Все новости
Образование
5 Сентября , 13:15

Задача на уравнение

Как учат особенных детей

Задача на уравнение

Начиная с 2009 года в РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Центр, который занимается обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, был создан и в Башкортостане в 2011 году. О том, что из себя представляет сегодня это образовательное учреждение, каких результатов достигло оно за десятилетие своей деятельности и какие приоритеты ставит перед собой, рассказывает директор Республиканского центра дистанционного образования Фаниль НУРИЕВ.

Дистант в помощь

— Десять лет с момента основания — дата для школы небольшая, но достаточная, чтобы подвести какие-то итоги. Итак, РЦДО сегодня — это…

— Одно из крупнейших образовательных учреждений Башкортостана, с шестью филиалами — в Нефтекамске, Стерлитамаке, Туймазах, Белорецке, Сибае, Месягутово и головным центром в Уфе. У нас обучаются 550 учащихся со всей республики, работают 245 учителей и узкоспециализированных педагогов. Но значение нашего учреждения определяется не количеством причастных, а тем, что мы даем детям, нуждающимся в особых условиях познавательного процесса.

Согласно данным из открытых источников, в 2009 году в России получали образование в дистанционной форме 3900 детей, что составляло 15 % от общего количества тех, кто нуждается в обучении на дому. Точных данных по нашей республике у меня нет, но, полагаю, что это среднестатистическая картина положения по всем регионам. Сегодня же практически каждый ребенок, который по состоянию здоровья не может обучаться в обычной школе, имеет возможность получить полноценное общее образование посредством интернет-технологий не выходя из дома.

— Наверное, не каждый может представить, как организованы дистанционные уроки. Расскажите.

— Обучение у нас индивидуальное, то есть процесс образования осуществляется по персональному учебному плану. Формы занятий предусмотрены разные: на дому, дистанционно и с посещением РЦДО. Каждый ученик на время обучения бесплатно обеспечивается компьютерным оборудованием и доступом в интернет. И, что немаловажно, все оборудование остается у ребенка и после окончания школы. Такое практикуется не везде. К примеру, коллеги из другого региона рассказывают, насколько тяжело им изымать компьютерное оборудование у выпускников. Приходят к ребенку домой, а он молчит, плачет, не просит оставить этот компьютер, понимая, что так и должно быть. Но понимает и то, что окно в мир для него вот-вот захлопнется… Для многих наших учеников дистанционный формат тоже стал уникальным, порой единственным средством общения и социализации.

Уроки без барьеров

— Фаниль Жамилевич, говоря о преимуществах дистанта, вы ведь не станете отрицать его недостатки, подстерегающие детей: отсутствие тесного контакта с учителем и со сверстниками, изоляция от коллектива, формирование у ребенка замкнутости? Тем более что с недавнего времени появилось такое понятие, как инклюзивная школа.

— Безусловно, инклюзия — это шаг навстречу детям с проблемами здоровья. Но с ребятами, имеющими различные нарушения в психическом развитии, расстройствами поведения, гораздо сложнее работать, требуется индивидуальный подход.

К тому же многим больным детям не под силу выдержать режим и ритм современной общеобразовательной школы. Адаптивные системы, применяемые в нашем центре, способны подстраиваться под каждого отдельно взятого ученика и дают им равные со сверстниками возможности обучения, в комфортном режиме и в привычной для них обстановке. Выпускники, окончившие 12-й класс, получают аттестаты о среднем образовании, поступают в вузы и другие учебные заведения. Нужно отметить, что наши учителя, кроме педагогического образования, имеют и дефектологические специальности, так необходимые при работе с детьми с ОВЗ. Штатные специалисты-дефектологи, логопеды, психологи имеются также в каждом филиале.

— В чем принципиальное отличие РЦДО от обычной школы?

— Весь смысл нашей работы — это социализация, адаптация детей к жизни. Каждый урок направлен не только на усвоение подопечными учебной программы, но и на приобретение новых навыков. В общеобразовательной школе, например, если ребенок научился читать, складывать буквы в слова или выводить буквы в тетрадке — этим никого не удивишь. А у нас за такими маленькими достижениями лежит огромный труд педагога, ребенка и родителей. Каждый, даже самый маленький успех — это большая победа.

Среда возможностей

— Есть ли в вашем учреждении жизнь за рамками процесса обучения?

— Обязательно. Внеурочная жизнь у наших детей очень насыщенная. Во-первых, это такие мероприятия, как экскурсии, знакомства с достопримечательностями, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев, прогулки, во время которых ребята общаются со своими сверстниками, учатся правилам поведения в обществе. Во-вторых, различные конкурсы, очные и дистанционные, творческие и по предметам. В-третьих, праздничные мероприятия. Наконец, у нас появились свои традиции, которые являются объединяющим звеном для учителей, учеников, выпускников и родителей. Под девизом «Наполним счастьем жизнь!» в УГДДТ им. Комарова ежегодно проходят мероприятия, посвященные Международному дню инвалидов. РЦДО активно взаимодействует с Центром социальных технологий «Ломая барьеры».

Помимо этого у нас есть свои «фирменные» проекты, которые направлены на формирование у детей жизненно важных навыков и умений, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно выполнять бытовые или несложные трудовые операции. Например, умение готовить еду необходимо каждому. Для этого мы создали кулинарный онлайн-лагерь «Вкусные каникулы». Увлекательные кулинарные мастер-классы с приглашением учителей, обучающихся, родителей, шеф-поваров и других гостей проходят в прямом эфире на ютуб-канале. Очень отрадно видеть результаты этих занятий, фото или видео которых ребята с удовольствием присылают нам.

Не просто пользоваться компьютером, а знать азы программирования, уметь конструировать, моделировать — это очевидный тренд. Первый чемпионат по образовательной робототехнике RoboStar состоялся в 2016 году. Вначале он был зональным, проходил в Сибае, а с 2018 года обрел статус республиканского. Что примечательно, наши дети участвуют в нем наравне со здоровыми сверстниками, что, конечно же, намного расширяет границы их взаимодействия и снимает психологические барьеры.

Проект «Рубиновый луч» дает возможность развивать умения не только проектирования и изготовления изделий на лазерном станке, но и взаимодействия, маркетинга, продажи своей продукции посредством интернет-площадки. Для этого на странице социальной сети «ВКонтакте» создан интернет-магазин «Самоделкин». Более чем уверены, что такие компетенции очень пригодятся детям в их взрослой жизни. К примеру, наш выпускник Ярослав Александров работает в штате футбольного клуба «Уфа». Это лежачий молодой человек. Он очень любит смотреть футбол и постоянно комментирует матчи в социальной сети. В этом смысл его жизни. Его заметили в интернете и пригласили в штат комментатором. Другая выпускница, Анастасия Ситдикова из Нефтекамска, уже известна на своей малой родине как поэтесса и журналист, выпустила сборники стихов. Некоторые наши дети невероятно талантливо рисуют, в их работах есть то, чего не замечают остальные.

Когда видишь все это, чувствуешь эту бесконечно тяжелую борьбу ребят за жизнь, общаешься с их родителями, хочется во что бы то ни стало помочь ребенку в его поиске достойной судьбы, использовать все возможности, чтобы наши дети обрели надежный причал во взрослой жизни.

Пожалуй, самая известная цитата из бестселлера Коэльо «Алхимик» звучит так: «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось». Мы готовы бесконечно произносить ее вслух, заряжая оптимизмом наших подопечных.

Адаптивные системы, применяемые в центре, способны подстраиваться под каждого отдельно взятого ученика и дают им равные со сверстниками возможности обучения, в комфортном режиме и в привычной для них обстановке.

Фото предоставлено РЦДО.

Автор:Алексей РОДНИКОВ