Все новости
Культура
10 Ноября , 20:15

Танец дирижёра

Миляуша Таминдарова о хоре, любви и педагогическом азарте

из личного архива Миляуши ТАМИНДАРОВОЙ Благодаря телепроекту о камерном хоре узнала вся страна.
Благодаря телепроекту о камерном хоре узнала вся страна.Фото:из личного архива Миляуши ТАМИНДАРОВОЙ

На зрителей телепроекта «Ну-ка, все вместе! Хором!» произвело сильное впечатление выступление Государственного камерного хора Татарии.

Тогда все без исключения члены жюри встали — по условиям телепрограммы именно так они демонстрируют выступающему свое одобрение. Конечно, внимание в первую очередь привлекла руководитель хора — народная артистка Республики Татарстан Миляуша ТАМИНДАРОВА.

Ее дирижирование напоминало, без преувеличения, танец-спектакль. Сегодня она — наш собеседник.

— Миляуша Амировна, зрители нашей республики познакомились с вами на телепроекте. Почему вы решили принять участие в этом конкурсе?

— У меня такая внутренняя установка, что я редко каким-то событиям или возможностям говорю «нет». Наверное, поэтому мы впрягаемся в какие-то, казалось бы, не совсем форматные для Государственного хора вещи. Так было и с участием в конкурсе «Ну-ка, все вместе!» Это мы расценили как вызов, ведь нужно было соответствовать уровню телевизионного шоу главного канала страны. Популярная музыка часто почему-то представляется антагонистом академического направления, но наша победа в этом конкурсе еще раз подтвердила правильность моего замысла — есть музыка плохая и хорошая, есть та, которая цепляет, хватает, убеждает. И мы рады, что позволили себе такую дерзость и приняли вызов.

Благодаря проекту о нашем камерном хоре узнали в разных уголках нашей необъятной страны и мы выступили амбассадорами татарской профессиональной хоровой музыки.

— Вы преподаете в консерватории. Это как-то отражается на вашей работе с камерным хором?

— Сейчас уже не преподаю, но делала это десять лет, и педагогический азарт во мне не иссяк. Считаю, что руководство государственным коллективом — это и есть педагогика самой высшей формы, где сплетаются все направления того самого педагогического кластера. К сожалению, в нашу профессию сейчас мало идут, мало энтузиастов, которые хотят создавать коллективы, практиковать, выходить на сцену. В хоровом искусстве нет новых людей, новых имен, которые готовы были бы дерзать. Но они, наверное, часто и не могут появляться. А я по-прежнему получаю поздравления к Дню учителя. Постоянно консультирую, курирую, воспитываю вокалистов, со многими мы создаем различные творческие коллаборации, ну и для своих подопечных я в какой-то степени педагог. Поэтому от звания педагога не отказываюсь!

— Вы требовательный руководитель?

— Да, я человек азартный, способный на самые колкие комментарии, подчас оказываю жесткое давление на певцов. Считаю, что человек способен делать какие-то существенные вещи, только выходя из зоны комфорта. Так уж устроена наша психика, в экстремальной ситуации максимально задействуются все внутренние процессы. И я всегда ставлю сверхзадачу, тогда это движение вперед.

— Ваше дирижирование сильно отличается от работы многих ваших коллег. Появляется ощущение, что вы каждую ноту проживаете — получается настоящий спектакль, танец!

— Вы просто попали в самый корень моей концепции, поскольку я ставлю танец в приоритет как вид искусства, он первичен. Мы рождаемся и сразу начинаем двигаться. Поэтому я спорю даже со своими учителями, мэтрами, настаивая на том, что дирижеру нужно ставить не только руку. Я абсолютно убеждена, что надо ставить еще и тело дирижера. Он управляет потоками звука, а не просто отбивает такты.

— Вы выросли в семье педагогов. Перед вами открывались разные направления. Кто повлиял на ваш выбор?

— В нашем доме всегда пели — дедушка, мама, папа пел басом. Он был большим любителем классической оперы. Моя тетя Рашида Таминдарова — первая выпускница Казанской консерватории, солистка оперы. Словом, дома был культ музыки. Каждое домашнее застолье завершалось моими менуэтами и ригодонами, которые я играла, папа всегда на этом настаивал. Все наши многочисленные родственники внимательно слушали, а я чувствовала себя артисткой уже лет с пяти. Папа видел такое рвение к песне, к музыке и купил мне пианино, хотя мы жили довольно бедно. Для нашей семьи это был настоящий героизм, за что я с благодарностью его вспоминаю и говорю ему спасибо. Поэтому у меня не оставалось другого выбора, как музыкальное училище, потом консерватория...

— Ваша общественная деятельность требует много сил и времени. Как совмещаете с семейными заботами?

— Я благодарю Всевышнего за то, что он наградил меня такими детьми! Сын — хороший музыкант, мой товарищ, создатель музыкальных проектов. Я всегда на концертах шучу, что вырастила себе лучшего барабанщика. Он известен, наверное, многим, потому что является барабанщиком прославленного певца Димаша Кудайбергена. Он не только замечательный музыкант, но и прекрасный отец двух моих внуков. Дочь — тоже творческий человек, с хорошей художественной интуицией, она проектный менеджер. Внимательно следит за моей артистической жизнью, дает дельные советы. При этом говорить, что я сама образцовая мать и бабушка, не буду, потому что совсем не подхожу под общепринятые мерки. Например, когда дочери исполнилось шесть месяцев, я открыла хор оперной студии и начала создавать новый коллектив. Мои дети всегда понимали, что мама делает большое дело. Я радуюсь, когда вижу, с каким азартом они живут, как любят свое дело.

— В Уфе вы совсем недавно впервые выступили на концерте юбилея телеканала «Туган Тел». Каким вам показался уфимский зритель?

— Он замечательный! Честно говоря, не понимаю, как так получилось, что за 15 лет мы впервые приехали в Уфу. Все эти годы мне очень хотелось здесь выступить. Во-первых, меня связывают теплые отношения с Алсу Адгамовной Хаcбуллиной — художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Республики Башкортостан. Это прекрасный тонкий музыкант, большой профессионал. Во-вторых, у меня в Уфе живут родственники, и я с радостью встретилась с ними.

Уфимский зритель чудесный и очень благодарный. Как мы нуждаемся в такой поддержке и дружбе! Мы — единый народ, никогда не должны забывать об этом. И я увидела это в Уфе. Хочу сказать уфимским зрителям, что мы их любим и ценим их традиции.

— Ваш репертуар состоит из песен многих народов…

— Да, в нашем репертуаре песни более чем на 40 языках. Мы даже президентский грант выиграли за проект «Дружба народов». Мы не просто пропагандируем взаимное уважение, солидарность, мы живем этим и хотим показать, что мир един, неповторим и нельзя отказываться от музыки ни одной национальности, какая бы политическая ситуация ни складывалась. Мы живем в России и всегда открыты миру и любви. Где бы мы ни выступали, наши концерты всегда заканчиваются тем, что мы поем вместе со всем залом. Кроме того, везде создаем сводный хор того города, в котором гастролируем.

из личного архива Миляуши ТАМИНДАРОВОЙ Миляуша Таминдарова: «Я всегда ставлю сверхзадачу, чтобы двигаться вперед».
Миляуша Таминдарова: «Я всегда ставлю сверхзадачу, чтобы двигаться вперед».Фото:из личного архива Миляуши ТАМИНДАРОВОЙ
Автор:Светлана ШАРИПОВА
Читайте нас: