Все новости
Культура
28 Сентября 2022, 21:15

О чём я молчу?

Когда подростки пишут пьесы о себе

Наталья РОМАНОВА  Идеальный дуэт.
Идеальный дуэт.Фото:Наталья РОМАНОВА

На сцене Уфимского театра юного зрителя состоялся показ спектакля, в основу которого легли пьесы юных участников образовательного проекта.

Буллинг и кибербуллинг — эти слова, относительно недавно вошедшие в наш лексикон, имеют давнее происхождение. Попросту говоря, это травля в реальном и интернет-пространстве. Унижение тех, кто по непонятным причинам не «вписался» в систему. Особенно характерно данное явление для школы.

— Попытка проговорить сложную проблему уже сама по себе важна, — рассказывает один из руководителей проекта, главный режиссер Уфимского театра юного зрителя и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры РБ Полина Шабаева. — Даже на этапе презентации, когда мы приходили в школы и начинали общение с детьми, спрашивая, знаете ли вы, что такое буллинг, ребята были на удивление искренни и откровенны. Рассказывали, что могли оказаться в роли не только жертвы, но и агрессора. И опыт подобного проживания вовсе не означает, что в следующий раз ты опять не попадешь в неприятную ситуацию. Как остановить этот порочный круг? И здесь очень пригодились психологи, работающие в нашей команде. Это студенты 3-го и 5-го курсов БГПУ. Они вели социологическое исследование, которое предполагает проект. Очень важно, какими ребята входят в проект и каких результатов мы достигаем после него. Были не только групповые занятия, но и индивидуальные консультации.

Главным же в этом проекте было написание оригинальных пьес. Подобный опыт работы с юными авторами — не первый.

— У Центра драматургии и режиссуры Республики Башкортостан было три удачных проекта под названием «Драмквадратик», — продолжает Полина Анатольевна. — Наш талантливый молодой драматург Ангиза Ишбулдина собирала вокруг себя пишущих ребят разных возрастов, и они делали свои первые шаги в драматургии. Результатами этих проектов были показы в профессиональных театрах нашего города. Первый из них состоялся в Национальном молодежном театре РБ имени Мустая Карима, второй — в Уфимском ТЮЗе. А третий, зимой этого года, — в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури.

Имея подобный опыт, мы подумали, почему бы не расширить количество участников? И благодаря фонду президентских грантов, поддержавшему инициативу в этом году, у нас появилась такая возможность. В проекте принимают участие четыре школы: две из Уфы (школа № 49 и Башкирский лицей № 136 имени М. Искужина), две — из Уфимского района (Центр образования «Спутник» и школа деревни Шамонино).

Спасибо большое руководству школ, благодаря которому удалось реализовать процесс обучения. В проекте могли участвовать не только дети, но и учителя, родители. Первый этап уже прошел: мы пригласили в команду драматургов Екатерину Тимофееву, нашу землячку, которая живет в Москве, Машу Конторович из Екатеринбурга, преподававшую в «Спутнике». Нас также поддержала киностудия «Башкортостан» — у нас будет еще кинокурс. Ребята уже пишут свои первые сценарии, и у них вот-вот начнутся съемки.

В показах, первый из которых состоялся в Уфимском ТЮЗе 17 сентября, играют профессиональные актеры. И это интересный опыт взаимодействия профессионального взрослого и подрастающего поколения. У нас есть возможность сделать все очень быстро, буквально за неделю. Все пространство театра отдано в эти дни под проект. Со стороны оно выглядит как муравейник. В каждом уголке театра идет работа, потому что пьес много. Например, только в «Спутнике» участвовал 21 человек. Все дошли до финала, и каждый написал свою пьесу. Ребята писали на темы, которые их волнуют. Это взаимоотношения с родителями, со своими сверстниками, первая любовь, выбор будущей профессии.

За два часа было показано шесть эскизов пьес ребят из Центра образования «Спутник», занявших почти всю труппу театра и вызвавших у зрителей целую гамму эмоций. Их названия: «Согрею» (драматург — Марья Ступина, режиссер — Алина Латынова); «Разбитое счастье», «Убийство», «Второй Шанс» (драматурги Эрик Павлов, Никита Белогуров, Анна Ерохина, режиссеры Наталья Лысцова и Александра Кузнецова); «За такие шутки в зубах бывают промежутки» (драматург Даша Титова, режиссер Виталий Андреев); «Букет цветов», «Адские будни в музыкальной школе», «Против воли» (драматурги Ангелина Щербина и Милана Васильева, Камила Шайбакова, Азалия Самигуллина, режиссер Виктория Емелева); «Думали навсегда» (драматург Алена Шабаева, режиссер Анастасия Гайнанова); «Альтернатива» (драматург Яна Погорельская, режиссер Ульяна Дементьева).

Драматург и режиссер Маша Конторович, чьи пьесы с успехом идут на многих площадках, занималась с уфимскими авторами еще весной. И теперь оставила для своих подросших за лето учеников трогательное послание, которое транслировалось на экране. А нашей газете она дала блиц-интервью.

— Драматургия всегда считалась делом элитным. Но у вас есть целый курс, направленный на популяризацию этого жанра. Действительно ли любой человек может писать пьесы?

— Думаю, что абсолютно любой человек обладает творческим потенциалом. Соответственно, каждый может написать пьесу. Другое дело, что не все могут стать профессиональными драматургами. Наши дети написали прекрасные работы.

Далеко не все станут драматургами, но почему бы не реализовать свои творческие проявления?

— Вы ученица Николая Коляды. Учил ли он своих учеников писать пьесы или просто направлял вас?

— Николай Владимирович нас направляет. Ведь научить писать пьесы невозможно. Он может назвать исходное событие, помочь с персонажами, и все — идите, пишите. Он любит своих учеников…

— Вы занимались в апреле с нашими ребятами в течение пяти насыщенных дней. Как строились занятия?

— Наши занятия проходили, в основном, в разговоре, общении с ребятами. Они рассказывали те истории, о которых хотели написать, а потом садились и писали их.

— Легко ли заниматься со старшеклассниками?

— Со старшеклассниками и вообще с подростками заниматься классно. Куда интереснее, чем со взрослыми, потому что подростки всему удивляются, а мир удивляется им, и они максимально искренни. Они готовы все сделать ради своего будущего, они все в надеждах. И с ними очень здорово общаться.

— Затронутая в «О чем я молчу?» тема буллинга очень болезненна. Насколько искренни были ваши ученики?

— Ребята были максимально честными на занятиях. А почему бы нет? Если ты искренне относишься к человеку, то и он так же будет относиться к тебе. Все очень просто. Они могут не все рассказать. Но у нас и не кабинет психотерапевта, какие-то вещи можно написать между строк.

— О чем еще хотят писать дети? Требуется ли жизненный опыт, чтобы полно раскрыть ту или иную тему?

— Они хотят писать обо всем, что с ними происходит, о своей жизни. Для того, чтобы писать профессионально, конечно, нужно больше опыта. Но здесь мы говорим о творчестве из каждого, его индивидуальности.

— Понятно, что люди, написавшие пьесу, хотят ее постановки в театре или кино. Можете поделиться опытом, что нужно сделать, чтобы «продвинуть» свое произведение?

— К сожалению, я вообще не продюсер и продвигать свои произведения не очень-то умею. Но есть инструменты, помогающие всем начинающим авторам. Если ты хочешь, чтобы это стало твоей профессией, нужно много работать. Писать каждый день, общаться в этой среде. Постоянно читать пьесы и сценарии, смотреть кино, читать книги, ходить в театры. Набираться опыта, самого разного. Очень важно участвовать в конкурсах. Нам повезло, что существует огромное количество творческих соревнований. То есть, если очень хочется, всегда можно пробиться. Если это талантливо, тебя обязательно заметят!

Одним из подарков, который организаторы проекта хотят сделать участникам, будет печатный сборник, куда войдут пьесы всех 80 юных драматургов.

Наталья РОМАНОВА  В пьесах, написанных подростками, играют профессиональные актеры.
В пьесах, написанных подростками, играют профессиональные актеры.Фото:Наталья РОМАНОВА
Автор:Элла МОЛОЧКОВЕЦКАЯ
Читайте нас: