Все новости
Культура
10 Апреля 2021, 09:15

Там, где рождаются танцовщики

C прыжком Барышникова несовершенства внешности не так уж и важны

В Башкирском государственном хореографическом колледже начались предпросмотры желающих поступить на классическое отделение. У кого есть шанс на балетное будущее, как изменились критерии отбора учеников, в чем специфика их обучения, рассказала руководитель колледжа, заслуженный деятель искусств РБ Олия Вильданова.

Балерины выше среднего

Двенадцатилетняя Алина Галимова из Уфы в танцах с четырех лет. Все свободное время девочка проводила в детском танцевально-спортивном клубе, выступала на концертах и строила планы будущих побед до тех пор, пока… не переросла всех мальчиков в коллективе. Но высокий рост, оказавшийся помехой для танцев, стал преимуществом при поступлении в хореографический колледж.
— Разве балерины не должны быть миниатюрными и невесомыми, чтобы парить над сценой? — интересуюсь у директора колледжа.
— Наоборот, современные артисты балета должны быть высокими, и, чем выше, тем больше у них перспектив найти хорошую работу. Например, в известный питерский коллектив — балет Эйфмана — не берут мальчиков ниже 190 сантиметров, и девочки, соответственно, должны быть выше среднего роста, около 175 сантиметров. Смотрятся они на сцене фантастически, — рассказывает Олия Галеевна. — Невысокие артисты в театре тоже пригодятся — те же маленькие лебеди, журавли, марионетки — но для них поле деятельности не такое широкое. На классическое отделение в наш колледж приходят дети после 4 класса общеобразовательной школы. Мы, конечно, смотрим на рост, обращаем внимание, насколько высоки родители, но все же не концентрируемся пока на этом критерии, потому что невысокие дети часто с возрастом вытягиваются. Но когда приходят совсем крошки, поступать к нам не рекомендуем.

Потому что на десять девчонок…

Рамир Шайгатаров из Нефтекамска заканчивает первый класс хореографического колледжа. Попробовать себя в балете способному ученику посоветовал педагог из детского танцевального коллектива в родном городе.
— К сожалению, часто руководители самодеятельных коллективов не хотят отпускать от себя талантливых учеников, руководствуясь своими интересами, а не интересами ребенка. Получается, что на весах — участие в отчетном концерте и путевка ребенка в жизнь… А ведь мы совсем не против того, чтобы дети поддерживали связь со своими коллективами и в случае надобности выступали на их отчетных концертах, — говорит Вильданова.
Одиннадцатилетнему Рамиру очень нравится балет «Спартак». Красивые костюмы и все так реалистично, восхищается мальчик. Он мечтает когда-нибудь станцевать главную партию. А пока учится и живет в интернате при колледже. Бывает, скучает по маме. Но ради учебы в таком месте готов потерпеть, говорит Рамир. Тем более у него здесь уже много друзей.
А вообще, несмотря на то, что в последнее время на предпросмотры в колледж приходит все больше мальчиков, их всегда не хватает. Если конкурс на классическое отделение среди девочек — пять человек на место, то у мальчиков обычно не больше двух. Неудивительно: большинство родителей старается отдать сыновей на футбол или хоккей. Балет, по их мнению, совсем не мужское занятие.
— А ведь именно для мальчиков возможность определиться с профессией уже в раннем детстве — великое дело. Мы берем десятилетнего ребенка, воспитываем, обучаем за счет государства в течение 8 лет, и уже к совершеннолетию он готовый профессионал, которого ждут в театрах страны. И, надо сказать, наши выпускники очень востребованы. Зарплата у начинающих артистов кордебалета — от 30 тысяч. Чем больше загруженность, тем выше заработок, так что наши выпускники сразу начинают себя обеспечивать, — рассказывает Олия Галеевна.
Когда смотришь на маленьких, но очень подтянутых и уже мускулистых мальчиков, старательно работающих у станка, балет вовсе не кажется исключительно женским искусством. Особенно впечатляет какая-то взрослая сосредоточенность и осознанность в глазах этих совсем еще малышей. И кажется, что не только балетная осанка заставляет их так прямо и гордо держать спинку и голову, но и что-то другое. Откуда у детей такая необычная целеустремленность и чувство собственного достоинства?

Работа — лучшая диета

— Попадая в творческую атмосферу, участвуя в постановках и спектаклях театра оперы и балета, дети не просто вникают в будущую профессию — у них появляется вкус к ней. Сцена, внимание зрителей, аплодисменты — все это впечатляет и захватывает, — объясняет Вильданова. — Мы очень большое внимание уделяем воспитанию. Дети понимают, что они учатся в уникальном образовательном учреждении. У нас часто бывают гости, телевидение. Если в Уфу приезжают иностранцы, то они обязательно приходят к нам, потому что имя Рудольфа Нуреева известно всему миру. Ребята понимают, что они будущие артисты, и учатся давать интервью. Они хорошо ощущают свою избранность, хотя остаются при этом обычными детьми. В общем, по собственному желанию из колледжа никто не уходит, если только по медицинским показаниям. Или если девочки в старших классах сильно поправляются.
— Мороженое, сладости… Получается, артисты балета с самого детства должны быть лишены этих радостей жизни? — интересуюсь у своей собеседницы.
— При отборе на классическое отделение мы не снижаем баллы за полноту, ведь дети, как правило, израстают, худеют. Но очень полненьких не берем. За питанием учеников младших классов следят родители, а старшеклассники уже осознанно подходят к этому вопросу и, если необходимо, в чем-то себя ограничивают. Сама я никогда на диете не сидела. Когда танцевала в театре, моей диетой была работа. Ее хватало, чтобы всегда быть в нужной форме, — говорит Олия Галеевна.
По ее словам, современные нормативы в балете настолько жесткие, что если их строго придерживаться, можно вообще остаться без учеников. Приятные черты лица, большие выразительные глаза, ровные зубы, длинные ноги — балет требует красоты, но идеально подходящих детей очень трудно найти. Например, в последнее время мало длинноногих детишек. Но если у ребенка есть способности, в последующем этот недостаток легко скрасит специально подобранный театральный костюм.

Терпение и бойцовский дух

Небольшие глаза можно подчеркнуть макияжем, и красивую улыбку сегодня «сделать» не вопрос, но чтобы ребенок ежедневно вставал к станку и, превозмогая себя, шел к профессионализму, нужен характер. Как говорит директор колледжа, далеко не все выдающиеся танцовщики имели хорошие внешние данные. Но они обладали огромным трудолюбием, терпением и, что немаловажно, бойцовским характером.
В репетиционном классе, куда мы с фотокором заглянули, у станка занимаются первоклассницы. Рядом с нашими девочками — хрупкая улыбчивая японка Анна. С удовольствием позирует на камеру. По-русски почти не говорит, но берет старанием. Колледж не первый год сотрудничает с Японией, здесь учатся несколько детей из Страны восходящего солнца. Приезжают они без родителей, с менеджером, помимо основных дисциплин дополнительно занимаются русским языком.
Интересно, отличаются ли эти дети от наших? Ведь японская система воспитания совсем другая. «Дети есть дети, каждый со своим характером, зачастую совсем не самурайским», — улыбается Олия Галеевна.
В этом году на классическом отделении колледжа 24 бюджетных места, четырех детей возьмут на платной основе. Здесь заинтересованы в том, чтобы на предпросмотры приходило как можно больше желающих, чтобы было из кого выбирать.
Но не стоит приводить ребенка лишь потому, что он здорово танцует и участвует в конкурсах, или если мама когда-то, как многие девочки, мечтала стать балериной, но не вышло. «У нас не балетный кружок, а серьезная образовательная система. И, в первую очередь, родители должны понимать, сколько усилий нужно будет приложить ребенку, чтобы добиться успеха»,— говорит руководитель учебного заведения.
Ученицам из Японии предстоит освоить не только балетное искусство, но и специальную программу изучения русского языка.
Читайте нас: