Стерлитамакская коррекционная школа-интернат для глухих и слабослышащих — одно из старейших специализированных учебных заведений в республике. Второй год его возглавляет отличник образования РБ, педагог с двадцатипятилетним стажем Александр Бацулин. В этой школе своя специфика работы: другая методика преподавания, другие требования.
Заново воспринимать жизнь
— Педагогам со стороны нужно время для адаптации, — рассказывает Александр Олегович. — Когда я пришел сюда, у меня уже был опыт работы в обычном учебном заведении. Несмотря на это, меня не сразу поставили предметником (по образованию я филолог). Пришлось выучить дактиль (пальцевую азбуку), основы жестовой речи. Меня консультировали более опытные педагоги. Нужно было проникнуться пониманием мира глухих. У них свое мировоззрение, свой язык, свой особенный интеллект. Нет, не хуже, чем у слышащих детей, просто другой.
Развитие медицины позволило применять такой способ возвращения слуха, как кохлеарная имплантация. Это хирургическое вмешательство путем внедрения во внутреннее ухо (по сути, в голову) специального импланта. Но как бы успешна ни была операция, проблемы с ней не заканчиваются. А порой только начинаются. Обретшего слух ребенка приходится заново учить воспринимать мир, различать звуки из обрушившейся на него какофонии: так гудит машина, так мычит корова, чирикают воробьи, а это стук молотка…
Александр Олегович принял школу в непростое время. В связи с пандемией начинающему директору сегодня приходится заниматься не только хозяйственными вопросами, но и перестройкой всего учебного процесса. Младшие классы учатся очно и живут в интернате. Старшеклассники, с шестого по десятый (выпускной), обучаются дистанционно.
Согласитесь: онлайн-обучение и для слышащих-то процесс сложный. А тут дети, которые даже не слышат голоса учителя. Как можно неслышащего ребенка учить по ватсапу или ноутбуку?
— У нас свои технологии, о которых пришлось бы готовить отдельную публикацию, — отвечает Александр Олегович. — Скажу только, что обучение ведется через мессенджеры, компьютеры, ноутбуки, планшеты. Но чаще по ватсапу. Это пожелание родителей. Мы пользуемся сайтами ВК, YouTube, «Ушарик», «Детский мир», «1 сентября», «Учитель.ру», «Яндекс. Учебники», «Видеоуроки в Интернет». Наша задача — насколько это возможно, научить детей считывать с губ.
Соцсети — это одно, но ведь процесс обучения неслышащего ребенка немыслим без наглядных пособий и спецтехнологий.
— Безусловно. Сейчас мы закупаем новое современное оборудование на сумму свыше одного миллиона 877 тысяч рублей, — отмечает Бацулин. — Скоро у нас появятся интерактивные комплексы, оснащенные специальными программами для работы с детьми с дефектами слуха и речи, «умные» и «говорящие» зеркала и многое другое. Хотелось бы подчеркнуть один момент. Мы не столичная, не элитная школа. Стерлитамак по российским меркам — провинция. Все это стало возможным во многом благодаря нашему учредителю — министерству образования РБ.
Интернат не просто учебное заведение. Это и родной дом для его воспитанников. Тут они проводят большую часть жизни, за исключением каникул. Стиральные машины, душевые кабины, новые холодильники, фильтры для питьевой воды, пластиковые окна, комната психологической разгрузки — все это появилось в последние несколько лет.
В соответствии с требованиями безопасности вход оборудован аркой с металлодетектором, установлены видеодомофоны, противопожарные двери, забор «вырос» до двух метров. В корпусе начальной школы — телевизор со СМАРТС — выходом для малышей.
Многое делается и для укрепления материально-технической базы. Это и ремонтные работы, и новая школьная мебель, и наглядные пособия, и технические средства обучения, столь необходимые для приобщения глухих детей к миру их слышащих сверстников.
— Здесь обучаются дети практически со всей республики, — рассказывает Александр Олегович. — 124 ученика по меркам обычной школы, вроде бы, немного. Но в том-то и дело, что мы специализированная школа. К каждому здесь требуется индивидуальный подход. Интернат уникален в своем роде. В октябре на базе нашего учебного заведения открылся первый в республике региональный ресурсный центр развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи. Будем оказывать методическую помощь общеобразовательным школам, в которых есть коррекционные классы, помогать составлять программы для детей и родителей из таких семей. А недавно у нас открылся класс для детей с тяжелыми нарушениями речи. Они слышат, но не говорят. Или говорят очень невнятно.
Прописную истину про мир не без добрых людей здесь знают не понаслышке. Так, несколько лет назад со школой связались активисты благотворительного общественного фонда «Лучик детства» (Челябинск). И вот уже несколько лет подряд они приезжают сюда, устраивают красочные представления и дарят детям подарки.
Мастера спорта, дизайнеры, врачи…
Больная для всех проблема пандемии особенно остро стоит в интернате. Ведь дети здесь общаются гораздо теснее, чем в обычной школе.
— У нас есть свой врач, медсестра, два антиковидных инспектора. На всех этажах, в спальнях, медицинском блоке, в столовой установлены бактерицидные рециркуляторы воздуха. Само собой — дозаторы для мыла, средства обработки, бесконтактные термометры, электрополотенца, маски (сотрудникам в обязательном порядке), утверждены графики проветривания. Строго соблюдается дистанционный режим, — отмечает директор. — На случай возникновения очагов инфекции оборудованы два изолятора: один для детей, другой для сотрудников. Детям, обучающимся дистанционно, раздаем продуктовые наборы.
Говоря о той или иной школе, принято упоминать выпускников, которыми здесь гордятся. Интернат не исключение. Так, Юля Абубякирова — мастер спорта международного класса по легкой атлетике. Она — многократный победитель и призер первенств России и Европы, победитель и бронзовый призер сурдолимпийских игр в Польше, Турции, Болгарии среди спортсменов с нарушениями слуха. Награждена знаком РБ «За самоотверженный труд».
Ильяс Бикбулатов, Юлия Петрова, Екатерина Корнеева, Анастасия Таланова, Марсель Мавлютов — мастера спорта. Кстати, последний преподает в родной школе. Ольга Голубева — технолог по пошиву одежды. Наталья Худолей — краснодипломница Ульяновского фармацевтического колледжа. Ильдар Халиков работает в специализированном КБ. Ярослав Абрамов стал программистом. Евгений Овчар окончил Московский институт искусств, работает художником-дизайнером. Фанур Фахрисламов после медицинского колледжа работает в Аскаровской райбольнице. Гульфия Кулумухамедова окончила Смоленский техникум олимпийского резерва по специальности «педагог физической культуры». Согласитесь, иными выпускниками этого интерната могла бы гордиться любая школа. А ведь эти дети — инвалиды по слуху. Но благодаря самоотверженному труду педагогов, их профессионализму, знаниям они получают возможность вырваться из своего безмолвного мира и приобщиться к жизни слышащих.
Буквально на днях министерство образования дало добро на переход к двенадцатилетнему обучению в этом учебном заведении. Если раньше его выпускники покидали школу после десятого класса с аттестатом об основном общем образовании, то отныне обучение здесь будет полностью соответствовать общему среднему образованию. А значит, выпускникам Стерлитамакской коррекционной школы-интерната откроются двери в высшие учебные заведения.