Все новости
Образование
3 Июля , 15:15

48 часов для открытий

Как цифровизация служит людям

Завершился третий хакатон третьего сезона Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».
В состязании «HEALTH & SCIENCE», посвященном развитию медицины, здравоохранения и науки, программисты из разных городов в течение 48 часов в режиме нон-стоп, с чисто символическими перерывами на сон, решали поставленные перед ними задачи. Представители Стерлитамака работали на площадке «Кибер-102», сформированной на базе коворкинга факультета математики и информационных технологий Стерлитамакского филиала БашГУ.
По итогам хакатона в топ-10 полуфинала всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» вошла команда «Кислород» — это Дина Ямщикова, Никита Данилов, Агзам Искужин, Камиль Садыков и Ринат Музафаров.
Какую реальную пользу в сфере здоровьесбережения могут принести разработчики? Каковы издержки цифровизации и как их избежать? К чему стремятся наши программисты? Им слово.

Опыт и успех

— Сегодняшний хакатон проходит на восьми IT-площадках страны — как в онлайн, так и в оффлайн-режиме, — говорит о значимости события декан факультета математики и информационных технологий СФ БашГУ Руслан Каримов. — Наш филиал первым в республике вошел в число участников: у нас уже есть опыт и успехи.
Наш «Кибер-102» — это IT-хаб, призванный организовать разработку цифровых продуктов для команд. Он изолирован от других учебных помещений, оснащен современными рабочими станциями VR-ready, VR-шлемами, графическими планшетами, проекционным и другим необходимым оборудованием, высокоскоростным интернетом по Wi-Fi и уютной зоной отдыха, позволяющей комфортно разместиться и отдохнуть в перерывах между работой.
«Цифровой прорыв — 2021» — это серия из восьми тематических хакатонов. Среди партнеров мероприятия — Ростелеком, Сбер, Sber AI, EPAM Systems, университет Лобачевского, МИАЦ Калининградской области, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, iHerb. Партнеры представили несколько кейсов, среди них есть задачи по борьбе с коронавирусом и с другими инфекционными заболеваниями. Успешные разработки после тщательных тестирований внедрят в медицину. Сквозные технологии цифровой экономики очень перспективны. В ближайшем будущем все окружающее нас пространство будет оцифровано, цифровизация — мировой тренд.
Конкурентоспособные автоматизированные решения будут служить людям.

Алгоритмы и жизнь

— На хакатоне многому можно научиться, — делится впечатлениями будущий программист, студент СФ БашГУ из Индии Джай Бхакхар. — Я мечтаю создать мобильное приложение, которое поможет найти нужное лекарство в ближайшей к вашему дому аптеке. В нашей команде четыре человека, мы дружим и в живом общении обходимся без гаджетов: они нужны нам для работы и для удобства.
Евгений Семенов, студент факультета математики и информационных технологий СФ БашГУ, учится на разработчика виртуальной и дополненной реальности. В прошлом году он победил во всероссийской грантовой программе поддержки талантливой молодежи «Умник». Разработанная им программа позволяет выполнять физические упражнения под руководством виртуального тренера.
— Виртуальный тренер поможет вам поддерживать себя в форме. Для серьезных же спортивных тренировок, безусловно, нужен наставник, — поясняет Евгений. — Моя мечта — стать сильным разработчиком: программирование — мое любимое занятие. Сегодня мы выбрали кейс, посвященный тому, как эффективно оценивать работу медперсонала. Мы получаем развернутое задание и работаем над проектом. В этом процессе есть и рутинные моменты, и озарения, и творчество. Для того чтобы цифровизация сближала, а не разобщала людей, достаточно организовать свою жизнь разумно: например, сделав карьеру в кибер-спорте, я достиг успехов и в программировании, и в общении: я не сижу дома, у меня много друзей. Компьютер нужно осваивать, а цифровизацию не стоит демонизировать. Уйти с головой в виртуальный мир человек, к счастью, не сможет: он социальное существо. Хочу подчеркнуть один важный момент: имея дело с информационными технологиями, каждый из нас должен освоить азы цифровой безопасности.

Квинтэссенция рабочего духа

— Шансы на успех у участников подобных состязаний довольно велики, — уверен эксперт хакатона Рустам Салаватов. — У ребят есть возможность здесь и сейчас быть в этой уникальной атмосфере. Дух соревнования. Навыки, которые нужно применить. Вызов, цель и действия. При этом профессиональных знаний недостаточно: чем более опытен программист, тем важнее для него становится коммуникабельность. Особенно актуально это для программистов-лидеров — уметь взаимодействовать в команде, ставить задачи и добиваться их решения. Один из ключевых моментов: не нужно относиться к другим командам как к соперникам — нужно знакомиться и видеть в участниках потенциальных партнеров для следующих проектов, уже вне хакатона. На хакатонах также полезно бывать тем, кто знает теорию, но еще не работал для заказчика. Понимание того, что от них потребуется в будущем и для чего они изучают программирование, облегчит их обучение и поможет выбрать образовательную и профессиональную траекторию. Хакатон — это квинтэссенция рабочего духа для решения проблем реального бизнеса.

«Кислород»

Никита Данилов, представитель команды «Кислород», один из победителей программы «Умник» 2019 года:
— Идея нашего проекта на хакатоне — самоанализ здоровья человека и взаимодействие с клиниками: запись к врачу, заполнение анкеты и вызов скорой или неотложной помощи с помощью специального приложения. Оно экономит время пациента и врача. Достоверность данных — пульса, артериального давления — обеспечивается связью со смарт-часами.
Из 48 часов мы спали всего 7 часов, все остальное время работали. Я победил в программе «Умник» с экологическим квестом для детей: я заканчиваю прототип и скоро буду его выпускать. В планах — создать команду разработчиков и открыть студию — выпускать игры и обучать программированию. Компьютерные игры позволяют, например, студенту-затворнику побыть в роли правителя страны и получить лидерский опыт, испытать самые разные эмоции. Каждая игра — это история о людях и эпохах, она открывает человеку возможность проявить себя и в реальной жизни. Надеюсь, мой квест поможет детям научиться беречь природу и заботиться об экологии.

Словарик разработчика

IT-хаб — офлайн-площадка/коворкинг.
Технологический кейс — технологическая задача.
Дата-сет — данные, необходимые для решения задачи.
Чек-пойнт — точка запуска и точка остановки.
Кодинг — написание программного кода.
Стоп-кодинг — остановка хакатона.
Лидер-борд — доска лидеров.
Тизер — достижение.
Скрин-каст — цифровой след.
Потоковая защита — защита проектов.

Фото Валентины ДОБРОГОРСКОЙ.