Все новости
Культура
3 Июля 2020, 10:30

«Викторианская» эпоха Нефтекамска

Тридцать лет назад здесь создали творческий коллектив, которым гордится вся Башкирия

Это Образцовый ансамбль эстрадно-спортивного танца «Виктория». За минувшие годы он добился прямо-таки ошеломительных успехов. В числе многочисленных наград коллектива — серебро и бронза чемпионатов мира по танцевальному шоу, он дважды победитель конкурса «Утренняя звезда» на Первом канале, призер Фестиваля детского танца «Светлана» под руководством примы Большого театра Светланы Захаровой и золотой призер фестиваля «Волшебная туфелька» Илзе Лиепы, серебряный призер Всемирной танцевальной Олимпиады в Москве. Эти невероятные достижения стали возможны потому, что воедино сложилось сразу несколько «пазлов»: талантливые дети, профессиональная команда педагогов и тренеров, поддержка отцов города, в частности, бывшего директора автозавода Рифа Маликова. Однако главный «двигатель прогресса» — это, конечно, бессменный руководитель ансамбля, заслуженный работник культуры России и Башкортостана Виктор Мухин, который и завел эту «танцевальную машину».

Танцевать отказывался наотрез

Сегодня кажется невероятным, что заниматься танцами Виктор Мухин начал случайно и довольно поздно — в 19 лет.
Родился Виктор Егорович в Грозном, куда во время войны из Подмосковья были переселены родители его отца. Окончив школу, затем с отличием — училище, поступил в Магнитогорский индустриально-педагогический техникум. Здесь помимо основной учебы студенты занимались еще на факультете общественных профессий. Кто-то осваивал фотодело, кто-то — специальность киномеханика — выбор был большой. Мухин записался в стрелковую секцию и через три месяца занятий уже был третьеразрядником. Возможно, стал бы и мастером спорта, как обещал тренер, но у судьбы были на него другие планы.
— Мои друзья-однокурсники записались на танцы. Одной девочке не хватило партнера, и они стали уговаривать меня. Я долго не соглашался, — вспоминает Виктор Егорович. — В конце концов, даже смешно рассказывать, меня заставили насильно. Здоровые парни вчетвером, взяв за ноги, за руки, потащили из общежития. Посадили в трамвай, окружили, чтобы не сбежал. Потом опять, как бревно, понесли во Дворец культуры. Вахтерша: «Вы что, пьяного несете?». Они смеются: «Да нет, мы его в искусство тянем, никак не хочет развиваться!». А потом выяснилось, что они уже выучили все танцевальные движения, а я никак не могу их запомнить. Тогда решил: докажу, что смогу, а потом уйду. Доказал, но почувствовал, что уже с нетерпением жду этих занятий. А вскоре начал дополнительно посещать танцевальный кружок во Дворце культуры. Друзья прознали про это и попросили обучить их бальным танцам. У нас в техникуме была рекреация с зеркалами, где я их и учил. Вскоре желающих прибавилось столько, что стало тесно. Тогда руководство техникума выделило нам зал, и я стал готовить танцоров к смотрам художественной самодеятельности.
Не расставался Мухин со своим увлечением и во время службы в армии: вел танцевальный кружок для солдат и вольнонаемных, готовил личный состав к различным смотрам.
Приехав в августе 1977 года по распределению в Нефтекамск, молодой специалист устроился электриком в НГДУ «Арланнефть». В сентябре активного комсомольца избрали вожатым-производственником и определили в подшефную школу № 3, где он организовал танцевальный кружок.
— Пришли одни девчонки, — рассказывает В. Мухин. — Выхожу в коридор, смотрю, пацаны болтаются без дела. Поговорил с ними, убедил записаться на танцы. Очень интересный первый состав у меня подобрался — мальчишки все до одного состояли на учете в детской комнате милиции.
Через полгода занятий юные танцоры удачно выступили на школьном смотре, а потом произвели фурор на городском. Там и обратил на них внимание директор Дома техники «Нефтяник» Петр Шеин, которого Виктор Егорович называет крестным отцом — своим и ансамбля. Он пригласил Мухина на работу балетмейстером на полставки, выделил помещение. Коллектив по предложению Петра Александровича назвали «Аэлита». Так все и началось…

Трудный выбор

— Занимались ребята с большим желанием, — вспоминает Виктор Егорович, — но при всем этом оставались такими, какими были. Представьте: конец занятий, дети выбегают в коридор и по перилам лестницы мимо Шеина — вжик, вжик — съезжают один за другим… Или, например, вызывает меня директор однажды: «Посмотрите, что ваши подопечные наделали», — и показывает на сломанный стол. Ребята во время концерта все скопом на него сели, вот мебель и не выдержала.
Работая электриком-высоковольтником, Мухин уезжал по вахтам в Вятку, и ребятам не раз приходилось выступать без него. Но потом все же настало время определяться. Ему сказали: «Хороших электриков в городе много, а балетмейстеров нет». На тот момент у него уже была семья, и пришлось выбирать между зарплатой в 420 и 100 рублей… После долгих, мучительных раздумий он все же решился. И когда-то принудительно-добровольное увлечение танцами стало делом всей его жизни.
Когда в 1990 году родилась дочь Вика, одну из младших групп Мухин назвал «Викторией». Победа новоиспеченных «викторят» в республиканском конкурсе «Волны Агидели-91» послужила тому, что «Виктория» отпочковалась от «Аэлиты» и стала официальным названием нового коллектива. Так началась история «Виктории».

Триумф на «Утренней звезде»

Очень скоро ансамбль имел уже все звания, какие только можно было получить, — победитель городских, республиканских и всероссийских конкурсов и фестивалей. В 1995-м ему присвоили звание образцового коллектива, а после победы на Всероссийском фестивале в Казани он удостоился звания «Лучший коллектив России».
Самым значимым достижением ансамбля, хотя результатов более высокого уровня позже было немало, Мухин считает победу на телевизионном Всероссийском конкурсе «Утренняя звезда» в 1994-м. Это был неожиданный и незабываемый успех, который окрылил коллектив и дал толчок его дальнейшему развитию.
«Утреннюю звезду», популярнейший в то время вокально-танцевальный конкурс для детей на Первом канале, с неменьшим интересом смотрела и многомиллионная аудитория взрослых. К новичкам из провинциального Нефтекамска с самого начала отношение было снисходительное. А «Виктория» взяла и с ходу завоевала первое и два вторых места! Безупречное исполнение, отточенное мастерство, подкупающие своей харизмой дети, их артистизм не оставили соперникам шансов.
В 2000-м воспитанники В. Мухина повторили свой триумф на «Утренней звезде».

Президент слово сдержал

В 2001-м «Виктория» была приглашена на фестиваль народного творчества «Самоцветы Башкортостана» в Уфе. Статус фестиваля был очень высок: на нем присутствовал президент России В. Путин.
Направляясь к центральной юрте, глава государства со своей командой подошел к месту дислокации «Виктории». Остановившись, с любопытством наблюдал за выступлением ребят и, хотя его тянули дальше, досмотрел номер до конца. А потом, поблагодарив детей, сказал: «Я вас обязательно приглашу в Москву на большой концерт!».
И слово свое президент сдержал. Через три месяца на имя «Виктории» пришло официальное приглашение в Москву на гала-концерт победителей всероссийских фестивалей-конкурсов детских творческих коллективов.
— Выступать предстояло перед руководством страны, — вспоминает Виктор Егорович о том событии, — поэтому были собраны лучшие представители регионов России: и певцы, и музыканты, и танцоры. Когда мы подъехали, отбор уже шел. Я прошел в зал к жюри, чтобы предупредить о своем приезде, и стал невольным свидетелем следующего разговора. «Всех выступающих мы знаем, а что за коллектив из какого-то Нефтекамска? Стоит ли время тратить на просмотр?», — сказал один из членов жюри. Ему ответили: «Они по приглашению Хозяина».
— Обратиться можно? — решил я вступить в разговор.
— А кто вы?
— Я и есть руководитель этого коллектива.
После неловкой паузы:
— Значит, приехали... Когда будете готовы?
— Минут через двадцать, — отвечаю и бегу к своим.
Выходим на сцену, исполнили первый танец. В зале полная тишина. На лицах жюри — изумление. Наконец один из них говорит:
— Я думал, всю страну знаю. Оказывается, ошибался. Показывайте, что еще привезли!
Мы показали, потом — еще. В итоге у нас взяли на выступление два номера.
Успех «викторят» был ошеломительный. Яркие, эмоциональные, невероятно техничные — их хореография включала в себя и художественную гимнастику, и акробатику, и бальные танцы. Они стали абсолютными победителями фестиваля.

За честь России

«Виктория» — семикратный победитель чемпионатов России, дважды становилась лучшей на Кубке России по танцевальному шоу «Юниоры Формейшен». Когда в 2007 году международный состав жюри Всемирной танцевальной Олимпиады в Москве единодушно поставил «Виктории» высшую оценку, коллектив вошел в сборную страны и отправился на чемпионат мира в Германию.
Виктор Егорович рассказывает:
— На конкурс приехали лучшие из лучших из более чем ста стран мира. Российскую команду представляли около 300 человек во всех возрастных и жанровых номинациях. Борьба была трудная. Наши ребята выступали с башкирским стилизованным танцем «Маленькие наездники». Когда «Виктория» вышла в полуфинал, волнение достигло апогея, нас всех просто трясло. Но вот выступления прошли, объявили победителей. Мы завоевали бронзу!
А потом в честь танцоров из маленького неизвестного Нефтекамска поднимался российский флаг и звучал гимн России. И стояли наши одиннадцатилетние дети на сцене со слезами на глазах, испытывая гордость за себя и за Отечество.
Через год там же, в Германии, «викторята» взяли серебро.

Доброжелательность обязательна

Пример Виктора Мухина показывает, как много зависит от личности руководителя в жизни того или иного творческого объединения. Но главный секрет успехов «Виктории», как нам кажется, — в огромной самоотдаче и трудоспособности всего танцевального коллектива — педагогов, детей, тренеров, в числе которых заслуженный мастер спорта СССР по акробатике Дамир Маннапов, в поддержке родителей.
Сегодня вместе с Виктором Егоровичем работают его ученики — Елена Судалькова, Азамат Шамсигалиев, Ирек Петрушевский. А так как все они —воспитанники ансамбля, то коллективу удается на протяжении многих лет сохранять и традиции, и особую атмосферу. Это единый организм, слаженный и сплоченный.
— Каждый мой педагог идет по индивидуальному пути так, как считает нужным. Я никогда не навязываю свое мнение, — делится секретами «творческой кухни» Виктор Мухин. — И группы всегда разные. У нас к каждому ребенку свой подход. Обязательна только доброжелательность.
Каждый из участников ансамбля — потенциальный лидер. И это вполне закономерно. Ведь если хочешь быть лучшим, значит, будешь часами работать в репетиционном зале, спешить на тренировки в выходные и в непогоду.
— Для наших детей «Виктория» стала вторым домом, — уверена Фагима Фаритовна, мама Ильнура Галимова, ныне студента Башкирского хореографического колледжа им. Р. Нуриева. — Да, было очень тяжело. Мы все перетерпели: и боль, и слезы. Нет, насильно ребенка в ансамбль не тащили. Дети сами бегут туда! И чем старше становятся, тем больше их тянет в любимую «Викторию». Для них выступление на сцене — это радость, аплодисменты зрителей — награда. Спасибо нашим талантливым педагогам за такой коллектив, за наших детей, за умение разглядеть в них индивидуальность, помочь в творческом становлении.

Между тем

С «Викторией» считают за честь сотрудничать именитые хореографы России, такие как ведущий солист Большого театра Андрей Меркурьев, выпускница Королевской Академии танца в Лондоне, руководитель детского ансамбля «Планета» Анна Фоминых (Йошкар-Ола), хореограф сборной России по фигурному катанию Никита Харитонов (Тольятти).
Прямая речь
Марат КАРИМОВ, доцент кафедры хореографии БГПУ им. Акмуллы, балетмейстер ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова:
— Я поклонник ансамбля «Виктория», одного из лучших детских коллективов республики, во главе которого стоит замечательный парень Виктор Мухин. Горжусь тем, что учил и учу многих его учеников. Они становятся настоящими профессионалами и ныне работают в ведущих коллективах России и даже мира.
Ривхат САТТАРОВ, балетмейстер-постановщик:
— «Виктория» — коллектив с очень высоким уровнем хореографической, актерской, спортивной подготовки. Что интересно — все возрастные группы работают одинаково слаженно, техника исполнения трюковой части на высшем уровне!
Эльвира АГЛЯМОВА, солистка балета «Тодес» Аллы Духовой (Москва):
— Помню, я с удовольствием ходила на занятия. Вставала в 6 утра и в любую погоду топала на остановку автобуса, спешила на утреннюю тренировку. «Виктория» — это не только танцы, это целая жизнь, в которой царит атмосфера счастья.
Ильяс ФАЗЛИЕВ, артист Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева (Москва):
— Мне кажется, самое ценное, что берет с собой во взрослую жизнь каждый участник ансамбля, — это умение работать в коллективе и ответственность. Звездная болезнь здесь пресекается на корню. И тот факт, что выпускники «Виктории» приводят сюда своих детей, говорит о многом. Лично для меня «Виктория» — это фундамент моих успехов.
Читайте нас: