Как следует из названия, новая постановка театра «Люблюнемогу» — о сильных чувствах, когда вот просто «люблюнемогу».
Пьеса поставлена по одноименному альманаху историй драматурга и театрального менеджера Ольги Никифоровой. Современная пьеса, написанная во время и, как говорит автор, во многом благодаря ковиду, полюбилась режиссерам, ее ставят по всей стране. Ее изюминка в том, что в ней — житейские истории наших современников, их диалоги и монологи в разных, но достаточно типичных обстоятельствах, в которых можно узнать себя.
При этом развитие сюжета порой оказывается довольно неожиданным.
В пьесе нет сиюминутного, того, что сегодня интересно, а завтра нет. Речь идет о взаимоотношениях людей, о потерях, об одиночестве, а это всегда актуально.
Как и феномен, который окрестили «эффект бабочки», уже ставший чем-то вроде культурного бренда: сюжеты о том, что даже самое незначительное влияние (такое, например, как взмах крыльев бабочки) может иметь непредсказуемые глобальные последствия, пользуются большим спросом у современного зрителя. Успех фильмов о вселенских катастрофах, толчком к которым стало какое-то случайное, необдуманное действие героев, тому свидетельство. Но если подумать, пресловутый «эффект бабочки» присутствует в жизни каждого. С этой идеей автор и обращается к зрителю в начале спектакля: «…Ты просто сделал глупость, ты не хотел, не готовился к ней, не вынашивал. Тебя просто крутануло. И все. А тебя не простили, тебя осудили, тебя вычеркнули. Ты в кураже и для красного словца что-то ляпнул, а дружбе пришел конец. И вы вроде видитесь, даже общаетесь, а друга у тебя уже нет. Или ты всю жизнь мирно сидел дома и спорил с телевизором, а тут вдруг вышел на площадь, и ты уже участник протеста, и мир твой не будет прежним. У тебя на мгновение вскружилась голова, тебе показалось — ты влюблен. Но ты не свободен. Просто минутное затмение. Не больше. А ты уже изменник и предатель. И уже непоправимо!..»
В афише спектакль обозначен как мелодрама. Смотрим определение: «мелодрама — драма, в которой преувеличенно трагическое сочетается с сентиментальным, чувствительным». Преувеличенно трагическое? Вы серьезно? Попробуйте сказать об этом человеку, у которого «люблюнемогу»! У него все так искренне, от сердца. Поэтому если в образах, выведенных в этом спектакле, и есть преувеличение, то только для того, чтобы подсветить в них типичное, чтобы зритель подумал: ну точь-в-точь как мой муж! И пусть зачастую аналогии не прямые, к примеру, мало кто, как героиня одной истории, убегает с вечеринки с другом мужа и оказывается в США, — эти события лишь интересные декорации. С помощью этой истории зрителя заставляют задуматься о другом: о том, что по молодости, по глупости, под алкоголем можно натворить такого, что совсем в другое русло повернет не только твоя жизнь, но и жизнь твоих близких.
Режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель Сахалинского международного театрального центра имени А. П. Чехова Александр Агеев выбрал из многочисленных историй о наших современниках, представленных в творении Ольги Никифоровой, те, которые оказались ему особенно близки. Сюжетно между собой они связаны только тем, что действие происходит в аэропорту.
— Все эти истории встреч и расставаний очень разные. И главное во всех этих историях — человек! — говорит режиссер. — Где-то герои увидели друг друга спустя пятнадцать лет, где-то пересеклись через три года. Мать и дочь пробуют выяснить свои отношения, влюбленные хотят разобраться в себе… Парадоксальность этого текста в том, что все происходит внезапно. И это — замечательное, потрясающее «вдруг»! Герои ко всем этим ситуациям не готовились специально.
Тогда мы задумались: а где могут случаться эти встречи? В аэропорту! Именно здесь мы видим больше всего самых искренних улыбок и слез!
И действительно, аэропорт — как будто жизненный концентрат.
Но и сам аэропорт становится не просто местом действия, а и действующим лицом спектакля. «...Зал ожидания напоминает мне большой город или даже целую вселенную человека. Она движется, кричит, молчит, говорит, обнимается, толкается, спит и бодрствует, она ест и пьет, не отрываясь, смотрит на табло прилетов и вылетов, она опаздывает, она смеется, плачет, прощается, встречается и… ожидает. И ни одно ожидание не похоже на другое. Оно имеет разный цвет, вкус, оно имеет свой неповторимый запах, свою траекторию...» — каждый, кто был в аэропорту, поймет, о чем говорит рассказчик. Почувствовать этот ритм и динамику зрителям помогают королевы аэропорта — деловые красавицы-стюардессы, появление которых никогда не остается незамеченным как в жизни, так и в спектакле, где они эффектно появляются всякий раз, чтобы подвести черту очередной истории. Энергичная хореография и музыка подчеркивают — что бы ни случилось, жизнь продолжается.
На этом спектакле вам не захочется плакать или сильно смеяться, вы не «загрузитесь по полной», но и не будете смотреть на часы в ожидании конца постановки, а будете с любопытством ждать, чем кончится та или иная история, и получите удовольствие от хорошей актерской игры. К просмотру рекомендуется!
КОРОТКО
Действие происходит в аэропорту.
По мысли создателей спектакля, зал ожидания — это концентрация эмоций, это встречи и расставания, это путь из точки «А» в точку «Б», где все непредсказуемо, даже если вы уверены в обратном. За каждой историей встречи или прощания героев спектакля — история любви.
Они рассказывают ее зрителю: кто-то в форме монолога, во время которого в зрительном зале становится тихо-тихо, кто-то в эмоциональном диалоге, в котором от печального до смешного — один шаг.