Все новости
Культура
24 Сентября , 15:15

Краски жизни Евгении Васильевой

Необычная художница размышляет о времени и вечности

Александр ДАНИЛОВ  Выставка удивила уфимскую публику.
Выставка удивила уфимскую публику.Фото:Александр ДАНИЛОВ

В Уфимском художественном музее имени Нестерова открылась выставка московской художницы Евгении Васильевой (EVA). Прошлая выставка Васильевой, которая прошла в Нацмузее РБ полгода назад, была посвящена бренду Башкирии — бурзянской пчеле — и вызвала немало споров и критики. Многие воспринимают Васильеву в первую очередь и как бывшую скандальную чиновницу, но никак не художника, хотя она имеет степень магистра в области изобразительного искусства, дипломы Британской высшей школы дизайна и колледжа искусств. Само по себе наличие дипломов, конечно, ни о чем не говорит, но стремление Евгении творить, желание демонстрировать свое творчество и отсутствие комплексов вызывает интерес и даже уважение. Было любопытно, чем же Васильева удивит уфимскую публику на этот раз.

Экспозиция под названием «Время и вечность» представляет философские размышления автора над вечными вопросами мироздания.

Как отметила министр культуры РБ Амина Шафикова на открытии выставки, то, что она расположилась именно в музее Нестерова, символично:

— Этот уникальный музей сочетает в себе классическое здание усадьбы Лаптева и современный выставочный зал в стиле модерн, связанные между собой искусством. Сегодняшняя выставка «Время и вечность» — тоже связь эпох и времен. Это возможность остановиться, когда ты не знаешь, куда идти, оглянуться и, возможно, увидеть свой путь. Эта выставка заставляет задуматься о том, что мы есть и что оставим после себя. Думаю, она найдет своего зрителя.

На выставке представлено 112 работ в нескольких залах музея. Это живопись, графика, скульптура, видео-арт. Как рассказала Евгения Васильева, экспозиция была организована специально для музея Нестерова, творчество которого она очень любит, как и его родной город, где она чувствует себя как дома. Как рассказала художница, работая в различных направлениях, она старается выстроить диалог между разными видами медиа. Идея этой выставки — диалог эпох. Поэтому картины-размышления расположены в том числе и в зале, где выставляются образцы старинной русской иконописи. Кого-то такое соседство драгоценного наследия с образцами самовыражения нашей современницы возмутило. Кто-то, наоборот, увидел в этом смысл и тот самый диалог эпох.

— Многие работы здесь говорят об одном и том же — о нашем существовании на земле, —говорит Евгения Васильева. — Мы должны понимать, что здесь оно не заканчивается, поэтому нужно ориентироваться на ценности более серьезного масштаба, идти к источнику нашего существования, понимать, что есть добро и что есть зло, что в нашей жизни не должно быть агрессии, насилия, и тогда жить будет гораздо радостнее.

— Я был немного знаком с творчеством Евгении, но сегодня многое для себя открыл. Во-первых, это очень интересная личность, это видно по ее работам. В них есть и новые ракурсы, и гигантское движение куда-то вглубь. Это видно и в видео-арте, и в черно-белых работах, ограниченных цветом, и в живописных цветовых. Это яркая выставка и яркий художник, — считает народный художник РФ Салават Щербаков. — Могу сказать, что на этой выставке я зарядился энергией. Здесь легкость подхода сочетается с интеллектом, глубиной и большой эмоциональностью. Я восхищен масштабом личности художника и таким выплеском его в искусство.

Экспозицию осмотрел и председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России Тал­гат Таджуддин. Он увидел в работах Васильевой связь времен и отражение нашей жизни, в которой сегодня теряются нравственные ценности и ориентиры.

— Это картины, которые не только вызывают эмоции, но и заставляют думать и пробуждать людей от беспечности, — отметил он.

По мнению директора Нестеровского музея Айрата Терегулова, сочетание живописи, скульптуры и видео-арта получилось весьма значительным и звучит единым весомым аккордом. Он убежден, что выставку посетят многие уфимцы, тем более что 4 ноября состоится всероссийская акция «Ночь музеев»: как правило, в эту ночь в музей приходит несколько тысяч посетителей.

— Первое впечатление — мощь, объем, смелость, яркость. Мне кажется, здесь особенно чувствуется женская энергетика. Хочется додумывать за художника, угадывать, что же он хотел сказать. Каждый художник самовыражается по-разному: кто-то пишет четкий силуэт, а кто-то нет, кто-то детализирует, а кто-то нет. Здесь есть объемы, которые позволяют попадать в пространство, это классно. Для Уфы это интересная выставка — как всегда, музей Нестерова сумел удивить, — делится впечатлениями художник Лиана Мкртчян.

В прошлом году Евгения Васильева подарила несколько своих работ Национальному музею РБ. В этом году она продолжила традицию, передав три картины Центральному духовному управлению мусульман и десять картин Нестеровскому музею.

Можно как угодно относиться к творчеству Васильевой, можно не считать это творчеством вообще, но если кто-то чувствует эмоции, которые вложил автор в свою работу (а в этом вся суть того, что называют современным искусством), значит, оно имеет право быть. Как говорит известный арт-критик и искусствовед Николай Палажченко, современное искусство — пространство эксперимента, нередко и пространство скандала, где всегда есть место для каких-то поисков. Художником вправе считаться любой человек, который себя таковым называет. Неважно, плох ты или хорош.

Другой вопрос, что далеко не у всех, кто хочет показать свое творчество, есть возможность выставляться. Но это уже другая история.

Блиц-интервью

— Что заставило вас обратиться к такой философской теме?

— В первую очередь сам музей. Есть короткий отрезок жизни, когда человек живет на земле, но всегда задается вопросом: «А что дальше?» Нестеров тоже задавался этим вопросом. И когда речь идет о духовности, это не может быть не связано с понятием времени.

— Есть ли среди представленных работ картины с особенной историей?

— Здесь есть очень сложные работы. Например, вся черно-белая серия организована достаточно необычным образом. Техника называется трансформированная фотография живописи. Это моя разработка, которая впервые представлена вашему вниманию. Это многослойная техника, в которой задействованы и цифровые технологии, и ручная работа. Я пишу живописную работу, фотографирую ее, потом делаю фотографию с натуры или с живописи, накладываю их в цифровом варианте, обрабатываю, перекладываю изображение на холст и покрываю маслом. И таких слоев может быть до двадцати. Фотографии отсняты в разное время, некоторые 20 лет назад, а их трансформацией я занималась последние два года.

Работать было достаточно легко, потому что это близкая мне тема, она меня волнует, как и, наверное, всех моих современников.

— Вы очень плодовитый художник, в чем ваш источник вдохновения?

— Вся наша жизнь — источник вдохновения. Столько красоты вокруг нас — наша задача ее замечать. Природа, цвета, запахи, люди, общение — это все огромная радость, заряд эмоций. Даже если есть какие-то огорчения, к ним можно относиться терпеливо и кротко. В Священном Писании есть совершенно четкие подсказки, как нужно жить, чтобы быть счастливыми, а в этом, в общем-то, и состоит наша задача — прожить наш отрезок жизни на земле счастливыми. Для этого нужно следовать определенным правилам, и когда это понимаешь, появляется и надежда, и вдохновение, и любовь — ты чувствуешь все краски жизни.

Александр ДАНИЛОВ
Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас в