Все новости
Образование
21 Мая 2021, 13:15

Ставка — на устные занятия

В изучении родного языка многое зависит от педагога, но ещё больше — от родителей

На мои вопросы на полурусском-полубашкирском она отвечает на чистом литературном, как и подобает педагогу-языковеду. А то, что она Оксана Викторовна Золотарева, ну так что же? Это ничуть не помешало ей полюбить башкирский, который она считает родным. Кстати, окончив башкирско-русское отделение филологического факультета БашГУ, могла бы преподавать русский язык и литературу, но выбор был сделан именно в пользу башкирского.
— Я выросла в селе Учалы, где дети в основном общались на русском. Очень благодарна своей первой учительнице Мадине Хисаметдиновой. Она помогла мне понять главное: родной язык — это язык матери, а моя мама башкирка. Еще в школе осознала, что многое зависит от учителя. Вот и стараюсь заинтересовать детей, — говорит она.
Оксана Викторовна работает в Новобайрамгуловском филиале средней школы им. А. С. Исхакова села Уральск.
— Нас в семье было двое детей, и оба знаем башкирский, потому что общались в основном только на нем. У мамы была такая позиция: русский язык дети и так будут знать, а башкирский могут забыть. Позиция родителей — очень важный компонент. В нашей деревне живут башкиры, и родители, и дети не против изучения своего родного языка. Вообще, не понимаю тех, кто игнорирует родную речь. Любой язык — это расширение кругозора. К тому же изучение башкирского — это путь в мир и других тюркоязычных народов.
Как она сама заинтересовывает детей на своих уроках?
— Основной акцент делаю на устные занятия. Письменность детям пригодится в повседневной жизни меньше, чем устная речь. Умение говорить — вот что дети должны освоить в первую очередь. Сейчас в учебниках почему-то стало мало ярких, красочных рисунков. По ним можно было бы составлять интересные рассказы. Визуальное восприятие тоже очень важно, — рассуждает Золотарева.
Главной своей задачей она считает воспитание в детях любви к своему народу и культуре.
— Это более сложный процесс. Но если в семье смотрят БСТ, слушают башкирскую музыку и песни, то иммунитет против манкуртизма обязательно сформируется. Поверьте, я сама и мои дети знают и любят русский язык ничуть не меньше, чем иные сторонники ассимиляции национальных языков, — уверена она.
В школе Оксана Викторовна ведет фольклорный кружок. Дети изучают обычаи и традиции башкир, а еще ставят сценки по произведениям башкирских писателей.
— Основная беда сегодняшнего периода в том, что дети растут сами по себе, а точнее, под диктатом компьютеров. А родителям как бы все равно. Но в таком случае не стоит особо надеяться, что ребенок сам по себе станет разносторонне развитой личностью, гражданином.
— А как в вашей семье с засильем гаджетов и интернета? — спрашиваю у Золотаревой.
— У нашего сына не было телефона до 18 лет. Сейчас он студент колледжа, смартфон приобрели уже по необходимости, а не для бесцельного времяпрепровождения. Что касается двух других детей, мы выдаем им гаджеты по необходимости.
То же касается и компьютера, — отвечает Оксана Викторовна.
Поверьте, в этой семье детям и без компьютера есть чем заняться. Оксана — мама знаменитой Ляйсан Золотаревой, девочки-оркестра, чей мощный голос и неповторимая манера исполнения буквально заворожили зрителей и жюри телевизионного конкурса «Синяя птица».
— Первой книгой нашей Ляйсан после алифбы (азбуки) был эпос «Урал-батыр». Ей было тогда пять лет. Она многого не понимала, спрашивала, но упорно учила его вместе с братом. В шесть лет знала наизусть 3,5 тысячи строк знаменитого произведения. Hа республиканский конкурс сказителей детей дошкольного возраста не брали, но в итоге Ляйсан получила спецприз «Самый юный сказитель», — рассказывает Оксана.
— У нас подрастает еще одна дочка, Язгуль. Ее мы воспитываем в том же духе. Сшили ей башкирскую национальную одежду. Вообще, когда речь идет о воспитании любви к языку, к народу, обычаям, традициям, все средства хороши. Мы вот с девчонками часто стряпаем национальные блюда. Ляйсан умеет готовить чак-чак, печь блины, Язгуль пока больше путается под ногами, но и она уже проявляет к этому неподдельный интерес, — смеется Оксана.
— Что касается Ляйсан, ее успешных выступлений на сценах Уфы и Москвы, тут прямая заслуга супруга, Ирека Нуретдинова, он у нас не только глава семьи, но и художественный руководитель.
Папа научил Ляйсан игре на домбре, кубызе, даже на курае.
— Кстати, нельзя не упомянуть еще одного члена нашей семьи, который тоже принимает большое участие в воспитании детей. Это моя свекровь Дилара Игликова. У нее сорок лет педагогического стажа, тридцать из них она преподавала родной язык и литературу. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Кстати, 25 мая ей исполнится 80 лет. Я у нее многому учусь. Впрочем, наша семья сплошь состоит из филологов: и свекр, и мы с Иреком, старшая сестра мужа — учителя башкирского и русского языков.
Общие интересы, на взгляд Оксаны Викторовны, тоже имеют большое значение. Сама она поет, супруг и Ляйсан и поют, и играют на различных инструментах, да и остальные дети очень талантливы. Их семейный ансамбль с успехом участвовал в различных конкурсах.
Великий русский литературный критик Виссарион Белинский сказал: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Я же, в свою очередь, добавила бы, что от воспитания зависит участь не только самого человека, но и его нации, да и страны в целом.

Учалинский район.

Фото из семейного архива.
Читайте нас: