Все новости
Наука
8 Января 2019, 14:30

Кулибин двадцать первого века

Будущих программистов и робототехников воспитывают в технопарке «Кванториум»

Без фантазии ничего не изобретается.
Без фантазии ничего не изобретается.

Январь — веселый месяц для школьников: развлечений — на все вкусы. Дед Мороз от елки не уйдет, пока каждого не одарит, а горки, а лыжи, а театральные представления на любой возраст! Но кто-то использует это время, чтобы выкроить лишний час для занятия любимым делом. Не зря же дипломы вручают «За успешное выступление на Международном фестивале по робототехнике и инжинирингу RoboLiga World-2018». Искандер Зиганшин учится в пятом классе, а такая награда уже числится в его «послужном» списке. Как, впрочем, и множество других.

Инкубатор по-колхозному и супердедушка

В Уфу Искандер переехал из Нижнекамска. Каждый год он навещает родной город. «Всегда тянет на то место, где родился», — патриотично считает он. В увлекательный мир микросхем, проводников, паяльников и прочих технических аксессуаров погрузился не случайно: дедушка — электрик, почетный работник АПК России, папа — инженер. Мама — просто «добрый экономист». Искандер прикипел к компьютеру, правда, не только мультики смотрел и играл, но и учился. А по размышлении решил все это соединить: компьютер и папины-дедушкины технические таланты.

Когда Искандеру было всего полтора года, у него появился набор «Лего», и юный конструктор взялся за дело. Но оранжевая машинка, упорно складывающаяся из набора, ему быстро надоела, и он решил мастерить что-нибудь свое. А в семь лет отправился осваивать азы конструирования в БГПУ на курсы «Робототехника и lego-конструирование».

Творческий человек — это вам не только художник. Искандер к своему делу именно творчески и подходит, включая фантазию: «Мне нравится, когда у меня получается то, чего ни у кого нет и не было. Не додумались. А я могу и делаю. От этого и удовольствие».

Впрочем, мастерит он не только удовольствия ради, но и пользы для. Взять, к примеру, инкубатор. Аппарат знакомый —если к нему воображение не приложится. «В тех инкубаторах, что я в интернете нахожу, чего-то да не хватает, — рассказывает Искандер, — контроль температуры и влажности по-колхозному, например, устроен, самому им управлять приходится, вручную. А я хочу, чтобы все это автоматически производилось — через программу».

Главный спонсор проекта, как и прочих изобретений Искандера, — дедушка. В последнем проекте у них с внуком вообще взаимовыгодное сотрудничество сложилось: дедушка яйца с дачи поставляет, Искандер по завершении цыплятами отдарится.

Неизвестно, знает ли наш робототехник поговорку «В здоровом теле — здоровый дух», но одно из его увлечений — плавание. «Программисты и робототехники — народ не очень спортивный, — считает он. — Максимум, отверткой пошуруют. Вот и плаваю. Еще на лыжах хожу, летом на велосипеде катаюсь».

Кремлёвская ёлка для мамы

Это для себя, для здоровья. В соревнованиях Искандер участвовать не собирается — в его жизни и так много конкурсов. Он к ним привык с первого класса. «Гагаринская олимпиада первой была, — вспоминает он. — Я, считай, чуть-чуть провалился: четвертое место занял. Самое сложное для меня в этих конкурсах — проблемы с программной частью. Часто программы пишут небрежно, на скорую руку».

Ушедший год стал для Искандера победоносным — он принес первое место на международном чемпионате по робототехнике. Запомнился не только «лаврами», но и тем, что это первая его поездка в Москву была. «Ну, а лучшим стать с первого раза в таком престижном состязании — это, знаете ли, очень тяжело», — вздыхает Искандер. Но его робот не подвел — заданную трассу проехал на ура, притом что ему только подсказывать можно было.

Ныне Первопрестольная для Искандера не в диковинку — накануне он как раз с Кремлевской елки вернулся. Не только сам развлекся, но и родных с друзьями развлек — вел прямую трансляцию на ютуб через смартфон. Правда, пираты, Дед Мороз и прочие новогодние персонажи не очень впечатлили серьезного робототехника, у него и поинтересней занятия есть: тот же инкубатор. «Хотя не каждый день в Москву приезжаешь, а елка — это вроде похода в театр, только новогодний», — отмечает он.

«Кванториумист» со стажем

К главному зимнему празднику, кстати, у Искандера вполне взрослый подход: подарок должен быть не очень затратный и чтобы пригодился впоследствии. «Конфеты — одна из самых бесполезных вещей, а мощный компьютер — дорого, — размышляет он, — вообще, всем — хороших оценок, чтоб от родителей не попадало, чтобы желания все исполнились».

Так же серьезно он и к своему будущему относится: «Наверное, буду робототехником или программистом. Только программы не для игр буду писать — я это забросил давно, а для сельского хозяйства. Хочу продолжить сразу дело и дедушки, и папы и свои уже собственные проекты подключить. Однако робототехник — профессия рискованная: напряжение высокое. А у программиста работа полегче, ну так и менее оплачиваемая».

Искандер — «кванториумист» со стажем: три года ходил сюда на программирование, полтора — занимается в лаборатории электроники. Недавно увлекся виртуальной реальностью — тоже по-взрослому. Проект «Умный дом» как раз из такой реальности «вырос».

А напоследок компьютерный Кулибин просто растопил суровое журналистское сердце: «Я вот сижу и думаю, как же долго надо будет вам все это переписывать». Может, озаботился программой для преобразования диктофонных записей в текст? Такая есть, говорят, но Искандер обязательно внесет в нее что-нибудь свое, не сомневаюсь...

К слову, технопарк «Кванториум» имеет три площадки: две — в Уфе, одна — в Благовещенске. Всего же в республике десять технопарков. Еще семь — в Агидели, Кумертау, Белорецке, Белебее, Учалах, Сибае, Нефтекамске.
Читайте нас: