Все новости
Наука
26 Марта 2020, 09:55

Три подарка для учёного

Каков удельный вес науки в школьных конференциях?Знаете ли вы, какие животные опровергают теорию эволюции? Почему зеленая жаба — идеальный домашний питомец? Как на садовом участке по соседству с морковкой вырастить клюкву? Не знаете?

А юные исследователи знают. Им повезло: в течение недели в городе состоялись сразу три крупные научно-практические конференции школьников.

Сочинить духи и шоколад

Лицей № 3, городской фестиваль наук «Пространства начал», посвященный ученому-математику Н. И. Лобачевскому. Младшеклассники весьма практичны: выясняют, как отличить настоящий мед от подделки, делают дома духи и экологически чистые краски, шоколад и сыр, подсолнечное масло и халву. Они, конечно, иногда ошибаются, например, когда пытаются измерить жирность молока линейкой или настаивают на том, чтобы самолетостроители каждое воздушное судно снабжали необъятными подушками безопасности. Но даже в своих заблуждениях выглядят пытливыми и неравнодушными.
— Особенно важна практическая значимость работ, их направленность на то, чтобы облегчить и улучшить жизнь человека, — считает член жюри фестиваля, кандидат биологических наук, доцент Стерлитамакского филиала БашГУ Альбина Романова.
— Мы проводим фестиваль наук пятый год, в этом году в нем участвовал 301 ученик, — говорит замдиректора лицея № 3 Елена Есина. — Он помогает выявлять интеллектуальные, творческие способности детей, приобщать их к науке. Если младшим школьникам, безусловно, требуется помощь родителей, то в старших классах мы видим настоящие исследования и самостоятельные творческие проекты. Из года в год членами жюри становятся преподаватели СФ БашГУ, колледжей и учреждений дополнительного образования. Я бы посоветовала расширять круг интересов ребенка, а не кочевать с одним докладом по нескольким конференциям. Больше всего востребовано естественно-научное направление, а вот филологическое и физико-математическое ждут своих исследователей.

Ясный «лик» маленьких открытий

Четвероклассник 31-й школы Андрей Шитиков, один из победителей научно-практической конференции «ЛИК», читает экологический рэп: так сверстники быстрее поверят в идею его работы «Будущее Земли зависит от тебя». Семья Андрея не только создала настольную экологическую игру «Экополия», но и помогает реализовать в Стерлитамаке региональный проект «Крышечки спешат на помощь», а также организовывает высадку саженцев дубов.
Третьеклассники 24-й школы Богдан Самородов и Полина Абдулдаянова на английском языке рассказывают сверстникам о том, чем отличается в разных языках звукоподражательная лексика. Например, мы уверены, что петух кукарекает, а англичане считают, что он кричит: «Какадудуду».
— Мои ребята даже без призового места счастливы, — говорит о своих сияющих воспитанниках учитель Лидия Юлдашева. — Во-первых, они знают, что подготовили отличную работу, во-вторых, рады поделиться с другими интересной, живой информацией.
— Радует, что с первых шагов обучения в школе дети начинают приобщаться к исследовательской работе, знакомиться с ее структурой, оформлять доклады, — говорит член жюри научно-практической конференции «ЛИК», кандидат педагогических наук, доцент СФ БашГУ Надежда Гребенникова. — Это должны быть не рефераты. Они должны основываться на разнообразных методах исследования. Большое значение имеет умение докладчиков устанавливать контакт с аудиторией, задавать друг другу вопросы и не уходить от ответов на них.

Вслед за Ломоносовым

В секции биологических исследований «Ломоносовских чтений» в гимназии № 1 младшие школьники объясняют, почему у кошки светятся глаза, как вывести цыплят в инкубаторе и что нужно для счастья домашним муравьям.
— Меня из года в год приятно удивляет, насколько дети активны, смелы, не боятся браться за сложные виды исследований, — признается кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования СФ БашГУ, член жюри XXI Российской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» Софья Усманова. — Побольше бы таких детей, увлеченных наукой. Мы отдаем предпочтения работам, которые наиболее полно соответствуют критериям: исследовательский характер, яркое и доступное самостоятельное изложение, научное обоснование. Хорошо, когда есть презентация и раздаточный материал, когда дети оперируют терминами осознанно, когда работа соответствует их возрасту и интересам.
— Как найти достойную тему? Это нетрудно: тема должна быть интересна ребенку, — замечает член жюри «Ломоносовских чтений», учитель начальных классов с 21-летним стажем гимназии № 1 Ирина Пермина.
г. Стерлитамак.
Читайте нас: