Все новости
Культура
3 Июня 2023, 20:15

Что может быть сильней богов?

В Национальном молодёжном театре РБ прошла премьера спектакля «Поджигатель»

Альберт ЗАГИРОВ  Стареющий император находится под влиянием молодой жены.
Стареющий император находится под влиянием молодой жены. Фото:Альберт ЗАГИРОВ

— К чему ломать голову над тем, что было так давно? Разве у вас мало своих проблем?

— Есть вечные проблемы, которые волнуют людей. Чтобы понять их, не грех вспомнить о том, что было вчера, недавно и совсем давно.

В этом диалоге героев пьесы Григория Горина «…Забыть Герострата» ответ на вопросы, почему в Национальном молодежном театре обратились к этому произведению и почему история времен античности звучит сегодня так современно. У зрителей, уже посмотревших спектакль «Поджигатель», была возможность убедиться, что потрясающий текст советского драматурга, мудрого, остроумного Григория Горина вдохновил не только режиссера Мусалима Кульбаева — материал захватил и актеров, которые рассказывают эту историю на одном дыхании.

Герой пьесы — житель древнегреческого города Эфеса, который для того, чтобы прославиться и остаться в истории, поджег великолепный храм Артемиды, одно из семи чудес света, что строили целых сто лет.

Драматург Горин переосмысливает древнюю историю, чтобы поразмышлять о цене славы и человеческих пороках, которые неизменны во все времена. Сидя в тюрьме и ожидая казни за содеянное, Герострату удается организовать целую пиар-кампанию, направленную на то, чтобы остаться в веках. Подкуп завсегдатаев злачных мест, любовная история с медийной личностью и издание мемуаров — этими пиар-технологиями активно пользуются и сегодня. И вот уже человек, которого хотели распять, стал любимцем публики. Те, кто запрещал издавать его мемуары, тайком покупают «Записки поджигателя храма Артемиды Эфесской», да и казнить его уже не кажется единственно справедливым решением. Как же легко управлять толпой! Только один человек не поддается всеобщему мороку и стремится, несмотря ни на что, наказать Герострата, за что оказывается наказан сам.

Казалось бы, Герострат (Загир Яруллин) — воплощение циничности и наглости, но он сам всю жизнь попадался на чужую наглость и ложь — то с торговлей, то с женитьбой, а то и с петушиными боями. И только потом, вконец разорившись и лишившись всего, он понял: раз люди, прикрываясь богами, творят беззаконие и на них не падает их гнев, то что мешает ему поступать так же? Сильнее богов — наглость человеческая!

Сюжет пьесы не назовешь сложным — Горин в первую очередь мастер диалогов. И именно в диалогах в этой пьесе предстояло раскрыться актерам. Они сделали это так, что запомнился каждый образ, от небольших ролей — стражника (Дмитрий Гусев) и верховной жрицы (Людмила Воротникова) — до центральных героев, которые, несмотря на высокий сан, остались очень живыми, настоящими, как Тиссаферн — великолепная работа Андрея Ганичева. Клеон Асхата Накиева — честный и неподкупный патриот, редкий экземпляр во все времена. Криссип Салавата Нурисламова запомнился своей необычной юбкой и характерным образом предпринимателя, который всегда держит нос по ветру и чует запах какой бы то ни было прибыли. Женой императора Тиссаферна — Клементиной — стала прекрасная Юлия Абрарова, показавшая первую красавицу Эфеса гордой, умной, хитрой женщиной. Впрочем, она не лишена сомнений, борется с собой, но в итоге гордость и совесть проигрывают тщеславию, и она ради славы соглашается на любовную интригу с Геростратом.

Художественное оформление спектакля — тюремная камера: железная решетка, рабочий стол, стул и кровать. На этом лаконичном черно-сером фоне Клементина в своем алом платье выглядит как прекрасная птица, нарядное оперение которой, однако, оказывается не более чем оперением. Костюмы остальных персонажей отличаются сдержанностью и схематичностью. Кресла для зрителей, расставленные по обе стороны от сцены, делают малый зал похожим на арену амфитеатра, и кажется, что герои обращаются прямо к тебе. Видимо, поэтому спектакль и поставили в малом зале с минимумом декораций, световых эффектов и музыки — чтобы сконцентрироваться на сути и сократить путь к зрителю.

Режиссер спектакля Мусалим Кульбаев в одном из интервью так объяснил суть постановки:

— Сегодня, когда мы сталкиваемся с проблемами, порожденными неконтролируемой властью денег, полным отсутствием совести — а это одна из главных проблем XXI века, — важно показывать, до каких глубин падения, ужаса и мрака могут доводить такие человеческие пороки, как тщеславие, гордыня, презрение ко всему человеческому.

После этого спектакля зритель выходит с чувством, что время потрачено не зря. Постановка не из тех, что вызывает после просмотра горячие дебаты. Здесь все предельно ясно и очевидно — хороший выбор материала, отличное сценическое решение, прекрасная актерская игра.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: