Чрезмерная доступность высшего образования, которое за деньги сейчас может получить практически любой молодой человек, независимо от умственных способностей, породило громадную проблему. Страна, и республика в том числе, стала задыхаться от недостатка рабочих кадров. Все дружно подались в университеты, а училища, готовившие специалистов по самым востребованным крупнейшими предприятиями специальностям, стали массово закрываться.
В том числе из-за недобора. Сегодня крайне важно даже не восстановить, а построить новую, эффективно работающую систему среднего профессионального образования, вписывающуюся в требования современной экономики. Эту очень актуальную тему обсудили на очередном заседании комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту.
Как говорится, не сглазить бы. Но, судя по выступлению и. о. министра образования РБ Айбулата Хажина, в республике ситуация, кажется, начинает меняться к лучшему.
— Наша система среднего профессионального образования (СПО) готовит учащихся по 131 специальности и 88 рабочим профессиям, — рассказал руководитель ведомства. — С каждым годом желающих получить такое образование становится все больше. Например, в этом году конкурс на отдельные специальности, прежде всего связанные со здравоохранением, машиностроением, информационными технологиями, энергетической и нефтегазовой отраслями, доходил до десяти человек на место.
По словам Айбулата Хажина, к 2024 году число девятиклассников, желающих получить профессию в системе СПО, увеличится почти в полтора раза и превысит 30 тысяч. Нынешних 18 тысяч бюджетных мест на подготовку такого потока молодежи явно не хватит. Уже со следующего года их количество надо поэтапно увеличивать: на две-три тысячи ежегодно.
— Иначе через четыре года порядка трех с половиной тысяч девятиклассников просто-напросто останутся за бортом, — заметил и. о. министра. — В училища они не поступят из-за недостатка бюджетных мест (как правило, это ребята не из самых богатых семей), а школы от них откажутся. Все это может иметь очень нехорошие последствия. Дети окажутся на улице, предоставленные сами себе, а там недалеко и до плохих компаний, правонарушений, преступности.
Уже сегодня надо позаботиться и еще об одной, особой, категории студентов, — детях-инвалидах, на бюджетную подготовку которых в системе СПО ежегодно выделяется около 32 миллионов рублей. Пока, по словам Хажина, этих денег хватает, однако дальше будет сложнее вписываться в установленный лимит.
Как особо подчеркнули депутаты, есть вопросы и к материально-технической базе учреждений среднего профобразования. В первую очередь сельских. Если в городе и техникумы, и колледжи, что называется, переходят на современные рельсы (ребята учатся в удобных, современно оборудованных классах, проходят практику в оснащенных по стандартам WorldSkills мастерских, пользуются услугами центров проведения демонстрационного экзамена, где оцениваются не только их знания, но и практические компетенции), то на селе возможности гораздо скромнее.
— Большая часть колледжей и техникумов участвует в грантовой деятельности, привлекает для развития своей базы деньги федерального бюджета и средства работодателей, — пояснил руководитель минобра. — Но почти 40 процентов учреждений образования, расположенных в малых городах и селах, помимо образовательной выполняют еще и социальную функцию. Они дают возможность ребятам из семей с небольшим достатком, а также детям-инвалидам, сиротам, из многодетных семей, получить профессию бесплатно. Очень важно обращать внимание и на их развитие, прежде всего не сокращая расходы на бюджетные места. А для модернизации инфраструктуры сельских колледжей мы предлагаем учредить десять грантов главы Башкирии в размере пяти миллионов рублей.
Говорили на заседании комитета и о ранней профориентации школьников, которая после развала системы УПК (учебно-производственных комбинатов) канула в Лету.
— Мы давали детям возможность поработать руками, а потом выбрать занятие по душе, — заметил Айбулат Хажин. — Сейчас такой системы практически нет, она сохранилась лишь в зачаточном состоянии в единицах муниципалитетов. А потребность в ней огромная, УПК надо возрождать. Тем более что в некоторых городах и районах, где в связи с оптимизацией были закрыты школы и профессиональные училища, для этого имеются вполне подходящие помещения.
Не менее, чем в школах, актуален в системе СПО и кадровый вопрос. Педагоги здесь вынуждены работать в среднем почти на две ставки. Есть проблемы и с системой оплаты труда этих специалистов. Как подчеркнул и. о. министра, методику начисления заработной платы необходимо пересматривать. Сейчас базовая ставка составляет в ней всего 30 процентов, остальные 70 — это стимулирующие выплаты, которые единолично устанавливает директор учреждения образования. И далеко не всегда делает это объективно. «Такой механизм баловства» надо убирать, уверен Айбулат Хажин.
— Важность сегодняшней темы трудно переоценить, ведь 60 процентов детей после школы идут в систему СПО, — резюмировал руководитель профильного комитета Раиль Асадуллин. — Все возникающие в этой сфере проблемы должны решаться системно. А для этого необходима региональная концепция системы среднего профессионального образования.
Как выяснилось, такого документа в республике нет. Пока СПО развивается в рамках раздела Государственной программы развития образования РБ. Учитывая запросы экономики на грамотных специалистов, владеющих в первую очередь рабочими профессиями, видимо, действительно настало время выделить это направление в отдельный документ.
Кстати
В систему СПО РБ входят 96 образовательных организаций и 33 их филиала, включая негосударственный сектор, а также учреждения системы ГУФСИН. В ней обучаются около 94 тысяч студентов.