Фестиваль «Танец — душа народа» был организован государственным академическим ансамблем народного танца имени Файзи Гаскарова и компанией «Уфанет». В этом году перед уфимской публикой вместе с гаскаровцами выступили всемирно известный ансамбль «Березка» имени Н. С. Надеждиной, государственный ансамбль танца «Урал» и государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан. Финальным аккордом стало выступление гаскаровцев и государственного академического ансамбля танца Дагестана «Лезгинка». Участники фестиваля подвели итоги этого большого культурного события и обсудили вопросы развития народно-сценического танца в современных реалиях на круглом столе.
Как рассказал директор ГААНТ имени Ф. Гаскарова, заслуженный артист РБ Назир Байзигитов, фестиваль был задуман для того, чтобы с помощью понятного всем языка народной хореографии объединить людей во имя дружбы и мира. Впервые он прошел в прошлом году.
— Известная фраза Файзи Гаскарова «Танец — душа народа», вынесенная в название фестиваля, отвечает его сути, поскольку это не просто фраза, а образ жизни Гаскаровского ансамбля. Этим фестивалем мы хотели сказать, что наша страна очень самобытная. После концертов мы получаем очень хорошие отзывы, люди говорят, что выходят из зала, полные эмоций, и мы понимаем, что мы на правильном пути, — отметил руководитель коллектива.
— Мне очень приятно, что сегодня у меня есть возможность пообщаться с дорогими друзьями на гостеприимной башкирской земле, на которой наш коллектив выступал очень давно. Выступать с совместным концертом не только очень ответственно, но еще и очень интересно: соприкасаются полярные культуры, у которых одновременно и много общего, — говорит генеральный директор и художественный руководитель ансамбля танца «Лезгинка», заслуженный деятель искусств РФ Джамбулат Магомедов.
— Ансамбль имени Файзи Гаскарова и ансамбль танца «Лезгинка» — флагманы своих республик, своих народов. Гаскаровцы на протяжении десятилетий сохраняют свою самобытность, отражая традиции своей земли языком хореографии и музыки, этот коллектив невозможно ни с кем спутать, ему чуждо подражание, копирование, чем грешат сейчас некоторые коллективы. Поэтому он не потеряет своих зрителей. Важно, что этот фестиваль не из тех, которые спускают «сверху», проводят и потом забывают о них. Этим фестивалем мы вновь благодарим Файзи Гаскарова за его невероятную хореографию, ставшую достоянием всей страны. Сохранение преемственности поколений — это, пожалуй, тот самый ключик, в котором коллектив ансамбля видит вектор развития народно-сценического танца в современных реалиях.
— Мы не можем стоять на месте, мы должны двигаться вперед, но невозможно говорить о развитии нашего коллектива, не говоря о традициях, благо у нас есть ветераны, они приходят на концерты, на наши репетиции и мягко корректируют нас, дают ценные советы. Они считают, что в танце можно что-то переделать, но нельзя полностью переиначивать, нужно сохранить традицию Гаскарова. Это был гениальный человек, который создавал не просто танцы, а спектакли. Наш золотой фонд — это основа репертуара. Но вот недавно появился новый танец — «Во имя жизни». Трогательная постановка, где присутствует современная хореография. Вначале она была для ребят не совсем привычной, но они справились, и сейчас не просто танцуют, а проживают эту историю на сцене, — говорит народная артистка РБ, репетитор по балету женского состава ансамбля Айсылу Гайнетдинова.
Танцем «Во имя жизни» коллектив откликнулся на животрепещущие события СВО. Гаскаровский ансамбль, как и «Лезгинка», одним из первых танцевальных коллективов выступил в Луганской Народной Республике.
— Местные жители приходят на концерт целыми семьями и не могут сдержать слез, — отметил Джамбулат Магомедов.
Традиции в Гаскаровском ансамбле сохраняются и за счет тесной связи с его кузницей кадров — Башкирским хореографическим колледжем имени Р. Нуреева. Однако лучшие выпускники как классического, так и народного отделения колледжа зачастую уезжают работать в лучшие столичные театры, поэтому руководство колледжа задумалось о совместном с Гаскаровским ансамблем целевом обучении студентов.
Как, сохраняя традиции, быть современным актуальным коллективом — ведь законсервировать искусство невозможно?..
— Если мы хотим, чтобы народная хореография была актуальной, интересной, нельзя стоять на месте. Но ее нужно двигать очень аккуратно. Это не дешевая синтетика.
Конечно же, нужно использовать новые технологии на сцене, современные, яркие, легкие ткани, которые значительно облегчают костюм. Но в самой хореографии должен сохраниться почерк коллектива, колорит, присущий данному народу. Да, молодежи нравятся трюки и спецэффекты, но не зритель должен навязывать хореографию коллективу, а коллективы должны воспитывать зрителя. Потихоньку, ненавязчиво, — убежден Джамбулат Магомедов.
Каким бы именитым ни был коллектив, осуществлять крупные международные проекты, подобные прошедшему фестивалю, да и в целом существовать только своими силами невозможно. Поддержку в организации фестиваля гаскаровцам оказала компания «Уфанет». По словам ее генерального директора Искандара Бахтиярова, политика компании, которая поддерживает культуру, хорошо сказывается и на работе самой компании.
— Все зависит от культуры. Чем культура, дух выше, тем народ успешнее, гуманнее, — говорит меценат. Среди крупных культурных проектов, организованных «Уфанетом», — концерты эстрадной музыки в городах и поселках Башкортостана совместно с телеканалом «Туган тел», выступления самобытных духовых оркестров под открытым небом, проект «Виртуозы» — концерты именитых симфонических оркестров в Уфе.