Все новости
Культура
25 Сентября 2020, 10:00

Главная партия

Аскар Абдразаков: «Я поставил себе задачу — наш оперный должен быть первым в театральной жизни республики»

Прошел практически год, как в театре оперы и балета появился новый художественный руководитель — народный артист РБ, советник по культуре и искусству главы Республики Башкортостан Аскар Абдразаков. Должность, безусловно, ответственная для единственного оперного театра региона, хотя выбор, наверное, оптимальный: кто, как не артист досконально знает «театральную кухню» и потребности коллег? Вдобавок, Аскар Амирович остается солистом Мариинского театра, а значит, может поделиться опытом и наработками одного из лучших коллективов России. Как жил наш театр в этот непростой для всех период, что в дальнейшем, с точки зрения худрука, ждет зрителей — об этом мы беседуем с Аскаром АБДРАЗАКОВЫМ.

Открывать новые двери

— С прошлого сентября вы — худрук БГТОиБ. Как вы строите репертуар? Каким видите развитие театра?
— Мы запланировали несколько премьер в прошлом сезоне, но, к сожалению, они не случились по понятной причине, и сейчас мы наверстываем упущенное.
Свою политику я строю, оценивая, прежде всего, голоса наших певцов, актуальность предложенного спектакля. Обязательно изучаю прошлый репертуар: какие постановки уже были, а какие нет. Например, к опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» можно относиться по-разному. Она должна идти у нас, потому что известна и интересна и детской, и взрослой аудитории.
Что касается неизвестных — решил сам поставить «Дон Кихота» и спеть главную партию. Уже сейчас готовлю к участию в опере наших солистов. Конечно, мы приглашаем певцов из других театров, но, прежде всего, надо отточить мастерство наших вокалистов и сделать все красиво и правильно именно с ними. В этом тоже моя роль как худрука: воспитать своих солистов и сделать здесь достойный, красивый спектакль, который будут смотреть за рубежом. Это, конечно, сложная работа: отдельно с хором, отдельно с каждым артистом будем пропевать каждую ноту, просматривать каждый шаг, каждый взгляд, движение. Начинаем с конца ноября.
— Все же почему «Дон Кихот»?
— Для большинства это балет Минкуса, а есть еще и потрясающий Массне. (К слову, Массне начал писать оперу, когда из-за ревматизма был прикован к постели. Сочинение «Дон Кихота» стало, по словам Массне, своего рода лекарством от болезни. А роль Рыцаря печального образа была написана специально для Федора Шаляпина, — авт.). В ней очень много красивой музыки.
Хотим включить в репертуар еще «Лакме» Делиба. Узнаваемая музыка — это, конечно, хорошо, но нужно еще развивать, воспитывать вкус у зрителя, потому что опера — безусловно, элитарное искусство.
Нам, конечно, не помешали бы «Аида», «Борис Годунов», «Дон Карлос» — проверенная временем классика, и это будет. Но сейчас я хочу открывать новые двери, знакомить с новыми именами. Людям, думаю, будет приятно знать, что у нас в театре есть замечательные певцы и богатый репертуар.
Кроме того, мне интересна работа с детьми.
— Расскажите об этом подробнее.
— Мы будем ставить детские спектакли, и не только на большой сцене, но и в Малом, Греческом залах. Это будут интерактивные постановки, миниспектакли, чтобы легче было их воспринимать. У нас сильная труппа, и есть актеры, которые прекрасно могут взаимодействовать с молодым поколением.
Оперы для детей есть, например, «Кошкин дом». А наши ребята вообще предложили замечательную идею: пусть будет один ведущий — Сказочник, вроде Анастасии Зуевой в передаче «В гостях у сказки». Вот он и станет «переводить» детей из одной мини-оперы в другую.
— Насколько репертуар театра, по-вашему, должен состоять из классически поставленных спектаклей и насколько из экспериментальных?
— Я не так отношусь к репертуару: мы либо принимаем постановку, либо нет. Как бы она ни была поставлена, главное, чтобы в спектакле была заложена идея, и чтобы не было «вспышек», разрозненных отрывков. Посмотрел — а что фактически ты понял-то? Были какие-то красивые куски, а в общем — это о чем?
Постановка должна быть выстроена по сюжету: если режиссер говорит, что эта сцена главная, он должен к ней вести. Бывает так, что спектакль как бы состоит из клипов: один, другой, а какая между ними связь? И начинается шатание: что делать, как мне эту сцену соединить с другой? Я много раз работал с такими режиссерами. И оперных певцов надо «двигать». Ты спел, посмотри налево, к примеру. А зачем? Вот чтобы это понять, надо выслушать режиссера, поработать с музыкой, понять перевод. И тогда ты поймешь, зачем надо голову повернуть.

«Северные амуры» запоют?

— Наш театр вошел в десятку лучших театров России. Но это данные турстата, составленные по популярности у зрителей и онлайн-трансляциям на сайтах и в социальных сетях. А может ли он войти в число лучших с точки зрения профессионалов? Есть такая задача?
— У меня она несколько другая. Я знаю, что здесь работают люди профессиональные. Но стоять на месте нельзя. В нашем театре должно быть большое количество мастер-классов, «настраивающих» певцов. Так делают в Мариинке специально приглашенные педагоги. Мы будем приглашать московских, петербургских преподавателей. Будут приезжать пианисты, которые занимаются с вокалистами по традиционной французской, английской, итальянской музыке. Мы будем греметь по России! И не только.
— Вы — один из авторов проекта «Лаборатория современной башкирской оперы». Аналогов проекта в России нет, вам и посоветоваться-то не с кем было. Расскажите, пожалуйста, о нем.
— Сейчас вообще пишется мало оперной музыки — балеты, мюзиклы — это да, а опер очень мало. И мы решили взяться за этот проект, который продлится целый год. Встречались с председателем Союза композиторов Лейлой Исмагиловой и председателем Союза писателей Заки Алибаковым, решили, что для лаборатории нам нужны молодые одаренные композиторы и писатели. Они предложили несколько кандидатур, зарегистрировались 48 человек, в том числе уже известные композиторы Валерий Скобелкин, Шаура Сагитова, писатели Шаура Шакурова, Фарид Ахмадиев, и лаборатория начала работу.
Участники уже прослушали несколько лекций московских критиков и педагогов, получили право ходить в театр на любую постановку. Кто-то из них пишет музыку для ансамблей, кто-то арии. Мы будем отслеживать, кто какое взял направление: героическое, эпическое, будем смотреть, как сложится тандем «писатель — композитор». Будут еще мастер-классы, лекции, участники поработают с оркестром, певцами, могут писать и для конкретного исполнителя. К завершению проекта определятся шесть композиторов и шесть либреттистов, по работам которых мы создадим театральные эскизы. Лучший проект получит полноценное воплощение на сцене.
— Композиторов учат, а откуда берутся либреттисты, ведь чаще всего в основе опер — литературное произведение, историческое событие?
— Учат примерно, как драматургов. У нас в лаборатории занимаются поэты, а ведь есть же оперы «Евгений Онегин», например, на стихи Пушкина. Так что вполне возможно, что это будет поэтическое либретто. Тут уж кому что нравится, а тем много. Почему, например, у нас до сих пор нет спектакля, посвященного «северным амурам»?
— Вы говорили о работе с детьми. Иногда поход в театр для ребенка становится первым и последним — если он увидит слабую, скучную постановку. Что бы вы посоветовали делать в таких случаях?
— Применить интерактив, выходить в реальность. Дети же сейчас совсем другие — их надо отрывать от гаджетов. Я вожу дочку в музеи, например. Она, конечно, пока не понимает того, что видит, но что-то откладывается на чисто подсознательном уровне. Даже пойти в буфет — но в оперном театре — для ребенка большое дело: там же красиво, публика нарядная.
Я хочу сейчас в инстаграме предложить подписчикам поучаствовать в одной акции. В Мариинском театре есть специальная программа АЮТ — Академия юного театрала. Хочу предложить придумать название для отдельного абонемента, предназначенного юным зрителям.

Свист из оркестровой ямы

— Вы худрук поющий и успешно все свои дела совмещаете. А есть еще, кроме Дон Кихота, партия-мечта для вас?
— Интересно бы поставить «Мефистофеля» Бойто. Бойто, который сам написал либретто, был композитором, обладавшим большим литературным талантом, он написал Верди первоклассные либретто для «Отелло» и «Фальстафа». Поэт работал над оперой на протяжении всей жизни: первые наброски были сделаны в 1773 году, а вторая часть была создана за год до смерти. Это единственная завершенная им опера. Правда, там есть ария «Son lo Spirito» со свистом, а это плохая примета — свистеть на сцене. Выход, конечно, есть: я просил, чтобы свистели из оркестровой ямы. Это, кстати, сложно: надо в ритм уложиться.
— Всегда было интересно узнать, как происходит процесс корректировки спектакля. Если ваше видение его, как художественного руководителя, отлично от задумки режиссера-постановщика, как вы улаживаете разногласия?
— Те спектакли, что идут сейчас, уже не переделать. Да это и некрасиво. Что-то делать надо на стадии репетиций. Но это сложно, творческие люди — народ обидчивый. Поэтому тут надо доверять режиссеру, зная, однако, кто он. Например, оперу «Так поступают все женщины» ставил у нас уже хорошо известный в Уфе Георгий Исаакян. Скоро он приедет вновь, чтобы возобновить постановку.
Современную оперу «Новая жизнь» будут ставить Елизавета Корнеева, к слову, ученица Исаакяна, выигравшая грант на поддержку молодых специалистов, и Екатерина Агений. Поскольку именно у нас опера пройдет впервые, мы привлечем внимание всего музыкального мира.
Кстати, сейчас мы стараемся много времени уделять и рекламе. У нас этим будет заниматься конкретный человек, и, думаю, жители и гости республики всегда будут в курсе того, что у нас происходит.
Я поставил себе задачу: «Салават Юлаев» у нас первый в спорте, наш оперный должен был первым в театральной жизни республики.
— Вы живете на три города — Москва, Петербург, Уфа. Как вы себя «распределяете» по этим городам?
— Я об этом и не думал, все идет каким-то своим чередом. Общаемся по смартфонам, и это очень удобно: возник вопрос — тут же обсудили. Плотно сижу в сетях. А что делать?
Кстати, живу я не на три города, а, пожалуй, на весь мир. Был, например, в Австралии, правда, больше пяти лет назад, там нас очень хорошо принимали. Пел с Олегом Каэтани, дирижером из Италии в «Реквиеме Верди» в Мельбурне.
Что запомнилось — я стою, пою, и в этот момент засыпаю секунды на две! Это из-за разницы во времени. Был в зоопарке, кормил кенгуру, коалу держал в руках, на голову, на руки садились попугаи…
Мне комфортно совмещать пение и нынешние свои обязанности. Моя работа — это та работа, которая приносит огромное удовольствие. Я понимаю, что сотрудничаю со своими единомышленниками, людьми, которым я доверяю и уважаю их.
Читайте нас: