопарк. Этой и другими хорошими новостями поделился ректор БГПУ имени Акмуллы Салават Сагитов, которому на днях вручили общенациональную премию «Ректор года — 2021» в номинации «Педагогические вузы».

— Для меня эта награда — полная неожиданность, — признался Салават Сагитов в разговоре с «РБ». — Мы не подавали заявку на участие, никто не запрашивал никаких данных, просто позвонили организаторы конкурса и пригласили в Москву на награждение. Премия «Ректор года» присуждается за эффективное руководство вузом, но я прекрасно понимаю, что один в поле не воин, тем более что на посту ректора я всего три года. Это оценка 55-летнего труда всего коллектива нашего университета, и я благодарен коллегам за то, что они усиленно работают — прежде всего над собой, чтобы постоянно меняться, не стоять на месте.

— Из Москвы вы сразу отправились в Ростов-на-Дону, где в качестве члена жюри приняли участие в конкурсе «Учитель года — 2021». Каковы впечатления, как вам понравились лучшие педагоги страны?

— Ректоров педагогических вузов включили в состав жюри конкурса впервые. Это результат того, что с прошлого года мы перешли в ведение Министерства просвещения РФ. Традиционно все 85 регионов страны представили по одному участнику, и перед нами стояла задача по итогам первого этапа отобрать 15 лучших. Конечно, все конкурсанты разные — методики, подходы, реализация. Но при всем том было видно, кто готовился самостоятельно, а кому помогала команда региона. И это правильно, помогать надо, ведь очень много нюансов нужно учитывать — мелочей в подобного рода состязаниях не бывает. Чтобы рассчитывать на победу, к подготовке своего участника регион должен подойти очень серьезно. К сожалению, представитель Башкортостана в этом году в число 15 лауреатов не попал. Но эти четыре-пять дней очень порадовали, и прежде всего тем, что мы видели настоящих Учителей, тех, в ком видна, что называетя, божья искра. Из нашей группы я бы выделил великолепных коллег-педагогов из Санкт-Петербурга (София Лебедева), Краснодарского края (Полина Пятакова) и Ульяновской области (Алексей Соколов). Они молодые, но уже видно, что у ребят большое будущее на преподавательском поприще. Их, а также нескольких представителей жюри я пригласил в наш университет. Уверен, это общение, в ходе которого и наши профессора смогут обогатить багаж учителей, и коллеги из регионов поделятся своими практическими наработками, и преподаватели уфимских школ — лауреаты конкурса «Учитель года» продемонстрируют свое мастерство, будет на пользу всем. Особенно нынешним студентам педуниверситета. Ведь лучшее и инновационное мы тут же внедряем в учебный процесс.

— Как ректор профильного вуза вы, наверное, лучше других видите, что за молодежь приходит сегодня в школу, какая смена подрастает?

— Каждому поколению достаются свои условия, и говорить, что в наше время было лучше, — это всегда неправильно. Сегодня загрузка любого школьника в разы больше той, что было даже  нашем детстве. И, соответственно, к учителям требования гораздо больше. Но главное для учителя — богатство души. К счастью, в нашей профессии никогда не переведутся энтузиасты-подвижники, искренне преданные своему делу, — таких много и сейчас. Мы проводили опрос среди наших студентов, и выяснилось, что более 40 процентов пришли в педагогику осознанно, что называется, по зову сердца. Это серьезная цифра.

— Насколько конкурентны сегодня педагогические вузы по сравнению с вузами других направлений?

— В этом году средний балл для поступления в БГПУ составил 69, причем в целом по университету, а не только среди бюджетников, — то есть на фоне всех других вузов республики мы смотримся очень достойно. Надо сказать, пандемия, особенно ее начальный этап, зримо обозначила роль учителя в обществе, люди увидели, как много, оказывается, делает для их детей школа. Государство тоже усилило внимание к проблемам образования. В этом году впервые в своем Послании президент России отдельно выделил педагогические вузы, в первый раз за долгое время они получили серьезную поддержку в размере пяти миллиардов рублей. БГПУ вошел в первую категорию педвузов вместе с университетами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода, и нам выделили больше всего денег — по 185 миллионов рублей на каждого. Благодаря этим средствам к январю у нас откроется педагогический технопарк.

— Что это такое, для чего он нужен?

— Кроме предмета, который будет преподавать вчерашний студент, придя в школу, ему необходимы универсальные педагогические компетенции. Назовем это методическим, и не только, кругозором. В технопарке студенты получат дополнительные компетенции как в области научного знания, так и, например, в информационных технологиях, проектном управлении, бережливом производстве и т.д. Но мы смотрим еще дальше — я уверен, что такой технопарк станет уникальной площадкой и для повышения квалификации действующих учителей, и для профориентационной работы со старшеклассниками: дети и родители смогут увидеть, как меняется педуниверситет, каково будущее российского образования.

— Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы в педагоги шли самые лучшие?

— Как это ни банально, в первую очередь сегодня приходится говорить об экономической составляющей — зарплате. Но забывать о социальном статусе учителя все равно нельзя. И вы, и я, и многие помнят, наверное, с каким придыханием наши родители говорили о своих учителях, когда вспоминали их. К сожалению, 90-е годы многое уничтожили в части духовного и нравственного, и такого пиетета по отношению к учителям больше нет. В последние годы государство пытается это исправить, но уж слишком многое было упущено на рубеже тысячелетий.

Кстати, буквально на днях пришла, я считаю, отличная новость: президент страны дал поручение убрать из законодательства понятие «образовательные услуги». Возможно, кому-то это покажется мелочью, игрой слов, но там, где дело касается души, становления личности, о каких услугах может идти речь? Педагог не торгует знаниями, он каждый день отдает детям всего себя, по-другому просто не получается. Вот с таких «мелочей» и начинается возрождение здоровых понятий и ценностей, в том числе и уважение к учителю.

— В чем видите свою главную задачу — теперь уже в статусе ректора года?

— Почивать на лаврах нельзя: мир вокруг меняется мгновенно, и за этими переменами нужно не просто успевать, а идти чуть впереди. Если наш выпускник, который придет в школу в 2022 году, будет грамотнее и эффективнее, чем выпускник 2021 года, и так ежегодно, значит, мы все делаем правильно. И, пользуясь возможностью, я от имени Акмуллинского университета поздравляю всех коллег с Днем учителя!

К сведению

Премия «Ректор года» учреждена Российским профессорским собранием и вручается второй год подряд. Ежегодно выбирают лучших ректоров по шести направлениям: среди классических, технических, медицинских, аграрных, педагогических университетов и вузов в сфере культуры и искусства.

Фото из открытых источников.

Автор:Татьяна КРУГЛОВА
Читайте нас: